| -
hidden Памятники истории и культуры | Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) hidden Виельгорские Мих.Ю., Мат.Ю., гр. музыканты | ВИЕЛЬГОРСКИЕ, графы, музыканты, муз. деятели, меценаты, братья ("братья гармонии"). Родились в СПб. Их отец был автором драм. и муз. опытов, салонным музыкантом, поч. дир. петерб. Филармонического общества. Михаил Юрьевич В ... | | ВИЕЛЬГОРСКИЕ, графы, музыканты, муз. деятели, меценаты, братья ("братья гармонии"). Родились в СПб. Их отец был автором драм. и муз. опытов, салонным музыкантом, поч. дир. петерб. Филармонического общества. Михаил Юрьевич В. (1788-1856), композитор (опера "Цыгане", 2 симф. и др.), пианист и органист, действит. статский советник (1827). Получил прекрасное муз. образование. С 1827 жил и служил в СПб.; с 1828 шталмейстер двора вел. княгини Елены Павловны, сыграл ключевую роль в придворной карьере А. Г. Рубинштейна и высочайшем покровительстве Русскому музыкальному обществу (РМО). Видный масон (магистр Великой провинц. ложи, адепт герметич. наук). Муз.-артистич. салон В. стал центром муз. жизни СПб. Здесь выступали приезжие виртуозы, певцы итал. и рус. оперы, устраивались симф. концерты: звучали все симф. соч. Л. Бетховена, дирижировал Р. Шуман, К. Шуман исполняла концерт Ф. Мендельсона; Ф. Лист играл для М. И. Глинки с листа партитуру "Руслана". В качестве чл. Дирекции имп. театров и шталмейстера двора В. имел значит. влияние на казенные театры, приглашение артистов на придворную службу. Г. Берлиоз назвал его дом "муз. министерством". М а т в е й Юрьевич В. (1794-1866), шталмейстер двора вел. княгини, затем имп. Марии Александровны, обер-гофмейстер, чл. Дирекции имп. театров, выдающийся виолончелист, играл соло и в ансамблях в салоне брата, при дворе, на благотворит. вечерах, в собраниях Концертного об-ва. Его партнерами были Дж. Филд, А. Вьетан, К. Липиньский, Г. Венявский, М. Плейель, А. Ф. Львов и мн. др. Один из учредителей и первых директоров РМО. Собрал уникальную коллекцию струнных инструментов, в т.ч. квинтет работы А. Страдивари. В кон. 1820-х - нач. 1830-х гг. братья В. жили на наб. р. Мойки, 84, затем на Михайловской пл. (ныне пл. Искусств), 3 (1833-37), 5 (1837-44) и 4 (с 1844). Последний принадлежал Матвею В., известен как Дом Виельгорского, пам. архитектуры классицизма (1830-32, арх. А. М. Болотов, фасад оформлен по проекту К. И. Росси). В 1830-х гг. в доме жила Е. А. Карамзина (вдова Н. М. Карамзина), семью к-рой часто навещал А. С. Пушкин. В сер. 19 в. в этом доме жил А. К. Толстой. Ныне в д. 4 - гимназия Рус. музея. Зал, в к-ром собирался муз. салон В., восстановлен, в нем бывают концерты. В соседнем помещении - небольшой музей В. Братья В. похоронены на кладб. Александро-Невской лавры (Михаил - в Лазаревской усыпальнице, Матвей - в Благовещенской усыпальнице). Лит.: Щербакова Т. А. Михаил и Матвей Виельгорские: Исполнители. Просветители. Меценаты. М., 1990. А. Л. Порфирьева.
