| -
hidden Памятники истории и культуры | Камерон Чарлз (1745-1812) hidden Большая оранжерея с садом | Здание было построено в 1750-е гг. по проекту Ф. -Б. Растрелли в формах архитектуры барокко. Строительством руководил архитектор С. И. Чевакинский. В 1820-1828 гг. В. П. Стасов перестроил здание в стиле классицизма ... | | Здание было построено в 1750-е гг. по проекту Ф. -Б. Растрелли в формах архитектуры барокко. Строительством руководил архитектор С. И. Чевакинский. В 1820-1828 гг. В. П. Стасов перестроил здание в стиле классицизма. Со временем в оранжерее сформировалось значительное по количеству собрание редких экзотических растений из Америки, Африки, Индии, Испании, Ближнего Востока: кофейные деревья, кактусы, апельсины, коллекции ананасов, лавров. Одним из первых ученых хранителей редких растений был садовый мастер Иоганн (Джон) Буш. Кадки с растениями на летнее время выставлялись перед Екатерининским дворцом и вдоль Садовой улицы. Помещения в оранжерее традиционно использовались под жилье садовых мастеров и др. служащих. Здесь в разное время проживали И. Буш, любимец Александра I Ф. Ф. Лямин, Ч. Камерон, управляющие Царским Селом Леонтьев и Я. В. Захаржевский. В 1933–1934 архитектор В. И. Яковлев приспособил здание для учебных целей института молочной промышленности, использовав неосуществленный в свое время проект В. П. Стасова. Г. В. Семенова Персоны Буш Иоганн Захаржевский Я.В. Камерон Чарлз Леонтьев А.И. Лямин Ф. Ф. Растрелли Франческо де Стасов Василий Петрович Чевакинский Савва Иванович Яковлев Всеволод Иванович Адреса Леонтьевская ул./Пушкин г. Оранжерейная ул./Пушкин г. Садовая ул./Пушкин г., д. 14
| | | hidden Гесте В. И. (1753-1832), арх. | ГЕСТЕ, Гести (Hastie) Василий Иванович (Уильям, Вильям) (1753-1832), архитектор. Выходец из Шотландии, в 1784 по приглашению Ч. Камерона прибыл в Россию, поселился в Царском Селе на Английской ул ... | | ГЕСТЕ, Гести (Hastie) Василий Иванович (Уильям, Вильям) (1753-1832), архитектор. Выходец из Шотландии, в 1784 по приглашению Ч. Камерона прибыл в Россию, поселился в Царском Селе на Английской ул., в 1792 зачислен на службу архитектором, разрабатывал проекты "образцовых" домов, одобренные имп. Екатериной II. В 1795-99 служил на Ю. России. В сент. 1803 - февр. 1805 архитектор Ижорских заводов, спроектировал ряд производств. и адм. построек, в т.ч. здание заводской конторы (1803-04), кам. заводскую плотину на р. Ижора (нач. 19 в., совм. с К. К. Гаскойном). В 1806-18 в СПб. по проектам Г. построены Полицейский (ныне Народный), Красный, Синий, Поцелуев мосты (см. о них статьи). Впервые в отеч. практике своды мостов выполнены из чугунных литых "коробов" (тюбингов), скрепленных болтами. Проект Полицейского моста признан образцовым и стал типовым. С 1808 Г. - гор. архитектор Царского Села, составил комплексный план его застройки, ставший образцом для провинц. городов России, спроектировал комплекс зданий б-цы, Гостиный двор, прачечный двор, материальный двор, торг. бани, дома для горожан. Сохранились построенные по его проектам Дом дворцового управления (Леонтьевская ул., 8; Средняя ул., 1-3), комплекс зданий Полицейского управления (Леонтьевская ул., 28), Дом Канобио (Леонтьевская ул., 15). Автор альбомов: "Шлюзы, мосты, дома" (1806?), "Планы чугунных мостов на Мойке" (1807), "Строения для города Царского Села" (1809), "Собрание фасадов, Е. И. В. опробованных для частных строений в городах Рос. империи" (1809, совм. с Л. Руска и В. П. Стасовым), "Разделение гор. кварталов на обывательские места" (1811) и др. Похоронен на Казанском кладб. в Царском Селе (могила не сохр.). Лит.: Коршунова М. Ф. Архитектор В. Гесте // Тр. / Гос. Эрмитаж. Л., 1977. № 18. С. 132-143; Соминич Г. Е. Архитектор Василий Иванович Гесте в Царском Селе // На рубеже двух эпох, 1801-1825-1825-1855: Тез. докл. Второй Царскосел. науч. конф. СПб., 1996. С. 53-56; Кузнецов С. О. Вильям Гесте // Зодчие Санкт-Петербурга, XIX - начало XX века. СПб., 2000. С. 123-131. Л. Д. Бурим.
