История переименований:

Петергофская дорога 1758 - 1830-е гг.
Петергофское шоссе 1830-е - 1920-е гг.
ул. Стачек 1925 - 3 августа 1940
пр. Стачек с З августа 1940
1 2
Топография города // Историческая география //Исторические районы, местности, урочища, муниципальные образования //
пр. Стачек

АВТОВО, местность в юго-зап. части СПб., между р. Красненькая на Ю. и Комсомольской площадью на С. Назв. от фин. д. Аутово (Ауктово), находившейся в этом р-не в кон. 17 в. В 19 - нач. 20 вв. неблагоустроенная рабочая окраина, нас. к-рой работало преим. на Путиловском з-де. В 1934 началась реконструкция кварталов между Стачек проспектом и Краснопутиловской улицей. В 1941-44 к Ю. от А. проходила линия фронта, а на его терр. размещались арт. батареи, штабы и тылы воинских частей.
Топография города // Зеленые пространства //Лесопарки //
пр. Стачек

"АЛЕКСАНДРИНО", лесопарк на Ю.-З. СПб., между просп. Народного Ополчения, просп. Стачек и ул. Козлова. Включает парк быв. одноим. усадьбы графа И. Г. Чернышева (терр. к С. от просп. Ветеранов) и парк быв. усадьбы "Ульянка", расположенный южнее. Совр. пл. 112 га. Парки пейзажные, засажены деревьями разнообр. пород, в большинстве вторичными, т. к. оба парка сильно пострадали в годы Вел. Отеч. войны 1941-45.
Топография города // Историческая география //Исторические районы, местности, урочища, муниципальные образования //
пр. Стачек

ДАЧНОЕ, местность в юго-зап. части СПб., между р. Красненькая, Балт. линией ж. д., просп. Стачек и лесопарком "Александрино". На С. граничит с Автовом, на Ю.-З. - с Ульянкой. С 18 в. на этой терр. вдоль Петергофской дороги располагались дачи вельмож. После постройки Балт. ж. д. (1857) образовался большой дачный пос. В годы блокады Л. южнее Д. проходила линия фронта, б. ч. построек разрушена. В 1960-х гг. Д. стало р-ном массового жилищного стр-ва.
Архитектура // Архитектурные памятники //Дома жилые //
Городское хозяйство // Жилищно-коммунальное хозяйство //
Топография города // Историческая география //Жилмассивы //
пр. Стачек

ЖИЛМАССИВЫ (жилые массивы), система застройки, характерная для новых гор. р-нов в 1920-30-х гг. В связи с острой потребностью в жилье в сер. 1920-х гг. на смену индивид. стр-ву пришел Ж. - новый тип массовой застройки гор. пространств с включением комплексов бытового обслуживания, парков и пр. В 1920-30-х гг. Ж. сооружались на рабочих окраинах, пустырях и терр., примыкавших к крупным пр-тиям. В 1924 разработан план застройки участка просп. Стачек в р-не Нарвских ворот (арх.
Топография города // Историческая география //Исторические районы, местности, урочища, муниципальные образования //
пр. Стачек

ЗАСТАВЫ, контрольные пункты, учреждены в нач. 18 в. на гл. дорогах при въезде в СПб. для проверки грузов, багажа и регистрации лиц, покидавших город или въезжавших в него. В 1-й трети 18 в. З. было две - Выборгская и Московская. На З. в особых зданиях (гауптвахтах) находились воинские караулы, дороги были перегорожены шлагбаумами и рогатками (упразднены в 1858).
Архитектура // Персоналия //
пр. Стачек

КАМЕНСКИЙ Валентин Александрович (1907-1975), архитектор, нар. арх. СССР (1970). В 1931-39, по окончании Ленингр. ин-та инженеров пром. стр-ва, преподавал там же, с 1941 в ЛИСИ (с 1959 проф. кафедры проектирования). Рук. мастерской, в 1951-71 гл. арх. Л., нач. Управления по делам архитектуры и стр-ва Ленгорисполкома, чл. правления Союза архитекторов СССР.
Топография города // Городская сеть //Площади //
пр. Стачек