| | | hidden | Четыре Кавалерских дома возвели в 1752–1753 гг. по проекту С. И. Чевакинского в соответствии с повелением, данным в 1748 г. императрицей Елизаветой, о строительстве жилых домов на Садовой улице для приезжающих «господ кавалеров» ... | | Четыре Кавалерских дома возвели в 1752–1753 гг. по проекту С. И. Чевакинского в соответствии с повелением, данным в 1748 г. императрицей Елизаветой, о строительстве жилых домов на Садовой улице для приезжающих «господ кавалеров». Одноэтажные с мезонинами домики первоначально имели одинаковый вид в стиле барокко, были объединены оградами со стороны Садовой улицы и окрашены в один цвет с фасадами Екатерининского дворца. В 1784 г. И. В. Неелов расширил мезонины, превратив их в невысокий второй этаж. В 1817 г. перед домиками распланировали палисадники. Гофмаршальский дом (Садовая ул., 6) при перестройке расширили вдвое, в середине XIX в. здесь размещался Царскосельский комендант дворцовых зданий. Кабинетский дом (Садовая ул., 10) в начале XIX в. некоторое время занимала канцелярия Главноуправляющего Царским Селом, Петергофом и Гатчиной, а в середине XIX в. он был занят унтер-шталмейстерами. Штаб-лекарский дом (Садовая ул., 12) в 1817 г. приспособили по Высочайшему повелению Александра I для проживания историографа Н. М. Карамзина. Впоследствии его занимал военно-походный унтер-шталмейстер. Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Елизавета Алексеевна, императрица Карамзин Николай Михайлович Неелов Илья Васильевич Чевакинский Савва Иванович Адреса Садовая ул./Пушкин г. Садовая ул./Пушкин г., д. 6 Садовая ул./Пушкин г., д. 10 Садовая ул./Пушкин г., д. 12
| | | hidden Карамзин Н.М., (1766-1826), историк, писатель | КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766-1826, СПб.), писатель, критик, историк, поч. ч. Петерб. АН (1818). Учился в пансионе в Москве. В 1782-84 служил в гвардии в СПб. Выйдя в отставку, путешествовал по Европе (1789-90), затем жил гл. обр. в Москве ... | | КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766-1826, СПб.), писатель, критик, историк, поч. ч. Петерб. АН (1818). Учился в пансионе в Москве. В 1782-84 служил в гвардии в СПб. Выйдя в отставку, путешествовал по Европе (1789-90), затем жил гл. обр. в Москве. Родоначальник рус. сентиментализма. Автор "Писем рус. путешественника", повестей "Бедная Лиза", "Наталья, боярская дочь", "Марфа-посадница" и др., стихотворений, очерков, критич. статей, переводов. Сыграл большую роль в развитии рус. лит. языка, становлении новых направлений в рус. лит-ре, оказал влияние на творчество В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, молодого А. С. Пушкина. Последователи и единомышленники К. объединялись в дружеское лит. об-во "Арзамас", противостоявшие им "архаисты" во гл. с А. С. Шишковым - в лит. об-во "Беседа любителей русского слова". В 1803 указом имп. Александра I К. назначен историографом и приступил к работе над своим гл. трудом - "История гос-ва Российского", выход к-рого (т. 1-12, 1816-29) стал важной вехой в развитии рус. науки и обществ. сознания. По своим полит. взглядам К. - убежденный последователь просвещенной монархии, в нач. 1810-х гг. резко выступил против реформ М. М. Сперанского. В 1816 с семьей переехал в Царское Село, где ему был предоставлен один из домов в Китайской деревне. Здесь в гостях у К. бывал Пушкин-лицеист. В СПб. в 1816-18 К. жил в доме Е. Ф. Муравьевой (наб. р. Фонтанки, 25), летние месяцы проводил в Царском Селе в "кавалерском доме" по Садовой ул., 12 (1752-53, арх. С. И. Чевакинский; перестроен в 1784, арх. И. В. Неелов). Последним петерб. пристанищем К. стал Мижуева дом (наб. р. Фонтанки, 26). К. был свидетелем выступления декабристов 14.12.1825 на Сенатской пл. Осудив его участников и организаторов за безрассудство, К. переживал их судьбу как личную трагедию (мн. заговорщики были его хорошими знакомыми). Полученная в день восстания простуда стала причиной тяжелой болезни, от к-рой К. уже не смог оправиться. Похоронен в Некрополе мастеров иск-в. Лит.: Эйдельман Н. Я. Последний летописец. М., 1983; Лотман Ю. М. Сотворение Карамзина. М., 1998; Шмидт С. О. Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) // Портреты историков: Время и судьбы: В 2 т. М.; Иерусалим, 2000. Т. 1. С. 25-37. Н. Л. Корсакова.