| | | hidden Два угловых корпуса с башнями (гауптвахта, цейхгауз и канцелярия лейб-гвардии Гусарского Его Императорского Величества полка) | Башни с флигелями возвели в 1773–1775 гг. по проекту В. И. Неелова для размещения Вотчинного правления Села Царского, главное здание которого соединялось с ними глухой кирпичной оградой, сохранившейся до настоящего времени ... | Башни с флигелями возвели в 1773–1775 гг. по проекту В. И. Неелова для размещения Вотчинного правления Села Царского, главное здание которого соединялось с ними глухой кирпичной оградой, сохранившейся до настоящего времени. Постройки собственно Скотного двора, с которыми ошибочно идентифицируют эти здания, находились в значительном отдалении, с южной стороны. Весь комплекс в 1779–1780 гг. В. И. Неелов и Ч. Камерон перестроили под Присутственные места г. Софии. Их различные учреждения располагались здесь до 1810-х гг. В восточной башне (Парковая ул., 38, Огородная ул., 1) находилась Софийская городовая ратуша, в западной башне (Парковая ул., 42) – Софийская нижняя расправа. После перевода Присутственных мест их здания до 1917 г. занимали казармы лейб-гвардии Гусарского Его Императорского Величества полка. В восточной башне находилась полковая гауптвахта, соединенная с домом командира крытым переходом вдоль каменной ограды. Западная башня использовалась как полковая канцелярия и цейхгауз (Парковая ул., 42). Г. В. Семенова Персоны Камерон Чарлз Неелов Василий Иванович
| | | hidden Дом командира лейб-гвардии Гусарского Его Императорского Величества полка | Здание первоначально предназначалось для размещения конторы Вотчинного правления Села Царского, оно было построено в 1773–1775 гг. по проекту В. И. Неелова. С ним соединялись два угловых корпуса с башнями при помощи глухой кирпичной ограды ... | Здание первоначально предназначалось для размещения конторы Вотчинного правления Села Царского, оно было построено в 1773–1775 гг. по проекту В. И. Неелова. С ним соединялись два угловых корпуса с башнями при помощи глухой кирпичной ограды. Постройки собственно Скотного двора, с которыми ошибочно идентифицируют эти здания, находились в значительном отдалении, с южной стороны. В 1779–1780 гг. В. И. Неелов и Ч. Камерон приспособили царскосельскую контору Вотчинного правления под Софийские Присутственные места. В доме находились уездный и земский суды, жилье для служащих до перевода их в 1810-е гг. в г. Царское Село. В 1814–1917 гг. здание использовалось для жительства командира Гусарского полка и неоднократно перестраивалось. Впоследствии здесь разместили также штаб полка, при доме развели сад. В 1877 г. его надстроили мансардным этажом, а со стороны восточного торцового фасада пристроили одноэтажный флигель в три окна. В 1900-е гг. был пристроен флигель со стороны двора, мансарда превращена в полный второй этаж. Г. В. Семенова Персоны Камерон Чарлз Неелов Василий Иванович
| | | hidden | ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦ (г. Пушкин), пам. архитектуры барокко, композиц. центр и архит. доминанта дворцово-паркового ансамбля Царское Село. В 1717-23 на этом месте построен небольшой кам. дворец имп. Екатерины I (арх. И. Ф. Браунштейн), одноврем ... | | ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦ (г. Пушкин), пам. архитектуры барокко, композиц. центр и архит. доминанта дворцово-паркового ансамбля Царское Село. В 1717-23 на этом месте построен небольшой кам. дворец