МОСТЫ

 
1 2 3 4 5 6
Архитектура // Мосты //

ГАЗОВЫЙ МОСТ, через Обводный кан., у Серпуховской ул. Построен после 1835 Об-вом освещения газом С.-Петербурга для прокладки труб от Газового з-да (отсюда назв.); 3-пролетный с металлич. балками на дерев опорах. В 1933 по мосту проложена теплотрасса от 1-й ГЭС, в 1946 открыто пешеходное движение. В 1984 с низовой стороны старого Г. м. построен новый, 1-пролетный с металлич. балками на жел.-бетон. устоях, спрятанных в теле набережной.
Архитектура // Мосты //

ГОЛОВИНСКИЙ МОСТ, через Черную речку в ее устьевой части, соединяет Ушаковскую и Выборгскую набережные. Построен в 1875 на месте существовавшего здесь с 1817 дерев. моста. Имел дерев. арочные пролетные строения на кам. опорах. В 1948 уложены стальные балки (инж. П. В. Андреевский), к-рые в 1979 перенесены на Сутугин мост. В 1976 построен новый жел.-бетон. мост (инж.
Архитектура // Мосты //

ГРЕНАДЕРСКИЙ МОСТ (быв. Сампсониевский), через Б. Невку, соединяет ул. Чапаева и Петроградскую наб. (лев. берег Б. Невки) с Гренадерской ул. и Выборгской наб. Назв. от соседних казарм л.-гв. Гренадерского полка. Наплавной Г. м. наводился с 1758 у Б. Вульфовой (ныне Чапаева) ул. и М. Сампсониевского просп., к 1806 он был переведен вверх по реке на место Сампсониевского моста, а на его месте устроен перевоз.
Архитектура // Мосты //

ГУТУЕВСКИЙ МОСТ (быв. Сельдяной), через р. Екатерингофку в створе Двинской ул., соединяет наб. Обводного кан. с быв. Сельдяным буяном на Гутуевском о. (отсюда оба назв.). С сер. 1820-х гг. здесь наводился наплавной мост, во 2-й пол. 1830-х гг. сооружен дерев. 7-пролетный ригельно-подкосный мост с 2-крылым разводным пролетом и быками в виде чугунных колонн (инж. А. Д. Готман, А. И. Мальте), в 1949 дерев. балки заменены металлическими. В 1977-79 построен новый Г. м. (инж.
Архитектура // Мосты //

ДВОРЦОВЫЙ МОСТ (в 1918-52 Республиканский, в честь Сов. республики), через Б. Неву, соединяет Дворцовый проезд. с Биржевой пл. Назван по Зимнему дворцу. Проект наплавного Д. м. ок. 1828 создал инж. П. П. Базен. В 1856-1912 здесь наводился Исаакиевский мост. В 1879 на нем установили эксперим. электрич. фонари П. Н. Яблочкова. Пост. Д. м. (без архит. оформления) построен в 1912-16 (инж. А. П. Пшеницкий и Об-во Коломенских з-дов).
Архитектура // Мосты //

ДЕКАБРИСТОВ МОСТ (до 1918 Офицерский), через Крюков кан., на ул. Декабристов (быв. Офицерская ул., отсюда оба назв.). Построен в 1784-86 как 3-пролетный с дерев. пролетными строениями (центральное - разводное) на опорах бутовой кладки с гранитной облицовкой. В 1914 расширен, установлено металлич. пролетное строение из клепаных неразрезных двутавровых балок (инж. А. П. Пшеницкий), новые кованые решетки сложного рисунка. В 1990 заменены гидроизоляция и гранитный парапет.
Архитектура // Мосты //

ДЕМИДОВ МОСТ, через кан. Грибоедова, по трассе пер. Гривцова (быв. Демидов пер. - отсюда назв.). К 1776 здесь существовал дерев. свайный мост. В 1834-35 перестроен (инж. E. А. Адам, при участии П. П. Базена). Пролет перекрыт косым чугунным тюбинговым сводом, опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой. В 1954-55 восстановлены торшеры с фонарями, чугунные решетки тонкого рисунка (арх. А. Л. Ротач). В 1999 произведен капремонт (инж.
Архитектура // Мосты //

ЕГИПЕТСКИЙ МОСТ, через р. Фонтанку, на Лермонтовском просп. Построен в 1825-26 (инж. В. А. Христианович, В. К. Треттер). Цепной 1-пролетный мост с богатым архит. оформлением в "египетском стиле"; на въездах 4 чугунных сфинкса с фонарями на головах (скульп. П. П. Соколов). 20.1.1905 при проходе эскадрона л.-гв. Конно-гренадерского полка в результате резонанса мост обрушился. Вместо него против пер. Усачева сооружен в 1905 врем. дерев. мост (разобран в 1956).
Архитектура // Мосты //

