| -
hidden Памятники истории и культуры | Ринальди Антонио (1709-1794) hidden Александровский парк, г. Пушкин | АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ПАРК (г. Пушкин), пам. садово-паркового иск-ва, расположен к З. от Екатерининского парка, входит в состав дворцово-паркового ансамбля Царское Село. Пл. А. п. – 120 га. Старая регулярная часть (Новый сад) устроена в 1750-х гг ... | | АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ПАРК (г. Пушкин), пам. садово-паркового иск-ва, расположен к З. от Екатерининского парка, входит в состав дворцово-паркового ансамбля Царское Село. Пл. А. п. – 120 га. Старая регулярная часть (Новый сад) устроена в 1750-х гг. (предположительно арх. С. И. Чевакинский, Н. Жирар), Крестовый кан. разделяет ее на четыре квадрата с «увеселит. затеями»: «скарпир» (круглая площадка с откосами); Китайский театр (1778–79, арх. А. Ринальди, И. В. Неелов); холм «Парнас» и водный лабиринт. Через канал переброшены Крестовый, Китайский, Драконов и др. мосты (1770-е гг., арх. Неелов). К Ю. от Нового сада – комплекс Китайской деревни. Пейзажный парк разбит в 1790-х гг. одноврем. с постройкой Александровского дворца на терр. Зверинца времен Елизаветы Петровны (сохр. фрагменты ограничивавших его бастионов и каналов). В пейзажной части А. п. устроены искусств. пруды: Детский (на островке – павильон для детей имп. Николая I), Нижний, Виттоловский, Ламский. В 1820–30-х гг. по проектам арх. А. А. Менеласа в разных частях парка сооружены декорат. павильоны: Белая башня (1821–27; разрушена во время Вел. Отеч. войны, воссоздана в 1990-х гг.); Арсенал (1819– 34 – на месте павильона Монбижу, построенного арх. С. И. Чевакинским в 1747–54); Шапель (Капелла; 1825–28) – в стиле ложной готики. Напротив Шапели – дворцовые оранжереи в стиле классицизма (1819–28). В зап. части А. п. протекает р. Кузьминка, перегороженная плотиной. Близ нее – Ламский павильон (1822), предназначавшийся для содержания лам, подаренных имп. Александру I (при имп. Николае II здесь находилась его фотолаборатория) и Пенсионерские конюшни (1827–29) для имп. лошадей. К С. от А. п. – комплекс Феодоровского городка, Ратная палата и др. сооружения в неорус. стиле нач. 20 в. Лит. см. при ст. Царское Село. А. А. Алексеев. Персоны Александр I, император Елизавета Петровна, императрица Жирар Н. Менелас Адам Адамович Неелов Илья Васильевич Нееловы Николай I, император Николай II, император Ринальди Антонио Чевакинский Савва Иванович
| | | hidden Гатчинские (Орловские) ворота, памятник | г. Пушкин, Парковая улица, в юго-западной части Екатерининского паркаАрхитектор: Ринальди Антонио (1709-1794)Сооружены в 1777-1782 гг. на месте временной деревянной триумфальной арки ... | | г. Пушкин, Парковая улица, в юго-западной части Екатерининского парка Архитектор: Ринальди Антонио (1709-1794) Сооружены в 1777-1782 гг. на месте временной деревянной триумфальной арки. Материалы: мрамор сибирский серый – облицовка ворот; мрамор тивдийский розовый – колонны, филенки; железо кованое, бронза – створки ворот; медь золоченая – литеры. Надписи: на аттике со стороны Гатчинской дороги: Орловым от беды избавлена Москва; на аттике со стороны парка: Когда в 1771 году на Москве был мор на людей и народное неустройство, генерал-фельдцейхмейстер граф Григорий Орлов по его прозьбе получив повеление туда поехал, установил порядок и послушание, сирым и неимущим доставил пропитание и исцеление и свирепство язвы пресек добрыми своими учреждениями. Гатчинские ворота – первый в русской архитектуре пример триумфальной арки, выполненной из постоянных материалов, с использованием образцов древнеримских сооружений. Надпись, помещенная на южном аттике – цитата из стихотворного послания Г. Г. Орлову поэта В. И. Майкова; надпись на противоположной стороне, возможно, составлена самой Екатериной II. Кованые створки ворот с накладными бронзовыми украшениями изготовлены на Сестрорецких заводах. Персоны Екатерина II, императрица Майков Василий Иванович Орлов Григорий Григорьевич, граф Ринальди Антонио Адреса Парковая ул./Пушкин г. в юго-западной части Екатерининского парка в юго-западной части Екатерининского парка