имп. Екатерины I (арх. И. Ф. Браунштейн), одноврем. начата разбивка Екатерининского парка. С 1743 велись работы по расширению дворца (арх. М. Г. Земцов), после его смерти ими руководили арх. А. В. Квасов и С. И. Чевакинский, с кон. 1748 - арх. Ф. Растрелли. В мае 1752 имп. Елизавета Петровна повелела перестроить все сооруженное ранее, и в июле 1756 Е. д. был завершен. Тогда же окончательно оформлен зап. парадный двор, обрамленный одноэтажными полуциркульными корпусами - циркумференциями, и великолепной кованой оградой с вызолоч. деталями и воротами по центр. оси дворца. Фасады декорированы лепными фигурами кариатид, картушами, масками (скульп. И. Ф. Дункер), выделенными охристым цветом на бирюзовом фоне (до 1770-х гг. лепнина была позолоч.). Первонач. парадная лестница Е. д. находилась в юж. части здания, на 2-м этаже располагалась "Золотая анфилада", включавшая 5 "антикамер", двусветный Большой зал и ряд гостиных, резные наддверные украшения к-рых создавали впечатление золотого потока. В числе интерьеров - Янтарная комната. Протяженность Е. д. по фасаду - св. 325 м. Центр. часть здания ("Средний дом") в плане сохранила параметры дворца имп. Екатерины I. Боковые крылья на месте первоначально открытых террас соединяют центр. часть с боковыми флигелями: сев. - Церковным (1779-84, арх. И. В. Неелов) и юж. - Зубовским (1778-84, арх. Ю. М. Фельтен). При имп. Екатерине II в 1780-х гг. по проектам Ч. Камерона созданы новые интерьеры: Арабесковая, Лионская гостиные, Серебр. кабинет и др. в юж. части Е. д., комнаты на половине вел. князя Павла Петровича (Зеленая столовая, Опочивальня и др.) в сев. части. К юго-вост. части Е. д. примыкает комплекс т. н. Камероновой галереи, Холодных бань ("Агатовых комнат"), висячего сада и пандуса (1780-87; 1792-94). В 1817-20 и в 1840-х гг. изменения в интерьеры вносил арх. В. П. Стасов, в 1860-63 арх. - И. А. Монигетти ("Китайская" парадная лестница в центр. части). С 1918 Е. д. - дворец-музей, в 1941-44 практически полностью разрушен, восстановление по проекту арх. А. А. Кедринского началось в 1957, реставрац. работы продолжаются и ныне. Лит. см. при ст. Царское Село. А. А. Алексеев. Персоны Браунштейн Иоганн-Фридрих Дункер Иоганн Франц Екатерина I, императрица Екатерина II, императрица Елизавета Петровна, императрица Земцов Михаил Григорьевич Камерон Чарлз Квасов Андрей Васильевич Кедринский Александр Александрович Монигетти Ипполит Антонович Неелов Илья Васильевич Павел I, император Растрелли Франческо де Стасов Василий Петрович Фельтен Юрий (Георг Фридрих) Матвеевич Чевакинский Савва Иванович
| | | hidden Здание Царскосельского военного госпиталя (Софийский почтовый двор) | Строительство каменного Почтового двора «о четырех этажах» в г. Софии с конюшнями и сараями было осуществлено в 1784 г. по проекту Ч. Камерона. В 1805–1806 гг. его перестраивали по проекту Л. Руски, руководил работами каменных дел мастер Д. Висконти ... | | Строительство каменного Почтового двора «о четырех этажах» в г. Софии с конюшнями и сараями было осуществлено в 1784 г. по проекту Ч. Камерона. В 1805–1806 гг. его перестраивали по проекту Л. Руски, руководил работами каменных дел мастер Д. Висконти. В 1837–1840 гг. бывший Почтовый двор перестроили для нужд Царскосельского местного лазарета 2-го класса, рассчитанного на 300 больных низших чинов, 15 врачей и 88 человек обслуживающего персонала. На площади перед госпиталем разбили сквер с