ЕКАТЕРИНГОФСКИЙ МОСТ (в 1911-20 Рижский), через р. Екатерингофку, соединяет Рижский просп. (отсюда прежнее назв.) с Гапсальской ул. Гутуевского о. Построен в 1910-14 (инж. А. П. Пшеницкий, Д. Я. Акимов-Перетц и др. при участии амер. фирмы "Шерцер и К°"). Отверстие перекрыто металлич. разводным 2-крылым пролетным строением со сплошной стенкой откатно-раскрывающейся системы, устои бутовой кладки, облицованы гранитом. На левобережном устое - павильон управления в виде гранитной башни.
Архитектура // Мосты //

ЕЛАГИНЫ МОСТЫ, три моста на Елагином острове с пролетными строениями из металлич. балок на бетон. устоях и дерево-металлич. рамных быках. 1-й и 2-й Е. м. - через Ср. Невку, соединяют Елагин и Крестовский о-ва, 3-й - через Б. Невку, соединяет Елагин о. с Приморским просп. На месте 1-го Е. м. с 1817 был наплавной мост, ок. 1831 замененный 9-пролетным дерев. ригельно-подкосным [инж. А. И. Мальте, П. П. Базен (?)]. В 1908 смонтирован 2-крылый разводной пролет.
Архитектура // Мосты //

ЗЕЛЕНЫЙ МОСТ (первонач. Петровский, в 1735-68 Зеленый, по окраске; в 1768-1918 Полицейский, в 1918-98 Народный), через р. Мойку, на Невском просп. С 1716 здесь существовал дерев. подъемный мост, в кон. 18 в. перестроен в дерев. 3-пролетный балочный на кам. опорах. Заново построен в 1806 (арх. В. И. Гесте, консультант Ф. П. Деволант). Пролет перекрыт чугунным тюбинговым бесшарнирным сводом, опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой. В 1842 тротуары вынесены на консоли (инж.
Архитектура // Мосты //

ЗИМНИЕ МОСТЫ, два моста через Зимнюю канавку. 1-й З. м. - по Миллионной ул. (в сер. 19 в. Немецкий, по тогдашнему наименованию улицы; до 1964 Зимний). В 1718-20 на этом месте построен дерев. подъемный мост, замененный в сер. 18 в. 3-пролетным дерев. балочным. В 1783-85 на это место перенесен гранитный арочный мост с засыпанного Красного канала [1768, арх. И. Л. Росси(?), Ю. М. Фельтен(?), Т. И. Насонов].
Архитектура // Мосты //

ИЗМАЙЛОВСКИЙ МОСТ, через р. Фонтанку, соединяет Вознесенский и Измайловский (отсюда назв.) проспекты. В 1738 здесь был дерев. мост, совр. мост построен ок. 1786-88 (один из 7 типовых мостов через Фонтанку, см. Белинского мост). В 1861 разводное пролетное строение заменено лучковым кирп. сводом с гранитными арками по фасадам (инж. В. В. Дымман), башни разобраны, тротуары вынесены на консоли, установлена кованая решетка (арх. А. И. Кракау).
Архитектура // Мосты //

ИЛЬИНСКИЙ БОЛЬШОЙ МОСТ (Ильинский, Охтинский № 3), через р. Охту по ш. Революции. Назван по ц. Св. пророка Илии. Построен в 1912 на месте дерев. моста. Отверстие перекрыто 3-пролетной неразрезной балкой (Т-во "Железо-Бетон"; инж. Г. А. Гиршсон). Это 1-й проезжий жел.-бетон. мост в СПб. В 1950 усилены опоры (инж. В. В. Демченко); в 1964 тротуары вынесены на консоли.
Архитектура // Мосты //

ИНЖЕНЕРНЫЕ МОСТЫ, два моста в р-не Инженерного (Михайловского) замка (отсюда назв.). 1-й И. м. (быв. Летний) через р. Мойку, по наб. р. Фонтанки, между замком и Летним садом (отсюда прежнее назв.). Здесь в 1720-50-х гг. существовали дерев. мост-акведук и пешеходный мост, а в 1760-х гг. сооружен новый дерев. мост. В 1824-25 на его месте построен чугунный мост (инж. П. П. Базен, Б. Клапейрон) из облегченных тюбингов с овальными отверстиями в днищах и стенках.
1 2 3 4 5 6