| | | hidden «Грот», павильон (ансамбль Екатерининского парка) | Грот с пристанью, рисующийся на темном фоне зелени Старого сада, с зеркальным отражением в воде Большого пруда, принадлежит к хрестоматийным видам Екатерининского парка ... | | Грот с пристанью, рисующийся на темном фоне зелени Старого сада, с зеркальным отражением в воде Большого пруда, принадлежит к хрестоматийным видам Екатерининского парка. Подобный садовый павильон, украшенный внутри раковинами и туфом, наряду с Эрмитажем являлся обязательной принадлежностью регулярных парковых ансамблей XVIII. Проект Грота для императрицы Елизаветы Петровны в 1749 г. разработал архитектор Растрелли, под его же руководством проводились строительные работы. На его отделку пошло 210 тысяч крупных морских раковин и 17½ пудов мелких. Строительство его затянулось, и даже в 1761 г., когда закончили строительные работы Екатерининского дворца, Грот числился среди незавершенных парковых сооружений. Фасады Грота отличаются богатством и пышностью барокко Растрелли. Причудливый купол завершал резной из дерева фонтан, струи которого растекались по граням. Архитектурный декор исполнен в характерных для Растрелли приемах: сгруппированные попарно рустованные колонны композитного ордера, пилястры, разорванные фронтоны, сложнейшая скульптурная декорация, фигурные заполнения дверных проемов с остекленными дверями. Решение наличников арочных окон и дверей, окон-люкарн отличается обилием декоративных мотивов, лепной отделки и одновременно органичным синтезом архитектурных и скульптурных композиций. Связь павильона с водным царством Нептуна выявляет скульптурная декорация: закрученные волютами дельфины, маски Нептуна, фигурки тритонов, головки нереид, морские растения и раковины, помещенные на капителях колонн, наличниках и над окнами. Объемно-планировочное решение интерьеров с крепованным карнизом, приставленными к стенам колоннами характерно для стиля барокко своими скругленными углами, нишами для статуй, экседрами на торцовых фасадах. При Елизавете Петровне не успели отделать интерьеры морскими раковинами и камнями. Существующая ныне штукатурная отделка интерьеров исполнена архитектором А. Ринальди в 1771 г. при Екатерине II. Грот в ее время часто называли «Залой антиков» по собранному здесь собранию античной скульптуры и ваз или «Утренней залой». В ясную солнечную погоду императрица, встававшая всегда рано, любила здесь работать по утрам, заниматься литературой, в часы восхода солнца наблюдая пейзажную картину парка и меняющиеся под солнечными лучами краски, свет и тени, скользящие по зеркальной глади воды. Вид от Грота особенно впечатляющ в это время суток, поскольку он находится на восточном берегу пруда, вытянутого в юго-западную сторону. Иногда в эти дни в Утренний зал специальным сигналом сзывалась молодежь для угощения чаем, кофе, или шоколадом. Г. В. Семенова Персоны Екатерина II, императрица Елизавета Петровна, императрица Растрелли Франческо де Ринальди Антонио