высокими деревьями. Внутри двора устроили пейзажный сад и хозяйственный двор с многочисленными флигелями, доходивший до Фуражной улицы. На углу с Госпитальной ул. находилась каменная часовня Святого Николая Чудотворца. Обычно в дни рождественских праздников этот госпиталь посещал Николай II, куда от его имени гофмаршальское ведомство доставляло рождественские елки и подарки для находившихся на излечении солдат и офицеров. Подарки раздавали великие княжны, приезжавшие вместе с государем. После 1917 г. здесь много лет находилась Школа младшего авиационного состава (ШМАС). Г. В. Семенова Персоны Камерон Чарлз Николай II, император Руска Луиджи (Алоизий Иванович)
| | | hidden Казармы лейб–гвардии 4-го Стрелкового Императорской фамилии полка | Территория казарм занимает целый квартал, выходящий на Парковую улицу против Екатерининского парка и Адмиралтейства, и ограниченный Кадетским бульваром, улицами Красной Звезды и Огородной. Находящиеся здесь здания в период 1864–1917 гг ... | | Территория казарм занимает целый квартал, выходящий на Парковую улицу против Екатерининского парка и Адмиралтейства, и ограниченный Кадетским бульваром, улицами Красной Звезды и Огородной. Находящиеся здесь здания в период 1864–1917 гг. занимал лейб-гвардии 4-й Стрелковый Императорской фамилии полк (до 1910 г. – батальон). Солдатские казармы этого полка находились в двух крупных корпусах, построенных как жилые дома в 1783–1785 гг. по «образцовой модели большого дома» арх. Ч. Камерона для г. Софии, облик которых узнаваем в доныне сохранившихся фасадах. Один из них предназначался для генерала А. Д. Ланского и был построен Д. Кваренги по переработанному образцовому проекту Ч. Камерона. После смерти Ланского в 1784 г. его домовладение было выкуплено у наследников Екатериной II и получило известность как «Софийский дом» цесаревича или Константиновский дворец, поскольку в 1794 – 1817 гг. владельцем части дома (вначале в 6, затем в 9 окон со стороны парка ) был великий князь Константин Павлович. Флигель семейных нижних чинов 4-го Стрелкового полка был построен в 1790-е гг. как службы Константиновского дворца. Остальную часть здания занимали Царскосельское правление, Лесной институт и Инженерный департамент военного ведомства. Среди хозяев второго дома на рубеже XVIII и XIX вв. были шотландский каменотес Лаврентий Ститман, софийский купец Кирила Ломакин, коллежский асессор и кавалер Платон Соколов, затем – гжатский купец Емельян Чеблоков, софийский купец Афанасий Евсевьев, английский купец Егор Ено. В 1813–1819 гг. оба здания приспособили по проекту архитектора В. П. Стасова для Благородного Лицейского пансиона. В 1824–1829 гг. отдельно стоящие дома пансиона, которые разделяла Адмиралтейская улица, еще раз перестроили по проекту В. П. Стасова и соединили при помощи одноэтажной галереи. В 1831 г. здесь разместили Александровский кадетский корпус для малолетних. В облике здания впоследствии изменился лишь соединительный корпус, который по проекту архитектора В. В. Кокорева был надстроен в 1838–1841 гг. вторым этажом. В 1859–1863 гг. здесь временно размещалась Офицерская Стрелковая школа, а после нее – солдатские казармы лейб-гвардии 4-го Стрелкового Императорской фамилии батальона. В 1910-е гг. к казармам императорских стрелков, развернутых в полк и увеличивших численность до четырехбатальонного состава, присоединили соседний участок со зданиями 5-го и 6-го эскадронов лейб-гвардии