| | | hidden Пушкин А.С. (1799-1837), поэт | ПУШКИН Александр Сергеевич (1799-1837, СПб.), поэт, прозаик, драматург, историк, журналист. Воспитанник Царскосельского лицея (1811-17; мем. доска; ныне мем. музей). Началом творч. биографии сам П. считал публ. чтение своей оды "Восп ... | | ПУШКИН Александр Сергеевич (1799-1837, СПб.), поэт, прозаик, драматург, историк, журналист. Воспитанник Царскосельского лицея (1811-17; мем. доска; ныне мем. музей). Началом творч. биографии сам П. считал публ. чтение своей оды "Восп. в Царском Селе" на лицейском экзамене 8.1.1815 в присутствии Г. Р. Державина. По окончании лицея служил в Коллегии иностр. дел. В 1820 выслан из СПб. в Кишинев, Одессу, затем в с. Михайловское Псковской губ. В 1827-31 бывал в СПб. наездами (останавливался в Демутовом трактире). Переехал в СПб. в 1831 после женитьбы на Н. Н. Гончаровой. Чл. об-ва "Арзамас", кружка "Зеленая лампа"; был тесно связан с ВОЛРС. Имел широкий круг лит. знакомств, общался с А. А. Дельвигом, В. К. Кюхельбекером, П. Я. Чаадаевым, В. А. Жуковским, П. А. Вяземским, Н. М. Карамзиным, Е. А. Баратынским, К. Н. Батюшковым, П. А. Плетневым, Н. В. Гоголем, А. С. Грибоедовым и мн. др. В разное время посещал салоны княгини Е. И. Голицыной, А. Н. Оленина, Карамзиной салон, салон Д. Ф. Фикельмон, Одоевского салон, Смирновой-Россет "среды" и др. Печатался в журналах "Сын Отечества", "Библиотека для чтения", альманахах "Полярная звезда", "Северные цветы" и др. Принимал близкое участие в издании "Литературной газеты"; создатель журнала "Современник". В СПб. вышли первая книга П. - поэма "Руслан и Людмила" (1820), первый поэтич. сб. "Стихотворения" (1826), прижизн. собр. соч. - "Стихотворения Александра Пушкина" в 4 ч. (1829-35), первое отд. полное изд. ром. "Евгений Онегин" (1833), "Повести, изданные Александром Пушкиным" (1834), "Поэмы и повести Александра Пушкина" в 2 т. (1835) и мн. др. произведения. СПб. - город ранней лит. славы поэта и место его последней жизненной драмы. П. был смертельно ранен на дуэли в окрестностях СПб. у Черной речки [в 1937 на предполагаемом месте дуэли установлен обелиск (арх. А. И. Лапиров, скульп. М. Г. Манизер)]. Его отпевали в Конюшенного ведомства церкви (Конюшенная пл., 1; мем. доска). Наследник лит. традиции 18 в., П. гармонично соединил в своем творчестве разл. жанры и стили как в поэзии, так и в прозе, создавая новый язык лит-ры и новую манеру письма, определившую развитие рус. лит-ры 19-20 вв. В творчестве П. впервые в рус. лит-ре возникает комплексное, разноаспектное описание СПб.; поэт описывает прошлое города и настоящее как результат этого прошлого. Город становится одним из героев его произведений - законченное худож. оформление получает феномен, впоследствии назв. "петерб. текстом", к-рый развивается в произведениях Гоголя, Ф. М. Достоевского и мн. др. рус. писателей. Тема СПб. у П. тесно связана с осмыслением реформаторской деятельности Петра I (неоконч. роман "Арап Петра Великого", 1827; "Пир Петра Первого", 1835; подготовит. материалы к "Истории Петра", 1835; др.); архит. реалии олицетворяют разл. стороны рус. истории и государственности (см., напр., Михайловский замок как символ тирании в оде "Вольность", 1817, написанной, по мем. преданию, в доме бр. А. И. и Н. И. Тургеневых на наб. Фонтанки, 20); разноликой предстает совр. жизнь города (аристократич., светский, культурный СПб. в насыщенной топографич. приметами 1-й гл. "Евгения Онегина"; быт петерб. окраины в поэме "Домик в Коломне", 1830; др.). Колоссального символич. напряжения исполнен образ СПб. в поэме ("петерб. повести" - согласно жанровому определению П.) "Медный всадник" (1833; впервые опубл. со значит. искажениями посмертно в 1837). Безусловная апология СПб. оборачивается в произв. темой роковой угрозы и катастрофич. гибели города по воле "Божией стихии", а торжество ист. гения Петра, творч. сил разума и воли, славы России, запечатленное в облике СПб., подвергается суровому и трагич. испытанию мерой страдания частного человека. В становлении "петерб. текста" рус. лит-ры значит. роль сыграла также пов. "Пиковая дама" (1834) с ее фантастич. атмосферой и особым, "совершенно петерб. типом" (Достоевский) героя (домом старой графини традиционно считается дом княгини Н. П. Голицыной на М. Морской ул., 10). Петерб. адреса П.: 1817-20 - наб. р. Фонтанки, 185 (мем. доска); 1831 - Царское Село, Колпинская ул. (г. Пушкин, Пушкинская ул., 2; мем. доска; ныне Пушкина А.