И. С. Барков. Фото с сайта www.biografija.ru/ pictures/ m_21142.jpg
|
Барков Иван Семенович
1732-1768
БАРКОВ, ИВАН СЕМЕНОВИЧ (1732-1768), — поэт, переводчик. Сын священника. В 1744 поступил в духовную семинарию при Александро-Невском монастыре, где проучился пять лет, дойдя до класса "пиитики". В 1748 по рекомендации М.В. Ломоносова, отметившего "острое понятие" юноши и хорошее знание латинского языка ("он и профессорские лекции разуметь может"), был принят в число студентов Академии наук (первоначально в Академическую гимназию). Учился Барков неровно, несколько раз был сечен розгами за пьянство и хулиганские выходки, однажды — за грубость и ложный донос на ректора университета С.П. Крашенинникова — был даже закован в кандалы. В 1751 из числа студентов Баркова "разжаловали" в наборщики Академической типографии, но в 1753 после ряда его просьб перевели на более почетную должность "копписта" в Академическую канцелярию. В 1755-1756 состоял штатным писцом при Ломоносове: дважды переписал его "Российскую грамматику", снял для него копию с "Радзивилловского списка Никоновой летописи", выполнял и другие поручения. С Ломоносовым у Баркова сложились близкие отношения. (Ломоносов ценил его и часто говаривал: "Не знаешь, Иван, цены себе, поверь, не знаешь!".) Под его влиянием Барков начинает заниматься историей: на основе "Древней российской истории" Ломоносова составляет "Краткую российскую историю" (изд. в 1762), а в 1759-1760 готовит к изданию текст "Несторовой летописи". Несмотря на некоторые вольности в обращении с оригиналом, подготовленное им издание долго оставалось основным источником по древнерусской истории. В 1756 вел письменные дела президента Академии наук графа А.Г. Разумовского, но уже в январе следующего года Баркова уволили "за пьянство и неправильность". Пьянство и позднее неоднократно омрачало его служебную деятельность, хотя он регулярно приносил в этом раскаяние. Тем не менее в 1762 по поручению Академии Барков написал "Оду на всерадостный день рождения… Петра Феодоровича", которая была признана достаточно успешною, за что он был производен в академические переводчики. Главные труды Баркова на этой ниве — стихотворные переводы сатир Горация ("Квинта Горация Флакка сатиры или беседы, с примечаниями с латинского языка, преложенные российскими стихами…" (1763) и басен Федра ("Федра, Августова отпущенника, нравоучительные басни, с Езопова образца сочиненные, а с латинских российскими стихами преложенное, с приобщением подлинника…" (1764, к изданию прилагались также переводы двустиший Псевдо-Катона Дионисия). И сатиры, и басни переложены правильным александрийским стихом, причем некоторые басни Федра Барков переводить не стал из-за их "непристойного содержания". Из других его переводов — "драма на музыке" итальянского драматурга Л. Ладзарони "Мир героев" (1762). Баркову часто поручали редактирование поступающих в академическую типографию книг и переводов (в том числе перевод "Натуральной истории" Ж. Бюффона, Езоповы и другие басни и др.). В 1762 Барков подговил первое издание сатир А.Д. Кантемира и написал "Житие" последнего. Немногие известные оригинальные стихотворения Баркова — "Ода Петру III", "Ода кулашному бойцу", "Его сиятельству графу Г.Г. Орлову… всеусердное приветствие" — не превышают среднего уровня поэтической продукции тех лет. То же можно сказать и о приписываемых ему литературно-полемических сочинениях, написанных в защиту Ломоносова. Наибольшую известность приобрели его стихотворения в честь Вакха и Афродиты, как целомудренно именовали их современники. Под именем Баркова распространился сборник "Девичья игрушка" с непристойными стихотворными сочинениями разных жанров (оды, элегии, басни, песни, трагедии и др.). Это "срамные", т. е. грубо эротические, порнографические стихи, в которых обильно представлена нецензурная лексика, поэтому сборник не мог появиться в печати и бытовал в рукописном виде, часто пополняясь новыми сочинениями в том же духе. Баркову принадлежит авторство лишь части этого сборника, но он, видимо, был одним из главных его составителей. Среди других авторов называют журналиста М.Д. Чулкова, переводчика И.П. Елагина, поэтов В.Г. Рубана и А.В. Олсуфьева. Окончательный вид сборник приобрел в 1780-х уже после смерти Баркова. "Девичья игрушка" пользовалась таким большим успехом, что с тех пор всякие порнографические стихи стали связываться с именем Баркова. На протяжении XIX и XX веков образовалась обширная "барковиана", к которой сам он, конечно, уже не имел отношения. Жизнь Баркова украшалась анекдотическими подробностями. В анекдотах (некоторые из них — о столкновениях Баркова с А.П. Сумароковым — были записаны А.С. Пушкиным) он предстает вечно пьяным, сыплющим грубыми шутками, враждебным общественным приличиям и "высокой" словесности. Правду от вымысла в этих рассказах отделить едва ли возможно. Поэтому, несмотря на их многочисленность, о Баркове как авторе непристойных сочинений почти ничего достоверно не известно. О последних годах жизни жизни Баркова и его смерти в 1768 в Санкт-Петербурге сведений нет. Известно лишь, что в 1766 он был окончательно уволен из Академии. Есть версия, что он покончил с собой, в связи с чем молва приписала ему автоэпитафию: "Жил Барков — грешно, а умер — смешно!" Издания: Поэты XVIII века, в 2 тт, т.1. Л., 1972; Девичья игрушка, или Сочинения господина Баркова. М., 1992. Владимир Коровин (http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet)
|