Иван Айвазовский. Автопортрет. 1974. Холст, масло. 74x58 см. Галерея Уффици, Флоренция.
|
Айвазовский Иван Константинович
1817-1900
АЙВАЗОВСКИЙ, ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ (1817-1900), русский художник. Родился в Феодосии 17 (29) июля 1817 в семье армянского предпринимателя. Учился в петербургской Академии художеств у М.Н. Воробьева (1833-1839). В качестве «пенсионера» Академии работал в Крыму (1838-1840), Италии (1840-1844), посетил также Францию, Англию и ряд других стран. Любил путешествовать и позднее — по России, Европе, Средиземноморью, — но с 1845 работал преимущественно в родном городе. Испытал особое влияние французской марины (морского пейзажа) барокко-классицизма (К. Лоррен и К. Верне). Избавляясь от слишком плотной манеры письма и слишком резких контрастов классицистической «кулисной» композиции, Айвазовский со временем добивается подлинной живописной свободы. Бравурно-катастрофический "Девятый вал" (1850, Русский музей, Петербург), где достигнуто впечатление «безбрежного» морского пространства, может служить итогом его раннего периода. Обеспечив живописный эффект, Айвазовский, будучи к тому же мастером необычайно плодовитым (написавшим более 6000 картин), часто превращал его в своеобразный фирменный стереотип. Но в самых хрестоматийных и по праву особо популярных своих картинах (таких, как "Черное море", 1881, Третьяковская галерея) он демонстрирует главный свой дар: умение показать пронизанную светом, вечно подвижную водную стихию. Живописец Главного морского штаба (с 1844), Айвазовский принимает участие в ряде военных кампаний (в том числе в Крымской войне 1853-1856), создав немало патетических батальных полотен ("Чесменский бой", 1848, Феодосийская картинная галерея). Хотя он исполнил немало «чисто земных» пейзажей, среди которых выделяются украинские и кавказские виды (1850-1860-е годы), именно море обычно предстает у него универсальной основой природы и истории, в особенности в сюжетах с сотворением мира и потопом; впрочем, образы религиозной, библейской или евангельской иконографии, равно как и античной мифологии, нельзя причислить к самым большим его удачам. Целый ряд картин Айвазовский посвятил древней и новой армянской истории ("Посещение Дж.Г. Байроном монастыря мхитаристов близ Венеции", 1880, Картинная галерея Армении, Ереван). С 1840-х годов его художественная продукция пользовалась огромным успехом. Айвазовский накопил большое состояние и был известен также как щедрый благотворитель: в Феодосии на его средства были выстроены здания археологического музея, проведены большие работы по градоустройству, постройке порта и железной дороги. Из его феодосийской мастерской вышел целый ряд крупных пейзажистов (Л.Ф. Лагорио, А.И. Куинджи, К.Ф. Богаевский и др.). Умер Айвазовский в Феодосии 19 апреля (2 мая) 1900. Полнее всего творчество мастера представлено в основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя. Литература: Иван Айвазовский (альбом). СПб, 2000; Айвазовский известный и неизвестный (альбом). Самара, 1997 (По материалам сайта: http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet).
|