| | | hidden | ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК (г. Пушкин), пам. садово-паркового иск-ва, центр. часть дворцово-паркового ансамбля Царское Село. Пл. 107 га. Состоит из регулярной и пейзажной частей, разделенных Большим прудом, образованным запрудой на р. Вангази ... | | ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК (г. Пушкин), пам. садово-паркового иск-ва, центр. часть дворцово-паркового ансамбля Царское Село. Пл. 107 га. Состоит из регулярной и пейзажной частей, разделенных Большим прудом, образованным запрудой на р. Вангази. Регулярный Старый сад (1717-20-е гг., садовые мастера Я. Роозен, И. Фохт) устроен на насыпных террасах к С. от пруда. На верхней террасе у Екатерининского дворца партерные газоны и цветники, на следующей - два малых пруда, на нижней - боскеты между расходящимися тремя лучами аллеями, ведущими к поперечному Рыбному кан., за к-рым в т. н. Дикой роще - павильон Эрмитаж (1744-54, арх. М. Г. Земцов, Ф. Растрелли). На берегу пруда павильон Грот (Утренний зал) (1749-61, арх. Растрелли). На дорожках сада мраморные скульптуры и бюсты нач. 18 в. (мастера А. Тарсиа, П. Баратта и др.). В кон. 1770-х гг. на террасах сада по проектам арх. И. В. Неелова (см. Нееловы) сооружены в классич. стиле павильоны Верх. и Ниж. ванны, при входе со стороны Дикой рощи - Эрмитажная кухня в стиле ложной готики. При имп. Екатерине II прекращена фигурная стрижка деревьев, сад утратил черты регулярности. Пейзажная часть Е. п. (1762-96, садовые мастера Дж. Буш, Т. Ильин, арх. В. И. Неелов) расположена вокруг Большого пруда, геометрич. очертания к-рого были изменены в стиле ландшафтной планировки, устроены искусств. островки: Большой (с "залом на острову", 1794, арх. Дж. Кваренги), Дикий, Каменный, Кроличий. С Большим прудом соединены искусств. Нижние (Каскадные) пруды. На вост. берегу Большого пруда - комплекс Адмиралтейства (1773-77, арх. В. И. Неелов). В память побед в рус.-тур. войнах 2-й пол. 18 в. в пейзажной части парка по проектам арх. А. Ринальди сооружены Морейская колонна (1771), Кагульский обелиск (1771-72), Чесменская колонна (1774-76). В юж. части Е. п. - Башня-руина с насыпным пандусом (1771-73); Готич. ворота (1777-80, арх. Ю. М. Фельтен), Гатчинские (Орловские) ворота (1777-78, арх. Ринальди), близ к-рых - за границей парка - Крымская колонна (1777-85, скульп. Г. И. Козлов). К Ю.-З. от Большого пруда, за Сибирским (Палладьевым) мостом (1772-74, арх. В. И. Неелов), - Лебяжьи пруды с плотинами и каскадами. В этой же части парка - Пирамида с кладбищем для дворцовых собачек, рядом - Водный лабиринт. В зап. части Е. п. - Рамповая аллея и гранитная терраса (1809, арх. Л. Руска), на к-рой в 1850-х гг. установлены копии античных скульптур (мастер И. А. Гамбургер). От террасы - спуск к фонтану "Молочница" (1816, инж. А. А. Бетанкур; изваяние девушки - скульп. П. П. Соколов). К З. от Рамповой аллеи - Верхние пруды, в р-не к-рых находятся Концертный зал на островке с Кухней-руиной (1782-88, арх. Кваренги) и павильон Вечерний зал (1796, арх. И. В. Неелов, 1810-11, арх. Руска). Е. п. отделен от Китайской деревни Подкапризной дорогой. В 19 в. в Е. п. сооружены: ворота "Любезным моим сослуживцам" (1817, арх. В. П. Стасов), Турецкая баня (1850-е гг., арх. И. А. Монигетти), разбит Собственный сад с мраморной перголой и фонтаном (1865, арх. А. Ф. Видов). В 1960-70-х гг. восстановлена регулярная планировка "Старого сада" (арх. Н. Е. Туманова). Лит. см. при ст. Царское Село. А. А. Алексеев. Персоны Баратта Пьетро Бетанкур Августин Августинович Буш Джозеф (Джон) Видов Александр Фомич Гамбургер И.А. Екатерина II, императрица Земцов Михаил Григорьевич Ильин Т. Кваренги (Гваренги) Джакомо Козлов Гавриил Игнатьевич Монигетти Ипполит Антонович Неелов Василий Иванович Неелов Илья Васильевич Растрелли Франческо де Ринальди Антонио Роозен Ян Руска Луиджи (Алоизий Иванович) Соколов Павел Петрович Стасов Василий Петрович Тарсиа Антонио Туманова Наталья Евгеньевна Фельтен Юрий (Георг Фридрих) Матвеевич Фохт И.