Гусарского Е. И. В. полка (1850–1857, 1880-е, перестроены для солдат-стрелков в 1910-е гг.) и возвели новые. Манежный переулок, разделявший казарменные комплексы, был при этом уничтожен. Под казармы стрелков приспособили служебные эскадронные флигели Гусарского полка, также в большей части возведенные в 1850–1857 гг.: казармы запасного 7-го эскадрона, казармы и кухни команды трубачей, школа солдатских детей, флигель семейных чинов, кладовые. Уличные фасады конюшни и конского лазарета Гусарского полка, в 1910-е гг. перестроенные арх. В. И. Яковлевым для нужд 4-го Стрелкового полка, были оформлены многоколонными портиками в духе архитектуры неоклассицизма. Формами неоклассицизма и крупными габаритами выделяются фасады Офицерского собрания с квартирами для офицеров 4-го Стрелкового полка (1913–1914 гг., арх. В. И. Яковлев). Также были построены Батальонный корпус (1912–1914 гг.) по Кадетскому бульвару и Солдатская школа (1911–1915 гг.) в глубине казарменного комплекса В. И. Яковлевым совместно с арх. Е. О. Константиновичем. После 1917 г. здесь размещались формирования Красной армии, с 1948 г. – Высшее военно-морское инженерное училище им. В. И. Ленина Ленинградской Военно-Морской базы, в 1999 г. реорганизованное в Военно-морской инженерный институт. Г. В. Семенова Персоны Екатерина II, императрица Камерон Чарлз Кваренги (Гваренги) Джакомо Кокорев Василий Васильевич Константин Павлович, вел. кн. Константинович Евстафий Иосифович Ланской Александр Дмитриевич Стасов Василий Петрович Яковлев Всеволод Иванович Адреса Кадетский бульв./Пушкин г. Красной Звезды ул./Пушкин г. Огородная ул./Пушкин г. Парковая ул./Пушкин г.
| | | hidden Камерон Ч. (1745-1812), арх. | КАМЕРОН (Cameron) Чарлз (1745-1812, СПб.), архитектор, представитель классицизма. Выходец из Шотландии. Учился во Франции у отца, затем у арх. И. Уэра, позднее в Италии. С 1779 работал в СПб. в качестве придворного архитектора имп ... | | КАМЕРОН (Cameron) Чарлз (1745-1812, СПб.), архитектор, представитель классицизма. Выходец из Шотландии. Учился во Франции у отца, затем у арх. И. Уэра, позднее в Италии. С 1779 работал в СПб. в качестве придворного архитектора имп. Екатерины II, с того же года арх. Павловска, с 1780 - Царского Села. С 1796 в отставке. С 1802 гл. арх. Адмиралтейств-коллегии; разработал проекты мн. мор. сооружений СПб. С 1805 в отставке. К. обладал индивидуальным стилем, гл. чертами к-рого были исключит. гармония целого и изящество отделки, особенно проявившееся в созданных по его проектам интерьерах. Важнейшие работы К. в окрестностях СПб. - в Царском Селе: павильон "Агатовые комнаты" (1780-85) с "Холодными банями", "Камеронова галерея" (1783-86, пандус - 1793). Тогда же К. отделал парадные апартаменты и личные комнаты Екатерины II в Большом дворце, построил Китайскую деревню, Софийский собор и постройки в г. София; в Павловске исполнил общую планировку ансамбля, возвел дворец, павильоны "Храм Дружбы", "Колоннаду Аполлона", "Памятник родителям", Павильон Трех граций и др. парковые сооружения (1780-1801). Из петерб. адресов К. известны павильон Оранжереи в Царском Селе, где он жил в период творч. расцвета, и Михайловский замок, где прошли его последние годы. Лит.: Козьмян Г. К. Чарльз Камерон. Л., 1987; Ее же. Чарльз Камерон // Зодчие Санкт-Петербурга, XVIII век. СПб., 1997. С. 637-720; Швидковский Д. О. Чарльз Камерон при дворе Екатерины II. М., 2001. М. Н. Микишатьев.