С. музей-дача); 1831-32 - Галерная ул., 53 (мем. доска); 1832 - Фурштатская ул. (дом не сохр., участок д. 20); 1832-33 - Б. Морская ул., 26; 1833-34 - Пантелеймоновская ул. (ныне ул. Пестеля), 5; 1834-36 - Французская наб. (ныне наб. Кутузова), 32 (мем. доска); 1836-37 - наб. р. Мойки, 12 (мем. доска; ныне Пушкина А. С. мемориальный музей-квартира). Именем П. названы Пушкинская улица (с 1881) и ряд др. улиц в Пушкинском, Павловском, Колпинском, Курортном, Красносельском р-нах. В 1937-89 Биржевая пл. называлась Пушкинской. Имя П. носят Детская библиотека, Рос. гос. акад. театр драмы (см. Александринский театр), Русской литературы институт РАН (Пушкинский Дом), где хранится рукописное наследие поэта, ст. метрополитена и др. объекты. В 1937 Детское Село (быв. Царское Село) переим. в г. Пушкин. См. также ст. Пушкину А. С. памятники. Лит.: Гордин А. М., Гордин М. А. Путешествие в пушкинский Петербург. Л., 1983; Осповат А. Л., Тименчик Р. Д. "Печальну повесть сохранить...": Об авторе и читателях "Медного всадника". М., 1985; Иезуитова Р. В., Левкович Я. Л. Пушкин и Петербург: Страницы жизни поэта. СПб., 1999; Сурат И. З., Бочаров С. Г. Пушкин: Крат. очерк жизни и творчества. М., 2002. Д. Н. Ахапкин, Д. Н. Чердаков.
| | | hidden Церковь соборная Воскресения Христова в Екатерининском дворце | В царскосельском дворце царицы Екатерины Алексеевны первоначально находилась походная комнатная церковь во имя святой великомученицы Екатерины, достопримечательностью которой был резной иконостас синего цвета ... | | В царскосельском дворце царицы Екатерины Алексеевны первоначально находилась походная комнатная церковь во имя святой великомученицы Екатерины, достопримечательностью которой был резной иконостас синего цвета. Строительство ныне существующего дворцового храма началось весной 1746 г. по проекту и под руководством С. И. Чевакинского. Торжественная закладка храма в честь Воскресения Христова преосвященным Феодосием архиепископом Санкт-Петербургским и Шлиссельбургским состоялась 8 августа того же года в присутствии императрицы Елизаветы, наследника цесаревича Петра Федоровича и его супруги Екатерины Алексеевны. В процессе строительства Елизавета Петровна распорядилась переделать часть осуществленных работ и продолжать строительство по показанию обер-архитектора Ф.-Б. Растрелли. К написанию икон по данной росписи были привлечены придворные живописцы Г.-К. Грот, Л. Каравак, Б. Тарсиа, И. Я. Вишняков, А. Перезинотти. Всего в церкви находилось 114 икон, из них 59 написали и 14 исправили известные иконописцы Федот и Мина Колокольниковы. Живописный плафон с изображением Вознесения Господня написал художник-декоратор Дж. Валериани с подмастерьями. Резные работы выполнял И. Ф. Дункер. Отделку интерьера завершили в 1756 г., и 30 июля преосвященный Сильвестр архиепископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский освятил храм во имя Светоносного Воскресения Христова. Богослужения в дворцовом соборе Воскресения Христова совершались придворным духовенством во время пребывания императорского двора в Царском Селе. На них присутствовали императорская свита, министры, представители дипломатического корпуса, придворные, офицеры гвардейских полков. По воскресным и праздничным дням на литургии рядом с Александром I можно было увидеть лицеистов. Среди посетителей храма был историк Карамзин с семейством. Здесь производилось бракосочетание членов императорской