Д. Гранин. Фото с сайта http:/ / www.krugosvet.ru/
|
Гранин Даниил Александрович
р. 1918
ГРАНИН, ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (р 1918), наст. фамилия Герман, русский писатель. Родился 1 января 1918 в с. Волынь (ныне Курской области) в семье лесника. В 1940 окончил электромеханический факультет Ленинградского политехнического института (где после войны учился в аспирантуре); работал инженером на Кировском заводе. В 1941 с народным ополчением ушел на фронт, пройдя путь от солдата до командира роты. После войны работал в Ленэнерго, выступал со статьями в научно-технической периодике.
Литературную деятельность начал в 1937 рассказами "Возвращение Рульяка и Родина" (на их основе в 1951 создана повесть о герое Парижской Коммуны Я. Домбровском "Генерал Коммуны"). Основная тема Гранина – романтика и риск научного поиска – определена писателем в рассказе "Вариант второй" (1949), обозначившем и главный в творчестве писателя аспект ее рассмотрения: нравственный выбор ученого, особенно актуальный в эпоху научно-технической революции и технократических иллюзий. Здесь молодой ученый отказывается от защиты диссертации потому, что в обнаруженной им работе погибшего исследователя искомая задача решена эффективнее. В повести "Победа инженера Корсакова" (опубл. в 1949 под назв. "Спор через океан"), написанной не без влияния тогдашнего патриотического официоза, советский ученый в заочной полемике побеждает американского коллегу. Противопоставление подлинных ученых, самоотверженных новаторов и правдолюбцев, своекорыстным карьеристам – центральная коллизия романов "Искатели" (1954, одноимен. фильм 1957; реж. М.Г.Шапиро) и особенно "Иду на грозу" (1962, одноимен. фильм 1966 по сценарию Д. Гранина и реж. С.Г. Микаэляна), одними из первых давших новое, «оттепельное» дыхание советскому «производственному роману». Свобода личностного самовыражения в борьбе со всеми уровнями авторитарной власти утверждается писателем в рассказе "Собственное мнение" (1956), а также в романе "После свадьбы" (1958, одноимен. фильм реж. М.И. Ершова) и повести "Кто-то должен" (1970).
Тяготение к документальности проявилось в многочисленных очерково-дневниковых сочинениях Гранина (в т.ч. в посвященных впечатлениям от поездок в Германию, Англию, Австралию, Японию, Францию и др. страны книгах "Неожиданное утро", 1962; "Примечания к путеводителю", 1967; "Сад камней", 1972, и др.), а также в биографических повестях – о польском революционном демократе и главнокомандующем вооруженными силами Парижской Коммуны ("Ярослав Домбровский", 1951), о биологе А.А. Любищеве ("Эта странная жизнь", 1974), о физике И.В. Курчатове ("Выбор цели", 1975), о генетике Н.В. Тимофееве-Ресовском ("Зубр", 1987), о французском ученом Ф. Араго ("Повесть об одном ученом и одном императоре", 1971), о трудной судьбе одной из участниц Великой Отечественной войны К.Д. Бурим ("Клавдия Вилор", 1976), а также в очерках о русских физиках М.О. Доливо-Домбровском ("Далекий подвиг", 1951) и В. Петрове ("Размышления перед портретом, которого нет", 1968).
Событием в общественной жизни страны стало появление главного документального труда Гранина – "Блокадной книги" (1977–1981, совм. с А.А. Адамовичем), основанной на подлинных свидетельствах, письменных и устных, жителей осажденного Ленинграда, полной раздумий о цене человеческой жизни.
Активный общественный деятель первых лет перестройки, Гранин стал одним из инициаторов создания российского Пен-клуба. Автор многочисленных публицистических работ. (http://www.krugosvet.ru/)
|