| | | hidden Кагульский обелиск, памятник | г. Пушкин, Екатерининский парк, вблизи Собственного садаАрхитектор: Ринальди Антонио (1709-1794)Сооружен в 1771-1772 гг.Материалы: мрамор сибирский, серый с прожилками – обелиск ... | | г. Пушкин, Екатерининский парк, вблизи Собственного сада Архитектор: Ринальди Антонио (1709-1794) Сооружен в 1771-1772 гг. Материалы: мрамор сибирский, серый с прожилками – обелиск, постамент; мрамор тивдийский красный – ступени; гранит розовый – плинт, стилобат; бронза – доска с надписью. Надписи: на доске с северной стороны постамента: В память победы при реке Кагуле в Молдавии, июля 21 дня 1770 года, предводительством генерала графа Петра Румянцова Российское воинство числом семнадцать тысяч обратило в бегство до реки Дуная турского визиря Галил-Бея с силою полутораста тысячною Скромный иглообразный обелиск, лишенный аллегорических украшений и атрибутов, воздействует на зрителя изысканностью силуэта, масштабом и тонкой цветовой гаммой разноцветных мраморов. Он входит в серию царскосельских памятников, посвященных русско-турецкой войне 1768 -1774 гг., от которой начинается тема военной славы в отечественном монументальном искусстве. Персоны Ринальди Антонио Адреса Екатерининский парк/Пушкин г. вблизи Собственного сада вблизи Собственного сада
| | | hidden Катальная горка с павильоном | Катальная гора с двумя скатами (не сохранилась) была возведена в 1754–1756 гг. по проекту Ф.-Б. Растрелли. Третий деревянный форс или скат в 1765г. пристроил В. И. Неелов. Конструктивное решение принадлежало известному изобретателю и ученому А. К ... | Катальная гора с двумя скатами (не сохранилась) была возведена в 1754–1756 гг. по проекту Ф.-Б. Растрелли. Третий деревянный форс или скат в 1765г. пристроил В. И. Неелов. Конструктивное решение принадлежало известному изобретателю и ученому А. К. Нартову, сподвижнику Петра I. Катальная гора находилась между Рамповой аллеей и берегом Большого пруда и принадлежала к числу «увеселительных» парковых сооружений. Для «увеселения» использовалась русская народная забава – катание с гор, но здесь вместо саней скатывались на колясках по «форсам» — металлическим рельсам, проложенным по склону на остров Большого пруда. По образцу царскосельской была устроена впоследствии Катальная гора для Екатерины II в Ораниенбауме, от нее доныне сохранился нарядный павильон А. Ринальди. В ХХ в. Катальные горы русских парков возродились в устройстве аттракциона «американские горы». В 1792–1795 гг. разобрана. На месте павильона Катальной горы в 1809 г. Л. Руска соорудил ныне существующую Гранитную террасу. Г. В. Семенова Персоны Екатерина II, императрица Нартов Андрей Константинович Неелов Василий Иванович Растрелли Франческо де Ринальди Антонио Руска Луиджи (Алоизий Иванович)
| | | hidden | КИТАЙСКАЯ ДЕРЕВНЯ (г. Пушкин), пам. архитектуры, часть дворцово-паркового ансамбля Царское Село, отделена Подкапризной дорогой от Екатерининского парка. Построена в 1782-98 (арх. А. Ринальди, Ч ... | | КИТАЙСКАЯ ДЕРЕВНЯ (г. Пушкин), пам. архитектуры, часть дворцово-паркового ансамбля Царское Село, отделена Подкапризной дорогой от Екатерининского парка. Построена в 1782-98 (арх. А. Ринальди, Ч. Камерон), включает 12 одноэтажных домиков в китайском стиле, предназначавшихся для проживания придворных. Композиц. центром К. д. должна была стать 8-гранная 2-ярусная пагода, к-рая, однако, не была построена. К. д. перестраивалась в 1817-22 (арх. В. П. Стасов) и в 1859-61 (арх. И. А. Монигетти). В одном стиле с К. д. были сооружены беседка Большого каприза, Скрипучая беседка (1778-82, арх. Ю. М. Фельтен), ряд мостов и Китайский театр в Александровском парке. Комплекс К. д. сильно пострадал во время Вел. Отеч. войны 1941-45. В 1990-х гг. проведена реставрация, домики переоборудованы в элитную гостиницу; на основе проектных материалов построена пагода. Лит. см. при ст. Царское Село. А. А. Алексеев. Персоны Камерон Чарлз Монигетти Ипполит Антонович Ринальди Антонио Стасов Василий Петрович Фельтен Юрий (Георг Фридрих) Матвеевич