семьи, придворных, происходило крещение младенцев императорского дома, родившихся в Царском Селе, среди которых были будущие императоры Николай I и Николай II. Приход церкви составляли постоянно проживавшие в Царском Селе дворцовые чиновники и служащие. В 1917 г. богослужения были прекращены, а интерьер храма включен в музейную экспозицию. Интерьеры церкви имели роскошный облик в стиле елизаветинского барокко, не подвергавшийся существенным изменениям, хотя зданию пришлось пережить пожары в 1820 и 1863 гг. После первого пожара утраченный плафон возобновил художник В. К. Шебуев, церковные главы восстанавливали по проекту архитектора В. П. Стасова с изменением их силуэта. Реставрация первоначального вида глав в стиле барокко была произведена архитектором А. Ф. Видовым после второго пожара. Во время Великой Отечественной войны внутреннее убранство было разграблено и получило значительные повреждения, 97 икон похищены, от плафона сохранились лишь фрагменты. Послевоенный реставрационный ремонт фасадов проведен в 1957–1963 гг. по проекту архитектора А. А. Кедринского, но интерьеры дворцовой церкви в полном объеме еще не восстановлены. Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Валериани Джузеппе Видов Александр Фомич Грот Г.-К. Дункер Иоганн Франц Екатерина II, императрица Елизавета Петровна, императрица Карамзин Николай Михайлович Квасов Андрей Васильевич Кедринский Александр Александрович Николай I, император Николай II, император Петр III, император Растрелли Франческо де Стасов Василий Петрович Тарсиа Б. Чевакинский Савва Иванович
| | | hidden | Лето. Н.М. Карамзина в Царском Селе навещают его друзья по литературному кружку «Арзамас»: В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, Д.Н. Блудов, Ф.Ф. Вигель, Д.В. Дашков, А.И. Тургенев, а также – К.Н. Батюшков. Почти ежедневно бывает А.С. Пушкин. ... | | | | hidden | Апрель. По распоряжению Императора Александра I писателю, поэту, литературному критику Н.М. Карамзину, с 1803 года удостоенному звания историографа, предоставляется в Царском Селе для летнего проживания с семейством один из «Кавалерских домов» на ... | | Апрель. По распоряжению Императора Александра I писателю, поэту, литературному критику Н.М. Карамзину, с 1803 года удостоенному звания историографа, предоставляется в Царском Селе для летнего проживания с семейством один из «Кавалерских домов» на углу Садовой и Леонтьевской улиц, где они проживали в летнее время (после 1822 г. в Китайской деревне) до 1825 г. – года смерти историографа. Здесь Карамзин активно работает над главным трудом своей жизни – «Историей государства Российского». Апрель. В Царскосельском Лейб-гвардии Гусарском полку появляется 22-х летний поручик Петр Яковлевич Чаадаев. В Царскосельском парке устанавливается фонтан «Девушка с кувшином», на Рамповой аллее возводится гранитная терраса. Начало формирования колонии «Фриденталь» за Московской заставой Царского Села немецкими колонистами-ремесленниками из герцогства Бергского. Персоны Александр I, император Карамзин Николай Михайлович Чаадаев Петр Яковлевич Адреса Леонтьевская ул./Пушкин г. Садовая ул./Пушкин г.
| | | hidden | 12 мая. Произошел пожар в Екатерининском дворце, повредивший часть парадных залов и храм Воскресения, в присутствии императора Александра I. Из Знаменской церкви была вынесена чудотворная икона Знамения ... | | 12 мая. Произошел пожар в Екатерининском дворце, повредивший часть парадных залов и храм Воскресения, в присутствии императора Александра I. Из Знаменской церкви была вынесена чудотворная икона Знамения. После горячей молитвы императора, воскликнувшего «Матерь Божия! Спаси мой дом» внезапно переменился ветер и пожар прекратился. Свидетелем этого пожара был историограф Н.М.Карамзин. Строится Ферма (архитектор А.Менелас) под племенное стадо ста голов иностранных и отечественных пород. Персоны Александр I, император Карамзин Николай Михайлович Менелас Адам Адамович
| | | | |