МОСТЫ

 
1 2 3 4 5 6
Архитектура // Мосты //

ЛАВРСКИЕ МОСТЫ, два моста через р. Монастырку. Названы по Александро-Невской лавре. 1-й Л. м. расположен в створе гл. входа в лавру. С 1712 здесь существовал наплавной мост, с 1718 - подъемный. В 1830-х гг. построен дерев. 1-пролетный арочный мост на кирп. устоях. В 1924 арки заменены дерев., в 1949 - металлич. балками. Совр. мост построен в 1970-72 (инж.
Архитектура // Мосты //

ЛЕБЯЖЬИ МОСТЫ, два моста через Лебяжий канал. Нижне-Л. м. (быв. 1-й Царицынский, по Царицыну лугу, см. Марсово поле), по наб. р. Мойки. Сооружен между 1720-33 как дерев. подъемный мост (мастер X. ван Болес); к 1760-м гг. заменен балочным. Новый мост построен в 1835-37 (инж. П. П. Базен, А. Д. Готман, А. И. Ремизов), имел лучковый пологий гранитно-кирп. свод с прокладными рядами из известняковых плит, гранитные арки по фасадам и чугунные перила оригинального рисунка.
Архитектура // Мосты //

ЛЕЙТЕНАНТА ШМИДТА МОСТ (в 1850-55 Благовещенский, в 1855-1918 Николаевский, в память имп. Николая I), первый пост. мост через Б. Неву, соединяет пл. Труда (быв. Благовещенская, отсюда 1-е назв.) с 7-й линией В. О. Переим. в память участника Рев-ции 1905-07 П. П. Шмидта (1867-1906). Построен в 1843-50 [инж. С. В. Кербедз при участии М. Г. Дестрема, арх. А. П. Брюллов (?)].
Архитектура // Мосты //

ЛИТЕЙНЫЙ МОСТ (в 1903-17 мост имп. Александра II, или Александровский), через Неву, соединяет Литейный просп. с ул. Акад. Лебедева на Выборгской стороне. Построен в 1875-79 (инж. А. Е. Струве) на месте переведенного сюда ок. 1851 Воскресенского плашкоутного моста (с 1786 находился в створе Воскресенского просп.; отсюда назв.). Стр-ву предшествовал междунар. конкурс (представлено 17 проектов).
Архитектура // Мосты //

ЛОМОНОСОВА МОСТ (до 1948 Чернышев мост), через р. Фонтанку, на ул. Ломоносова (быв. Чернышев пер., отсюда прежнее назв.). Построен в 1785-87 по типовому проекту, имел 3 пролета: боковые перекрыты коробовидными кам. сводами, средний - дерев. разводной. На быках - 4 башни-павильона с цепями для подъема разводного пролета. В 1912-13 разводное пролетное строение заменено металлич. балочным (инж. А. П. Пшеницкий). Ок. 1915 на устоях установлены гранитные обелиски-фонари (арх. И. А. Фомин).
Архитектура // Мосты //

ЛЬВИНЫЙ МОСТ ("мост о четырех львах"), через кан. Грибоедова, соединяет Львиный пер. с М. Подьяческой ул. Построен в 1825-26 (инж. В. К. Треттер, В. А. Христианович) как цепной пешеходный с 4 фигурами сидящих львов (чугун, скульп. П. П. Соколов - отсюда назв.). Фонарные столбы установлены посередине моста на чугунных ограждениях, к-рые ок. 1880 были заменены кованой решеткой. В 1948-49 дерев. продольные балки заменены металлическими (инж. А. М. Яновский).
Архитектура // Мосты //

МАТВЕЕВСКИЙ МОСТ (до 1919 Тюремный мост, по соседней тюрьме Литовский замок), через Крюков кан., по наб. р. Мойки. Переим. в память участника рев. движения С. М. Матвеева (1888-1918). Построен одноврем. с гранитными набережными канала ок. 1784-86; 3-пролетный с дерев. пролетными строениями (центральное - разводное; заменено во 2-й пол. 19 в.), на опорах бутовой кладки с гранитной облицовкой.
Архитектура // Мосты //