| | | hidden Камеронова галерея (ансамбль Екатерининского дворца) | Камеронова галерея, названная в честь своего строителя, с изящной колоннадой из каннелированных колонн ионического ордера и эффектной террасой с дугообразными спусками в парк является частью архитектурного замысла «Терм Камерона» ... | | Камеронова галерея, названная в честь своего строителя, с изящной колоннадой из каннелированных колонн ионического ордера и эффектной террасой с дугообразными спусками в парк является частью архитектурного замысла «Терм Камерона». Строительство было начато в 1783 и закончено в 1787 гг. В соответствии с проектом Камерона, здание украшали три бронзовые изваяния работы скульптора Ф. Г. Гордеева и литейного мастера В. Б. Можалова. На пилонах спуска были поставлены колоссальные скульптуры Геркулеса Фарнезского и Флоры Фарнезской. В гроте же под лестницей находилась фигура спящей Ариадны (или Клеопатры, как считали ранее). Массивный нижний этаж здания использовался для проживания фрейлин, собственно галерея во втором этаже предназначалась для прогулок Екатерины II и обозрения ландшафтных видов. Представляя ее как переднюю или вестибюль, ведущий из царских апартаментов в парк (или наоборот – из парка во дворец), императрица распорядилась украсить колоннаду бюстами героев античного мира, римских императоров и некоторых современников. Во время прогулок она часто показывала свою портретную галерею гостям. Г. В. Семенова Персоны Екатерина II, императрица Камерон Чарлз Можалов В. Б. Адреса Садовая ул./Пушкин г., д. 7 к юго-востоку от Зубовского корпуса Екатерининского дворца
| | | hidden | КИТАЙСКАЯ ДЕРЕВНЯ (г. Пушкин), пам. архитектуры, часть дворцово-паркового ансамбля Царское Село, отделена Подкапризной дорогой от Екатерининского парка. Построена в 1782-98 (арх. А. Ринальди, Ч ... | | КИТАЙСКАЯ ДЕРЕВНЯ (г. Пушкин), пам. архитектуры, часть дворцово-паркового ансамбля Царское Село, отделена Подкапризной дорогой от Екатерининского парка. Построена в 1782-98 (арх. А. Ринальди, Ч. Камерон), включает 12 одноэтажных домиков в китайском стиле, предназначавшихся для проживания придворных. Композиц. центром К. д. должна была стать 8-гранная 2-ярусная пагода, к-рая, однако, не была построена. К. д. перестраивалась в 1817-22 (арх. В. П. Стасов) и в 1859-61 (арх. И. А. Монигетти). В одном стиле с К. д. были сооружены беседка Большого каприза, Скрипучая беседка (1778-82, арх. Ю. М. Фельтен), ряд мостов и Китайский театр в Александровском парке. Комплекс К. д. сильно пострадал во время Вел. Отеч. войны 1941-45. В 1990-х гг. проведена реставрация, домики переоборудованы в элитную гостиницу; на основе проектных материалов построена пагода. Лит. см. при ст. Царское Село. А. А. Алексеев. Персоны Камерон Чарлз Монигетти Ипполит Антонович Ринальди Антонио Стасов Василий Петрович Фельтен Юрий (Георг Фридрих) Матвеевич
| | | hidden Нееловы В.И., И.В., П.В., арх. | НЕЕЛОВЫ, семья архитекторов, представители раннего классицизма и романтизма. Василий Иванович (1722-82), учился у С. И. Чевакинского и М. Г. Земцова, с 1744 работал с ними и с Ф. Б ... | | НЕЕЛОВЫ, семья архитекторов, представители раннего классицизма и романтизма. Василий Иванович (1722-82), учился у С. И. Чевакинского и М. Г. Земцова, с 1744 работал с ними и с Ф. Б. Растрелли в Конторе строений Царского Села, с 1760 архитектор в звании секунд-майора. Под впечатлением паркостроения Англии, к-рую посетил в 1770, создал пейзажную часть Екатерининского парка с романтич. павильонами: Пирамида (1770-71), неоготич. Адмиралтейство и Эрмитажная кухня (1774-76), "китайские" Малый и Большой капризы (1770-74, вместе с И. Герардом), Мраморный (Палладиев, или Сибирский) мостик в духе Палладио (1772-74). Его сыновья: Илья Васильевич (1745-93), окончил АХ (1770), после пенсионерской поездки в Италию, где он был избран чл. Болонской академии, работал с отцом в Царском Селе, пом. Ч. Камерона (с 1780); построил павильоны "Верхняя ванна" и "Нижняя ванна" (кон. 1770-х гг.) и Великокняжеский флигель Большого дворца (1788-92, впоследствии Лицей) в духе раннего классицизма, "готич." Баболовский дворец и др. Автор пейзажной части Александровского парка; Петр Васильевич (1749-1846), учился у отца и у Ж.-Б. Валлен-Деламота. В 1770-75 изучал садово-парковое иск-во в Англии. С 1794 работал в Царском Селе, завершая сложившийся парковый ансамбль. Автор Вечернего зала (1796, впоследствии перестроен Л. Руска). Лит.: Васильев Б. Л. Архитекторы Нееловы // Зодчие Санкт-Петербурга, XVIII век. СПб., 1997. С. 879-900. Т. А. Славина.
