Б. Эйфман. Фото с сайта www.goldenmask.ru
|
Эйфман Борис Яковлевич
р. 1946
Родился 22 июля 1946 года в городе Рубцовске Алтайского края. Отец - Эйфман Янкель Борисович (1906 г. рожд.). Мать - Курис Клара Марковна (1918 г. рожд.). Супруга - Морозова Валентина Николаевна (1953 г. рожд.). Сын - Эйфман Александр Борисович (1995 г. рожд.).
Один из ведущих хореографов мира Борис Эйфман свои первые шаги как постановщик танцев сделал уже в 16 лет. С 1962 по 1966 год он руководил детским хореографическим коллективом. В 1972 году он окончил балетмейстерское отделение Ленинградской государственной консерватории им. Римского-Корсакова. Его первые постановки - балеты "Жизни навстречу" (1970, муз. Д. Кабалевского), "Икар" (1970, муз. А. Чернова, В. Арзуманова), "Блестящий дивертисмент" (1971, муз. М. Глинки), "Фантазия" (1972, муз. А. Аренского) - вызвали взволнованный отклик зрителей и пристальное внимание критиков. Дипломная работа молодого хореографа - балет "Гаяне" на музыку А. Хачатуряна (1972) - был создан и показан на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде.
С 1971 по 1977 год Б.Я. Эйфман работал балетмейстером в Ленинградском Академическом хореографическом училище имени А.Я. Вагановой (ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой). После "Гаянэ" им были созданы балеты: "Русская симфония" (1973, муз. В. Калинникова), "Встречи" (1975, муз. Р. Щедрина), "Жар-птица" (1975, муз. И. Стравинского), "Прерванная песня" (1976, муз. И. Калныньша), "...Души прекрасные порывы" (1977, муз. Р. Щедрина). Все они с большим успехом шли на сцене ленинградского Театра оперы и балета им. Кирова. Спектакль "Жар-птица" принес Б.Я. Эйфману мировую известность: вскоре после премьеры в Ленинграде он был показан в Москве и на гастролях в Японии. Помимо театральных постановок в эти годы Б.Я. Эйфман стал автором фильмов-балетов: "Вариации на тему рококо", "Икар", "Блестящий дивертисмент".
В 1977 году молодой хореограф получил возможность создать свой театр при Ленконцерте, который получил название "Новый балет", а впоследствии был переименован в Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета под руководством Бориса Эйфмана. Не имея ни сцены, ни постоянных репетиционных помещений, с маленьким коллективом, он сумел произвести сильнейшее впечатление первой же программой, в которую вошли спектакли: "Только любовь" (муз. Р. Щедрина), "Искушение" (муз. Р. Уэйкмана), "Под покровом ночи" (муз. Б. Бартока), "Прерванная песня" (муз. И. Калныньша), "Двухголосие" (муз. Д. Баррета - из репертуара "Пинк Флойд"). Камерный балет "Двухголосие" зрители до сих пор вспоминают как потрясение. В последующие годы Б.Я. Эйфман поставил спектакли "Жар-птица" (1978, муз. И. Стравинского) и "Вечное движение" (1979, муз. А. Хачатуряна).
Всего за годы своей плодотворной творческой деятельности он создал более 40 балетов, которые отличаются масштабностью поднимаемых тем, оригинальностью хореографического решения.
Еще в конце 1980-х годов театральная критика отмечала, что хореография Бориса Эйфмана - явление "наиболее новаторское, самобытное и творческое, а его философские, психологические балеты-притчи - уже хореография XXI века".
Балетмейстер первым на балетной сцене обратился к творчеству Ф.М. Достоевского. Спектакль "Идиот", поставленный им на музыку Шестой симфонии П. Чайковского, стал замечательным событием в культурной жизни страны.
Не менее ярким явлением стал спектакль Б.Я. Эйфмана "Чайковский" на музыку П.И. Чайковского, премьера которого состоялась 12 сентября 1993 года в Государственном театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории. В спектакле "Дон Кихот, или Фантазии безумца" (1994) смелая фантазия балетмейстера "накладывает" новый сюжет на хорошо знакомую всем любителям балета музыку Л. Минкуса. Хореограф-мыслитель, хореограф-философ возвращает зрителя к образу великого "безумца" и рыцаря - образу, который со временем изрядно потускнел.