МАТИСОВ МОСТ (Сухарный), через р. Пряжку, соединяет лев. наб. р. Мойки с Матисовым островом (отсюда назв.). В 1737 здесь существовал дерев. балочный мост. В 1836-39 сооружен 3-пролетный дерев. арочный мост на устоях из плитного камня с гранитными подпятниками (инж. А. Д. Готман, А. Ф. Буттац). В 1935 дерев. арки заменены металлич. балками. В 1993-98 перестроен в металлич. 3-пролетный арочный с ездой поверху, с ортотропной плитой (инж. Л. Н. Соболев). Арки 2-шарнирные.
Архитектура // Мосты //

МОЛВИНСКИЙ МОСТ, через р. Таракановку, соединяет Лифляндскую ул. и ул. Калинина. Назв. от дачи купца Я. Н. Мольво (Молво). С кон. 18 в. здесь находился дерев. балочный мост, перестроенный в 1828 на дерев. 3-пролетный арочный мост на кирп. устоях и быках в виде чугун. колонн (инж. П. П. Базен, Б. Клапейрон). В нач. 20 в. заменен на дерев. 5-пролетный мост дл. 54 м. Совр. мост 1-пролетный, жел.-бетонный, балочный, построен в 1983-84 (инж. Л. Н. Соболев, С. С. Надточий).
Архитектура // Мосты //

МОНАСТЫРСКИЙ МОСТ (быв. Благовещенский), через р. Монастырку (отсюда назв.), по просп. Обуховской Обороны. В 1833 выше существовавшего ранее дерев. моста построен 1-пролетный дерев. арочный мост на устоях, облицованных известняком и гранитом (инж. П. П. Базен). В 1926-27 вместо него сооружен жел.-бетон. 1-пролетный арочный мост со сквозным надарочным строением (инж. Б. Д. Васильев, О. Е. Бугаева).
Архитектура // Мосты //

МОСТЫ, неотъемлемая часть градостроит. структуры и архит. облика СПб. В 2002 в городе - 342 М. разл. видов и типов; в Кронштадте - 5, Пушкине - 54, Петродворце - 51, Павловске - 16, Ломоносове - 7. На Неве, Б. Неве и М. Неве - 10 М. (в т. ч. 1 ж.-д.), на кан. Грибоедова - 21, на Обводном кан. - 26 (в т. ч. 7 ж.-д.), на Фонтанке и Мойке - по 15; 21 М. - разводной.
Архитектура // Мосты //

НАПЛАВНЫЕ МОСТЫ, врем. мосты на плавучих опорах (плотах, понтонах, барках), наводились с нач. 18 в. Первым Н. м. стал мост, соединивший Березовый о. с Заячьим. 2-й Н. м. был, видимо, наведен в 1707 в р-не совр. Большеохтинского моста, но служил очень недолго. 3-й Н. м. наводился в 1712-17 через Черную речку (ныне р. Монастырка). В 1727 сооружен наплавной Исаакиевский мост, действовавший с перерывами до 1912.
Архитектура // Мосты //

НАРОДНЫЙ МОСТ, назв.
Архитектура // Мосты //

НИКОЛЬСКИЕ МОСТЫ, два моста ок. Никольского Морского собора (отсюда назв.) Ново-Н. м., через кан. Грибоедова, соединяет Никольскую пл. с ул. Мясникова. Здесь в 1835-37 был сооружен чугунный тюбинговый мост на устоях бутовой кладки с гранитной облицовкой, к-рый обрушился 8.10.1837 из-за деформации устоев. В 1841 его пролетное строение заменено на арочное из котельного железа с соединениями на заклепках. После 1880 мост переделан в 3-пролетный балочный на дерев. опорах.
Архитектура // Мосты //

НОВО-КАМЕННЫЙ МОСТ (Водопроводный; Ямской, по Ямской слободе; Б. Каретный, Гранитный), через Обводный кан., на Лиговском просп. Построен в 1817-21 (инж. П. П. Базен) на месте существовавшего здесь в 1805-11 дерев. акведука (инж. Ф. И. Герард). Отверстие моста перекрывалось очень пологим гранитным сводом с дерев. руслами для пропуска вод Лиговского канала. В 1846-48 перестроен в камне (инж. А. Н. Ераков) и, видимо, тогда получил совр. назв.
1 2 3 4 5 6