| | | hidden Китайский театр (ансамбль Александровского парка) | Китайский театр или Оперный дом был построен архитекторами А. Ринальди и И. В. Нееловым в 1778–1779 гг. в западном боскете Нового сада на месте воздушного амфитеатра с дерновыми скамьями ... | | Китайский театр или Оперный дом был построен архитекторами А. Ринальди и И. В. Нееловым в 1778–1779 гг. в западном боскете Нового сада на месте воздушного амфитеатра с дерновыми скамьями. Здание это вмещало более 350 зрителей, в нем давались разные представления, немецкие и французские пьесы, буф-оперы. Назовем, к примеру, спектакль в честь графа Фалькенштейна в 1780 г., затем оперу «Севильский цирюльник» в 1830 г., комедию «Плоды просвещения» графа Льва Толстого в 1892 г. 9 мая 1902 г. в честь президента Франции Лубе был дан спектакль (вторые акты балетов «Конек–Горбунок» и «Лебединое озеро») в постановке балетмейстера А. А. Горского, декорациях художников К. А. Коровина и А. Я. Головина. Присутствовавшие президент и члены французской делегации с восторгом отзывались об этом представлении. В 1909 г. здесь состоялась любительская постановка трагедии Шиллера «Мессинская невеста» в переводе поэта К. Р. – великого князя Константина Константиновича с его же участием и в Высочайшем присутствии. Постройка разрушена во время войны и до сих пор находится в руинах, скрывающихся за густо разросшимися деревьями. Г. В. Семенова Персоны Головин Александр Яковлевич Константин Константинович, вел. кн. Неелов Илья Васильевич Ринальди Антонио
| | | hidden Морейская колонна, памятник | г. Пушкин, Екатерининский парк, у Чертова моста на Нижних прудахАрхитектор: Ринальди Антонио (1709-1794)Сооружена в 1771 г.Материалы: мрамор тивдийский розовый – завершение с рострами; мрамор сибирский ... | | г. Пушкин, Екатерининский парк, у Чертова моста на Нижних прудах Архитектор: Ринальди Антонио (1709-1794) Сооружена в 1771 г. Материалы: мрамор тивдийский розовый – завершение с рострами; мрамор сибирский, серый с прожилками – ствол колонны и постамент; мрамор каррарский белый – плинт, база и капитель; медь - доска. Надписи: на медной доске с западной стороны постамента: 1770 года февраля 17 дня, Граф Федор Орлов с двумя Российскими военными кораблями приплыл к полуострову Море в Средиземном море у порта Витилио, сухопутные войска высадил на берег и пошел сам в Модону, по соединении с христианами тоя земли. Капитан Барков со Спартанским восточным легионом взял Пассаву, Бердони и Спарту; Капитан же Князь Долгорукий со Спартанским западным легионом покорил Каламату, Леоктари и Аркадию; крепость Наваринская сдалась бригадиру Ганнибалу. Войск Российских было числом шесть сот человек, кои не спрашивали, многочислен ли неприятель, но где он: в плен турков взято шесть тысяч. Гладкий ствол колонны водружен на прямоугольный постамент и увенчан конусообразным завершением с двумя рострами (декоративная деталь, напоминающая нос корабля) – первый пример ростральной колонны в русской архитектуре. Колонну называли «малой ростральной», в отличие от «большой» - Чесменской. Имя автора проекта документально не установлено, но характер сооружения дает основание предполагать авторство А. Ринальди, в это время много работавшего в Царском Селе и Гатчине. Персоны Ринальди Антонио Адреса Екатерининский парк/Пушкин г. у Чертова моста на Нижних прудах у Чертова моста на Нижних прудах
