Портрет Джонатана Свифта с сайта http:/ / www.bestpriceart.com/ . Художник Thomas Pooley.
|
Свифт Джонатан
1667-1745
Свифт (Swift) Джонатан (30.11.1667, Дублин, — 19.10.1745, там же), английский писатель. Родился в семье стряпчего. В 1682—88 учился в Тринити-колледже Дублинского университета. В 1689—99 секретарь и библиотекарь отставного дипломата и видного эссеиста У. Темпла. С 1695 священник; доктор богословия (1701). В начале 1690-х гг. пробовал силы в поэтических жанрах; сгущённо-пародийный стиль обрёл в прозе. Первое произведение С. — памфлет "Битва книг" (1697) — жестокое осмеяние поборников идейной и культурной новизны самоутверждавшейся буржуаазной цивилизации. Жанровый поиск "Битвы книг" успешно завершился в "Сказке о бочке" (1704), написанной от лица продажного писаки, составляющего нечто вроде энциклопедии грядущего помешательства. Устами "Автора" С. формулирует религиозные, гуманистические, утопические претензии буржуазного прогресса и обнажает их глубинную фальшь. Сказочка о трёх братьях (каждый из которых олицетворяет одну ветвь христианства — католическую, англиканскую или кальвинистскую церковь) становится поводом для бесконечных пародийных отступлений, где уже средствами собственно языка разоблачаются новейшие идейные извращения. В 1701 С. получил место викария в Ларакоре (Ирландия) и в Лондоне бывал наездами. С. уже приобрёл славу политического памфлетиста) и виги считали его своим сторонником, но памфлетами "Соображения английского церковника" (1708) и "Рассуждение об отмене христианства" (1709) С. подтвердил свою идейно-политическую независимость. В те же годы С. создал цикл нашумевших памфлетов, в которых под маской "учёного" предсказателя патриота Бикерстаффа на жизненных примерах продемонстрировал силу печатной пропаганды, способной произвольно измышлять и отменять факты. В 1710—14 С. сблизился с руководителями правительства тори, стремившегося вывести Великобританию из затянувшейся войны за Испанское наследство и стабилизировать положение внутри страны. С. активно поддерживал и направлял правительственную политику в статьях журнала "Экзаминер" (1710—11), в памфлетах "Поведение союзников" (1711), "Общественный дух вигов" (1714) и др. Его каждодневные письма-отчёты 1710—13 в Ларакор бывшей воспитаннице Эстер Джонсон составили посмертно изданный "Дневник для Стеллы". В 1713 получил должность декана (настоятеля) собора Сент-Патрик в Дублине. Живя почти безвыездно в Ирландии на положении политического изгнанника, С. включился в борьбу за попранные права ирландского народа (памфлеты "Предложение о всеобщем употреблении ирландской мануфактуры", 1720; "Скромное предложение относительно детей ирландских бедняков", 1729). В 1723—24 в серии "Писем суконщика", воспроизводя логику и язык рядового обывателя, С. так умело связал широкую политическую агитацию с конкретным событием, что английское правительство едва предотвратило народное восстание в Ирландии. Вершина творчества С. — "Путешествия Гулливера" (1726). Пародируя и одновременно совершенствуя литературу путешествий, С. "открывает" фантастические страны, сатирически комментируя реальные перспективы и идеалы европейского общественного устройства. Его комичным, снижающим отражением предстаёт мирок лилипутов; здравый и свободный рассудок выносит приговор новейшим свершениям истории ("Путешествие в Бробдингнег"); в "Путешествии в Лапуту" осмеяно безумие "чистого" научного прогресса; несостоятельность буржуазного просветительского гуманизма демонстрируется в "Путешествии в страну гуигнгнмов", где выдвинута ироническая дилемма: "разумная" лошадиная утопия либо обезьянье жизнеустройство, схожее с социально извращённым человеческим существованием. Книга С. — не проповедь безысходного пессимизма, а дальновидный пересмотр социально-идеологических установок буржуазного прогресса. "Вперёдсмотрящим" назвал его А. В. Луначарский. Среди последних произведений С., в основном повторяющих прежние темы и мотивы, выделяются памфлеты "Наставления слугам" и "Серьёзный и полезный проект устройства приюта для неизлечимых" (1733). Основным приёмом сатиры С. была реалистическая пародия: нелепость и чудовищность предстают у него как социальная норма, как действительная и перспективная характеристика изображаемых явлений. Драматическая сатира С. запечатлела идейную панораму раннего английского Просвещения. Соч.: The prose works, v. 1—14, Oxf., 1939—68; The poems, v. 1—3, Oxf., 1958; в рус. пер. — Памфлеты, М., 1955; Сказка о бочке, М., 1930; Путешествия в некоторые отдаленные страны Лемюэля Гулливера, М., 1967.Лит.: Заблудовский М. Д., Сатира и реализм Свифта, в сборнике: Реализм XVIII в. на Западе, М., 1936; Левидов М. Ю., Путешествие в некоторые отдаленные страны. Мысли и чувства Джонатана Свифта, М., 1964; Муравьев В., Джонатан Свифт, М., 1968; Craik Н., The life of Jonathan Swift, v. 1—2, L., 1894; Quintana R., The mind and art of Jonathan Swift, L. — N. Y., 1936; Williams K., Jonathan Swift and the age of compromise, Lawrence, 1958; Ehrenpreis I., Swift..., v. 1—2, L., 1964—1967; Swift. Ed. by C. J. Rawson, L., [1971]. В. С. Муравьев. (БСЭ).
|