В 1995 году Б.Я. Эйфман снова возвращается к творчеству Ф.М. Достоевского балетом "Карамазовы" на музыку С. Рахманинова, Р. Вагнера и М. Мусоргского. Однако если ранее он следовал сюжету, передавая сложный внутренний мир чувств героев (в спектакле "Идиот"), то здесь он воплощает движение идей романа "Братья Карамазовы" и его роковых пророчеств.
28 января 1997 года в Российском государственном академическом театре драмы имени А.С. Пушкина состоялась премьера балета Б.Я. Эйфмана "Красная Жизель" на музыку П. Чайковского, Ж. Бизе и А. Шнитке. Балет посвящен великой русской балерине О. Спесивцевой, прожившей в искусстве короткую, но блистательную и яркую, как ослепительная вспышка, жизнь. Как ожившая греза, героиня спектакля несет современным зрителям свет возвышенной любви и красоты. Этим во многом объясняется громкий успех спектакля в России и за рубежом.
С не меньшим успехом был встречен зрителями спектакль Б.Я. Эйфмана "Мой Иерусалим" (1998).
Помимо уже упомянутых спектаклей за годы художественного руководства театром Б.Я. Эйфман поставил балеты: "Поединок" (1980, муз. А. Хачатуряна); "Покорение стихии" (1981, муз Д. Шостаковича); балеты "Автографы" (1981); "Игры" (муз. Вивальди), "Про и контра" или "Контрапункт" (муз. А. Шнитке), "Реквием балерине" (муз. Бетховена); "Познание" (1981, муз. Т. Альбинони); "Безумный день, или Женитьба Фигаро" (1982, муз. Дж. Россини в обработке Т. Когана); "Легенда" (1982, муз. Т. Когана); "Композиция" (1982, муз. А. Веберна); "Художник" (1983, муз. Ф. Шуберта); Камерные балеты "Метаморфозы" (1983):"Ария" (муз. Э. Вила-Лобоса), "Прогулка" или "Рандеву" (муз. О. Николаи), "Предисловие к Гамлету" (муз. И. Брамса); "Каприс" (1983, муз. Г. Берлиоза); "Двенадцатая ночь, или Что угодно" (1984, муз. Г. Доницетти); "Поединок" (1986, муз. В. Гаврилина); "Интриги любви" (1986, муз. Дж. Россини в обработке Т. Когана); "Мастер и Маргарита" (1987, муз. А. Петрова); "Пиноккио" (1989, муз. А. Оффенбаха); "Человеческие страсти" (1990, муз. Х. Сарманто); "Убийцы" (1991, муз. И.С. Баха - Г. Малера, А. Шнитке); "Реквием" (1991, муз. В.А. Моцарта); "Иллюзии" (1992, муз. К. Пети); "Русский Гамлет" (1999, муз. Л. Бетховена, Г. Малера); "Дон Жуан и Мольер" (2001, муз. В.А. Моцарта, Г. Берлиоза). По многим спектаклям Б.Я. Эйфмана сняты телевизионные фильмы-балеты.
Б.Я. Эйфман - Народный артист России (1995), лауреат Государственной премии России (1999), лауреат театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой Софит" (1995, 1996, 1997), премий Союза театральных деятелей РФ "Золотая маска" (1996, 1999), премии "Триумф" (1996). В 1998 году удостоен высшей духовной награды детей России - ордена "Мира и Согласия" по номинации "Новое слово в хореографии". Награжден Орденом кавалера искусств Франции (1999).
Б.Я. Эйфман принимает активное участие в работе Международной балетной секции при ЮНЕСКО, является и.о. профессора Академии русского балета имени А.Я. Вагановой.
Живет и работает в Санкт-Петербурге. (По материалам сайта http://www.peoples.ru/)
|