| | | hidden Памятник А.Д. Ланскому (Мраморный пьедестал «В честь добродетели и заслуг») (ансамбль Екатерининского парка) | Камерный «пьедестал мраморной в честь добродетели и заслуг» или, как его чаще называют, памятник А. Д. Ланскому находится у Верхних прудов близ Кагульского обелиска. Памятник воздвигли предположительно в конце 1770-х – середине 1780 гг ... | | Камерный «пьедестал мраморной в честь добродетели и заслуг» или, как его чаще называют, памятник А. Д. Ланскому находится у Верхних прудов близ Кагульского обелиска. Памятник воздвигли предположительно в конце 1770-х – середине 1780 гг., возможным автором называют А. Ринальди. Его облик восходит к образцам из хрестоматийных руководств по устройству пейзажных садов. На бронзовой доске, обращенной к Екатерининскому дворцу, надпись: «Коль велико удовольствие честным душам видеть добродетели и заслуги общими похвалами достойно венчаемые». На ней же помещены рельефы с гербом А. Д. Ланского, а также выбитой в его память медали. Изображение включало профиль с надписью «Александр Дмитриевич Ланской ген. пор. и ген. адъют.» с одной стороны и с другой – обелиск с четырьмя кипарисами, с надписями «В память дружбы» и «родился 1758 г. марта 8 дня скончался 1784 года июня 25 дня». Ланской, фаворит императрицы и самый именитый домовладелец Софии, был похоронен на Казанском кладбище. Текст на пьедестале, утраченный, видимо, еще при императоре Павле, был возобновлен в 1900-е гг. Г. В. Семенова Персоны Ланской Александр Дмитриевич Павел I, император Ринальди Антонио Адреса вблизи Кагульского обелиска
| | | hidden Ринальди А. (1709-1794), арх. | РИНАЛЬДИ (Rinaldi) Антонио (ок. 1709-1794), архитектор. Выходец из Италии. Учился в Неаполе у Л. Ванвителли. С 1752 служил при гетмане К. Г. Разумовском в Малороссии. С 1754 в СПб., архитектор двора вел ... | | РИНАЛЬДИ (Rinaldi) Антонио (ок. 1709-1794), архитектор. Выходец из Италии. Учился в Неаполе у Л. Ванвителли. С 1752 служил при гетмане К. Г. Разумовском в Малороссии. С 1754 в СПб., архитектор двора вел. княгини Екатерины Алексеевны, после ее восшествия на престол (1762) - придворный архитектор. По проектам Р. в Ораниенбауме сооружены дворец Петра III (1758-62), Китайский дворец (1762-68) и Катальная горка, в убранстве к-рых еще преобладали элементы рококо; ему приписывалась также дача "Новознаменка" на Петергофской дороге (1750-е гг.). Расцвет творчества Р. - 1760-70-е гг., когда были возведены Мраморный дворец (1768-85), 2-й Исаакиевский собор и дворцово-парковый ансамбль в Гатчине, в к-рых заметны стилистич. особенности раннего классицизма. Р. умело включал в оформление интерьеров скульпт. и живописные работы, виртуозно владел техникой орнаментальной отделки. По проектам Р. сооружен комплекс Тучкова буяна (1764-72), достроены Князь-Владимирский собор, Вознесения Господня церковь (не сохр.) и Екатерины Святой костел, возведено здание Большого театра на Театральной пл. (1775-83, одно из крупнейших в Европе). Р. разработал также проекты постройки Большого Гостиного двора и перестройки Петропавловского собора (не осуществлены). В 1772 начал установку мраморных верстовых столбов на дорогах в Царское Село и Петергоф (сохр. частично), в 1779 - постройку гор. Лифляндских ворот у Фонтанки (не сохр.). В 1770-х гг. Р. участвовал в планировке пейзажной части Екатерининского парка в Царском Селе, создал в нем Каскадный кан., соорудил Чесменскую и Морейскую колонны, Кагульский обелиск, заново оформил интерьеры Грота, спроектировал Китайский и Готич. павильоны и выстроил триумфальные Орловские ворота. В 1768-79 жил в собств. доме на Миллионной ул. у Зимнего дворца (не сохр.). В 1780 вернулся в Италию. Лит.: Кючарианц Д. А. Антонио Ринальди. Л., 1984; Ее же. Антонио Ринальди // Зодчие Санкт-Петербурга, XVIII век. СПб., 1997. С. 379-464. В. В. Антонов.