| | | hidden Холодная баня и Агатовые комнаты (ансамбль Екатерининского дворца) | Занимающее центральное место в комплексе «Терм Камерона» здание было построено Ч. Камероном в 1780-1788гг. для Екатерины II. В работах принимали участие скульпторы Ж. Д. Рашетт и К. Гофферт, мастера камнерезных работ из яшмы В. Давыдов и В ... | Занимающее центральное место в комплексе «Терм Камерона» здание было построено Ч. Камероном в 1780-1788гг. для Екатерины II. В работах принимали участие скульпторы Ж. Д. Рашетт и К. Гофферт, мастера камнерезных работ из яшмы В. Давыдов и В. Балакшин, резного и золотарного дела мастер Ж.-Б. Шарлемань. В первом этаже зодчий частично воспроизвел планировку терм римского императора Константина. Здесь были устроены горячая баня с парильней и комнатой отдыха (кальдарий), теплая ванна (тепидарий), комната массажа, а также служебные помещения для нагрева воды и прислуги. Назвали здание по античному фригидарию с бассейном для плавания – холодной бане. Агатовые комнаты второго этажа или Агатовый павильон названы по облицовке «мясным агатом» (так именовали в старину красно-коричневую уразовскую яшму). Богатое убранство, кроме того, включает искусственный и натуральный мрамор, скульптуру и лепку, живопись, золоченую бронзу, изумительной красоты паркеты. Такое сочетание в отделке интерьеров, целиком облицованных набором пластин из разноцветных яшм, подобранных по цвету и рисунку, получило название «русской мозаики». Г. В. Семенова Персоны Балакшин В. Гофферт К. Давыдов В. Екатерина II, императрица Камерон Чарлз Рашетт Жан-Доминик Шарлемань Ж.-Б. Адреса Садовая ул./Пушкин г., д. 7 между Камероновой галереей и Зубовским корпусом Екатерининского дворца
| | | hidden Царское Село, дворцово-парковый ансамбль | ЦАРСКОЕ СЕЛО (г. Пушкин), памятник градостроит. иск-ва и дворцово-парковый ансамбль 18 - нач. 20 вв. Ядро ансамбля - усадьба имп. Екатерины I Сарская мыза (осн. в 1710). К С. от Екатерининского дворца - Знаменская ц. (1734-46, арх. М. Я. Бланк, М. Г ... | | ЦАРСКОЕ СЕЛО (г. Пушкин), памятник градостроит. иск-ва и дворцово-парковый ансамбль 18 - нач. 20 вв. Ядро ансамбля - усадьба имп. Екатерины I Сарская мыза (осн. в 1710). К С. от Екатерининского дворца - Знаменская ц. (1734-46, арх. М. Я. Бланк, М. Г. Земцов). В 1752-53 вдоль сев. ограды Екатерининского парка сформировался ансамбль "кавалерских домов" (Садовая ул., 4, 6, 10, 12; арх. С. И. Чевакинский), к к-рому примыкают Нижние конюшни (д. 18, 20; 1756-62, арх. Ф. Растрелли, Чевакинский), Оранжереи (д. 14; 1750-е гг., арх. Растрелли; перестроены в 1820-28, арх. В. П. Стасов), Дежурные конюшни (д. 8; 1822-24, арх. Стасов). Застройка сер. 18 в. продолжена по Лицейскому пер. (д. 5 - певческий флигель, 1752-53) и Средней ул.(д. 1 и 3 - дома Дворцового правления, 1744) - все Чевакинский. Формирование дворцовой слободы прервано в 1783, когда к Ю.-В. от Екатерининского парка было отведено место для нового города София, план к-рого (арх. Ч. Камерон) предполагалось использовать как образцовый для всех уездных городов Рос. империи. Однако полностью этот замысел реализовать не удалось и в 1808 город был упразднен (сохр. Софийский собор и Казанское кладбище), а терр. позднее занята казармами, в к-рых квартировали л.