Эльдар Рязанов. Фото с сайта http:/ / www.ruskino.ru
|
Рязанов Эльдар Александрович
р. 1927
Русский кинорежиссер, сценарист. Народный артист СССР (1984). Родился 18 ноября 1927 г. в Куйбышеве. В 1950 окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Г. Козинцева). В 1950-1955 работал режиссером на ЦСДФ, снимал сюжеты для киножурналов («Пионерия», «Советский спорт», «Новости дня»), поставил несколько документальных картин. С 1955 — режиссер «Мосфильма». Свой первый полнометражный художественный фильм («Карнавальная ночь») Рязанов поставил в жанре музыкальной комедии-ревю. Фильм не только возглавил список самых кассовых картин 1956 года, но и вошел в «золотой фонд» отечественной комедии.
Следующая постановка Рязанова — на этот раз в жанре лирической комедии («Девушка без адреса») — также имела завидный успех в прокате. Попытка ввести в комедийный сюжет элементы фантастики и откровенную эксцентрику («Человек ниоткуда») вызвала недовольство кинематографических начальников: в похождениях фантастического дикаря (С. Юрский) в современной Москве увидели элемент «бессмысленного трюкачества» и «пошлости», из-за чего фильм фактически не дошел до зрителя. Принципиально иную экранную судьбу имела музыкально-историческая комедия «Гусарская баллада». Далеко не выигрышный в плане режиссерского самовыражения «юбилейный» проект (экранизация пьесы А. Гладкова, посвященной героине войны 1812 г. Надежде Дуровой) неожиданно обернулся крупной удачей — и как музыкальная комедия, и как историко-патриотическая лента.
Период творческой зрелости Рязанова отмечен его творческим содружеством со сценаристом Э. Брагинским (1966). Первым плодом союза двух талантливых комедиографов стал комедийный детектив «Берегись автомобиля».
В отличие от Л. Гайдая, оставшегося королем отечественной киноэксцентрики, Рязанов стал утверждаться в качестве непревзойденного мастера комедии характеров, убедительным свидетельством чему стали такие его фильмы, как «Старики-разбойники», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Гараж». Редкие исключения с «игрой на чужом поле» (малоудачный эксцентрический фарс «Невероятные приключения итальянцев в России») лишь подтверждали это правило. Лиризм рязановских комедий, их мягкий, иногда с оттенком философичности, юмор, как правило, находил выражение и в музыкальном ряду — мелодиях и песнях, слова к которым стал писать и сам режиссер.
Начиная с фильма «Вокзал для двоих» в стилистике рязановских картин усиливаются интонации трагикомедии, в образах главных героев начинает доминировать лирическое или даже трагическое начало (пианист Платон Громов в «Вокзале для двоих», Карандышев в «Жестоком романсе», писатель в «Предсказании»). В комедиях на тему «перестройки» («Забытая мелодия для флейты», «Небеса обетованные») и постсоветской действительности («Старые клячи») Рязанов усиленно акцентирует тему социальных аутсайдеров — добрых, порядочных и по-своему одаренных людей, оставшихся на «обочине» современной жизни.
В 1993 режиссер сделал в целом успешную попытку поставить фильм в жанре социальной драмы с элементом притчи и фантастики («Предсказание»), однако в конце 1990-х вернулся к своему излюбленному комедийному жанру в фильмах «Привет, дуралеи!», «Старые клячи», «Тихие омуты». По своей популярности Рязанов не уступает героям своих фильмов, чему во многом способствовал его многолетний опыт ведущего популярной передачи «Кинопанорама» и ряда других телевизионных рубрик.
Литература: Громов Е. Комедия и не только комедия: кинорежиссер Э.Рязанов. М., 1989; Необъятный Рязанов: сб. под. ред. Т. Исканцевой. М., 1997; Рязанов Э. Неподведенные итоги. М., 1997.
(По материалам Энциклопедии «Кругосвет» http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/)
|