| | | hidden Чесменская колонна, памятник | г. Пушкин. Екатерининский парк, Большой прудАрхитектор: Ринальди Антонио (1709-1794).Скульптор: Шварц И.Сооружена в 1771-1778 гг.Материалы: олонецкий мрамор: бело-розовый – ствол с рострами; серый – пьедестал ... | | г. Пушкин. Екатерининский парк, Большой пруд Архитектор: Ринальди Антонио (1709-1794). Скульптор: Шварц И. Сооружена в 1771-1778 гг. Материалы: олонецкий мрамор: бело-розовый – ствол с рострами; серый – пьедестал, красный – база; сердобольский гранит – постамент; бронза – орел, трофеи, барельефы; латунь - литеры. Надписи Накладными литерами на доске с южной стороны постамента: "В память морских побед, одержанных в Архипелаге между Асиею и островомъ Хио, 24 июня 1770 года предводительством генерала графа Алексия Орлова и адмирала Григорья Спиридова десять российских военных кораблей и седьмь фрегатов разбили и обратили в бегство турецкаго капитан-пашу Жефиря Бея с шестнадцатью линейными кораблями. Фрегатов, галер, бригантин и мелкихъ судов было более ста. Того ж июня 26 числа сожжен весь сей флот в Чесменском порте контр-адмиралом Грейгом отряженною эскадрою победительнаго флота ноября от 2 до 4 1770 года а присутствии российских в Средиземном море войск вождя генерала графа Орлова по высажении войск на остров Митилину по обращении в бегство неприятеля по овладении предместием, адмиралтейством и окрестными местами, сожжен был остаток морских сил турецких два линейные корабля седмидесяти пушечные и хранилища разных припасов и снастей морских”. Памятник посвящен победам русского флота в войне с турками 1768-1774 гг., при Хиосе, Митилине и особенно знаменитой - сожжению турецкого флота в Чесменской бухте 25-26 июня 1770 г. Эпизоды Чесменского боя запечатлены художником Ф. Гаккертом в цикле полотен, заказанных ему Екатериной II для Большого Петергофского дворца. Чесменским был назван путевой дворец под Петербургом. В Гатчине, поместье Г.Г. Орлова, брата Чесменского героя, был поставлен Чесменский обелиск, а во дворце устроена Чесменская галерея. Постройка постамента под колонну, воздвигнутую посреди Большого пруда в Царском Селе, велась под руководством архитектора А. Ф. Виста. Для этого вода в пруду была спущена. Скульптурные детали памятника изваяны из бронзы по модели скульптора И. Шварца. Колонна попарно украшена шестью мраморными рострами – символом морских побед. Памятник увенчан бронзовым изваянием орла – символа быстроты, силы и отваги. На постаменте памятника литые бронзовые горельефы изображают Хиосское сражение - на восточной стороне, Чесменское - на северной, и на западной – бой при острове Митилены.Чесменская колонна воспета А. С. Пушкиным: Над твердой, мшистою скалой Вознесся памятник. Ширяяся крылами, Над ним сидит орел младой. И цепи тяжкие, и стрелы громовые Вкруг грозного ствола трикратно обвились, Кругом подножия, шумя, валы седые В блестящей пене улеглись. В годы Великой Отечественной войны горельефы с постамента колонны были утрачены. Воссозданы при реставрации памятника в 1990-е гг. Высота памятника — 14 м. Персоны Вист Александр Францевич Екатерина II, императрица Орлов Григорий Григорьевич, граф Пушкин Александр Сергеевич Ринальди Антонио Адреса Екатерининский парк/Пушкин г. Большой пруд Большой пруд
| | | | |