-гв. Гусарский, Стрелковый, Кирасирский полки и арт. школа. План Ц. С. имеет регулярную планировку с перпендикулярными улицами. В центре - прямоуг. Соборная пл. (1808, арх. В. И. Гесте), на к-рую выходят фасады Гор. управления и Пожарной части (Леонтьевская ул., 28, 32; 1821, арх. В. И. Гесте, В. П. Стасов) и Гостиного двора (Московская ул., 25; 1863-66, арх. Н. С. Никитин). Екатерининский собор (1835-40, арх. К. А. Тон) снесен в 1939. До нач. 20 в. застройка ограничивалась Бульварной ул. (ныне Октябрьский бул.). Значит. часть Ц. С. занимают Екатерининский парк, Александровский парк, Баболовский парк, Отдельный парк с Колонистским прудом (вдоль Павловского ш., разбит в 1824-25, арх. А. А. Менелас; 1839-47, мастера Ф. Ф. Лямин, И. Ф. Пипер; частично перепланирован в сер. 19 в., арх. А. Ф. Видов и в нач. 20 в., арх. С. А. Данини), а также Лицейский сад (1819, арх. А. А. Менелас, перепланирован в 1849, арх. Д. Е. Ефимов) с пам. А. С. Пушкину (1900, скульп. Р. П. Бах), дача М. В. Кочубей (Запасной, или Владимирский дворец) на Садовой ул., 22 (1817-18, арх. Стасов); дача З. И. Юсуповой (Павловское ш., 10-12; 1856-59, арх. И. А. Монигетти), дача вел. князя Бориса Владимировича (Московское ш., 11; 1896-97, англ. фирма "Мэпл"; 1899, арх. А. И. фон Гоген). В нач. 20 в. в сев. части Ц. С. (Академический просп.) создан ансамбль, включающий Феодоровский городок; имп. гаражи (1906-07, арх. С. А. Данини, 1913-15, арх. А. К. Миняев); казармы Собств. Е. И. В. конвоя (1916, арх. В. Н. Максимов); вокзальный Царский павильон (1912, арх. В. А. Покровский). В годы Вел. Отеч. войны 1941-45 ансамбль Ц. С. сильно пострадал. В ходе послевоен. восстановит. работ сохранены осн. составляющие элементы и доминанты дорев. застройки. Лит.: Ласточкин С. Я., Рубежанский Ю. Ф. Царское Село - резиденция российских монархов: Архит. и воен.-ист. очерк. 2-е изд., доп. и перераб. СПб., 2000. Ю. М. Пирютко. Персоны Бланк Иван (Иоганн) Яковлевич Екатерина I, императрица Земцов Михаил Григорьевич Камерон Чарлз Растрелли Франческо де Стасов Василий Петрович Чевакинский Савва Иванович Адреса Академический пр./Пушкин г. Леонтьевская ул./Пушкин г., д. 32 Леонтьевская ул./Пушкин г., д. 28 Лицейский пер./Пушкин г., д. 5 Московская ул./Пушкин г., д. 25 Московское шоссе/Пушкин г., д. 11 Октябрьский бульв./Пушкин г. Павловское шоссе/Пушкин г. Павловское шоссе/Пушкин г., д. 10 Павловское шоссе/Пушкин г., д. 12 Пушкин г. Садовая ул./Пушкин г., д. 22 Садовая ул./Пушкин г., д. 6 Садовая ул./Пушкин г., д. 4 Садовая ул./Пушкин г., д. 18 Садовая ул./Пушкин г., д. 14 Садовая ул./Пушкин г., д. 12 Садовая ул./Пушкин г., д. 8 Садовая ул./Пушкин г., д. 20 Садовая ул./Пушкин г., д. 10 Средняя ул./Пушкин г., д. 3 Средняя ул./Пушкин г., д. 1
| | | hidden | 20 мая. В присутствии императрицы Екатерины II освящен Софийский собор, построенный архитекторами Ч.Камероном и И.Старовым. Первым настоятелем храма стал протоиерей А.А.Самборский. ... | | | | | | |