КИРОВСКАЯ ПЛОЩАДЬ, на пересечении просп. Стачек и ул. Швецова. Создана в 1930-х гг. как адм. центр Московско-Нарвского (с 1934 Кировского) р-на в ходе реализации плана арх. Л. А. Ильина (1924), предусматривавшего создание двух площадей (буд. пл. Стачек и К. п.), связанных общей продольной осью, подчеркнутой Нарвскими триумфальными воротами. Названа в честь С. М. Кирова. Композиц. центром К. п. является здание Кировского райсовета (просп.
Топография города // Историческая география //Городские районы (2003) //
пр. Стачек

КИРОВСКИЙ РАЙОН, адм.-терр. единица СПб. (Терр. управление на просп. Стачек, 18). Назван в честь С. М. Кирова в 1934, в совр. границах с 1973. Расположен в юго-зап. части СПб. Вост. границей с Московским р-ном служит линия ж. д. с Балт. вокзала, на З. граница с Красносельским р-ном проходит по просп. Маршала Жукова и р. Красненькой.
Топография города // Городская сеть //Площади //
пр. Стачек

КОМСОМОЛЬСКАЯ ПЛОЩАДЬ, на пересечении просп. Стачек и Краснопутиловской ул. Создана в 1950-х гг. в ходе реализации разработанного арх. А. А. Олем в 1930-х гг. проекта застройки р-на Автово. Первонач. именовалась Круглая пл. (по геометрич. форме), в 1958 переим. в честь 40-летия ВЛКСМ. Застроена тремя дугообразными в плане жил. зданиями, повторяющими ее очертания (1955-62, арх. В. А. Каменский, С. Г. Майофис). В сквере между просп.
Топография города // Водоемы и водотоки //Реки //
пр. Стачек

КРАСНЕНЬКАЯ, река на Ю.-З. СПб., протекает через р-ны Автово и Юго-Запад. Назв. известно с 1773 в форме Красная речка. На ее левом берегу находился трактир "Красный кабачок". Исток в 0,5 км западнее пересечения Лиговского канала и Краснопутиловской ул. Впадает в Невскую губу. Дл. 5,4 км, шир. у просп. Стачек ок. 15 м, глубина до 1 м. В верхнем течении по обоим берегам К. расположено Красненькое кладб.
Топография города // Историческая география //Исторические районы, местности, урочища, муниципальные образования //
пр. Стачек

НАРВСКАЯ ЗАСТАВА, ист. название сев. части Кировского р-на по находившейся на месте совр. пл. Стачек заставе на почтовом тракте на Нарву и Ревель (ныне Таллин). На терр. Н. з. с нач. 18 в. находились деревни Автово, Волынкина, Тентелевка и Емельяновка, а также усадьбы знати вдоль Петергофской дороги. В 1801 на терр. Н. з. размещен переведенный из Кронштадта чугунолитейный з-д, впоследствии ставший Путиловским (ныне "Кировский з-д").
Архитектура // Архитектурные памятники //
пр. Стачек

ОГРАДЫ. В СПб. имеется ряд уникальных металлич. О., созданных на протяжении трех веков. Для стиля барокко характерны кованые О. из прутьев с накладными (иногда позолоч.) декорат. фигурами из полосного железа (ограда Екатерининского дворца по рис. Ф. Растрелли).
Городское хозяйство // Транспорт //Городской транспорт //
пр. Стачек

ПАРОВАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (паровая конно-железная дорога, паровой трамвай), вид гор. транспорта, разновидность конки. Паровая тяга впервые введена в 1882 на Невской пригородной конно-жел. дороге на маршруте от Знаменской пл. (ныне пл. Восстания) до Семянниковского з-да (ныне "Невский з-д"). Движение осуществлялось 3 локомотивами по воскресным дням. Состав включал 4 вагона (затем один вагон тянули до Рыбацкого). С 1884 движение стало регулярным.
Топография города // Городская сеть //Шоссе, дороги //
пр. Стачек

ПЕТЕРГОФСКАЯ ДОРОГА (Петергофская першпектива), назв. в 18 в. части Нарвской дороги на отрезке от СПб. до Петергофа, проходившей вдоль юж. берега Финского зал. (ныне трасса Старо-Петергофского проспекта, Стачек проспекта и Петергофского ш.). Вскоре после основания СПб. царь Петр I раздал участки вдоль П. д. своим приближенным и на них началось стр-во "увеселит. дач".
Топография города // Природные условия и явления //
пр. Стачек

ПРИРОДНЫЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ, естеств. образования, представляющиеся типичными для определенных процессов и явлений, обычно специфические среди окружающих ландшафтов, подразделяются на геол., геоморфологич., ботанич., гидрологич.
1 2