| -
hidden Памятники истории и культуры | Чевакинский Савва Иванович (1713-1780) hidden Александровский парк, г. Пушкин | АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ПАРК (г. Пушкин), пам. садово-паркового иск-ва, расположен к З. от Екатерининского парка, входит в состав дворцово-паркового ансамбля Царское Село. Пл. А. п. – 120 га. Старая регулярная часть (Новый сад) устроена в 1750-х гг ... | | АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ПАРК (г. Пушкин), пам. садово-паркового иск-ва, расположен к З. от Екатерининского парка, входит в состав дворцово-паркового ансамбля Царское Село. Пл. А. п. – 120 га. Старая регулярная часть (Новый сад) устроена в 1750-х гг. (предположительно арх. С. И. Чевакинский, Н. Жирар), Крестовый кан. разделяет ее на четыре квадрата с «увеселит. затеями»: «скарпир» (круглая площадка с откосами); Китайский театр (1778–79, арх. А. Ринальди, И. В. Неелов); холм «Парнас» и водный лабиринт. Через канал переброшены Крестовый, Китайский, Драконов и др. мосты (1770-е гг., арх. Неелов). К Ю. от Нового сада – комплекс Китайской деревни. Пейзажный парк разбит в 1790-х гг. одноврем. с постройкой Александровского дворца на терр. Зверинца времен Елизаветы Петровны (сохр. фрагменты ограничивавших его бастионов и каналов). В пейзажной части А. п. устроены искусств. пруды: Детский (на островке – павильон для детей имп. Николая I), Нижний, Виттоловский, Ламский. В 1820–30-х гг. по проектам арх. А. А. Менеласа в разных частях парка сооружены декорат. павильоны: Белая башня (1821–27; разрушена во время Вел. Отеч. войны, воссоздана в 1990-х гг.); Арсенал (1819– 34 – на месте павильона Монбижу, построенного арх. С. И. Чевакинским в 1747–54); Шапель (Капелла; 1825–28) – в стиле ложной готики. Напротив Шапели – дворцовые оранжереи в стиле классицизма (1819–28). В зап. части А. п. протекает р. Кузьминка, перегороженная плотиной. Близ нее – Ламский павильон (1822), предназначавшийся для содержания лам, подаренных имп. Александру I (при имп. Николае II здесь находилась его фотолаборатория) и Пенсионерские конюшни (1827–29) для имп. лошадей. К С. от А. п. – комплекс Феодоровского городка, Ратная палата и др. сооружения в неорус. стиле нач. 20 в. Лит. см. при ст. Царское Село. А. А. Алексеев. Персоны Александр I, император Елизавета Петровна, императрица Жирар Н. Менелас Адам Адамович Неелов Илья Васильевич Нееловы Николай I, император Николай II, император Ринальди Антонио Чевакинский Савва Иванович
| | | hidden Арсенал (Монбижу) (ансамбль Александровского парка) | Павильон Арсенал (Монбижу) расположен в Александровском парке г. Пушкина.В 1747–1750 гг. в центре Зверинца архитекторы С. И. Чевакинский и Ф.-Б. Растрелли возвели один из лучших парковых павильонов в стиле елизаветинского барокко – охотничий ... | | Павильон Арсенал (Монбижу) расположен в Александровском парке г. Пушкина. В 1747–1750 гг. в центре Зверинца архитекторы С. И. Чевакинский и Ф.-Б. Растрелли возвели один из лучших парковых павильонов в стиле елизаветинского барокко – охотничий увеселительный павильон Монбижу (mon bijou – моя драгоценность), парный к Эрмитажу, с богато оформленными фасадами и интерьерами. Он возвышался на восьмиугольной площадке, на той же оси, что и Эрмитаж, и также был обрамлен каналом. От Монбижу диагональные просеки вели к угловым бастионам ограды Зверинца. В павильоне Монбижу, богато украшенном картинами на охотничьи сюжеты, государыня принимала послов Франции и Австрии. Охотничий увеселительный павильон Монбижу с течением времени сильно обветшал. В 1817–1834 гг. его перестроили архитекторы А. А. Менелас и А. А. Тон. Основой нового композиционного решения послужил центральный двухэтажный объем Монбижу. Считается, что в обработке фасадов использованы архитектурные мотивы одного из готических замков Англии – Шрубс-Хилла, известного по гравюрам. Здание после перестройки превратили в музей. Император Николай I повелел разместить здесь богатейшую коллекцию оружия, доспехов, восточных чепраков, приказав назвать павильон новым именем Арсенал. Впоследствии коллекции Арсенала передали в Императорский Эрмитаж и другие музеи, их место заняли модели форм русских конных полков. Кроме того, здесь выставлялись коллекции стекла и фарфора Императорского фарфорового завода. Арсенал (Монбижу) был частично поврежден во время войны и до настоящего времени не восстановлен. Г. В. Семенова Персоны Менелас Адам Адамович Николай I, император Растрелли Франческо де Тон Александр Андреевич Чевакинский Савва Иванович Адреса Александровский парк/Пушкин г.
| | | hidden Большая оранжерея с садом | Здание было построено в 1750-е гг. по проекту Ф. -Б. Растрелли в формах архитектуры барокко. Строительством руководил архитектор С. И. Чевакинский. В 1820-1828 гг. В. П. Стасов перестроил здание в стиле классицизма ... | | Здание было построено в 1750-е гг. по проекту Ф. -Б. Растрелли в формах архитектуры барокко. Строительством руководил архитектор С. И. Чевакинский. В 1820-1828 гг. В. П. Стасов перестроил здание в стиле классицизма. Со временем в оранжерее сформировалось значительное по количеству собрание редких экзотических растений из Америки, Африки, Индии, Испании, Ближнего Востока: кофейные деревья, кактусы, апельсины, коллекции ананасов, лавров. Одним из первых ученых хранителей редких растений был садовый мастер Иоганн (Джон) Буш. Кадки с растениями на летнее время выставлялись перед Екатерининским дворцом и вдоль Садовой улицы. Помещения в оранжерее традиционно использовались под жилье садовых мастеров и др. служащих. Здесь в разное время проживали И. Буш, любимец Александра I Ф. Ф. Лямин, Ч. Камерон, управляющие Царским Селом Леонтьев и Я. В. Захаржевский. В 1933–1934 архитектор В. И. Яковлев приспособил здание для учебных целей института молочной промышленности, использовав неосуществленный в свое время проект В. П. Стасова. Г. В. Семенова Персоны Буш Иоганн Захаржевский Я.В. Камерон Чарлз Леонтьев А.И. Лямин Ф. Ф. Растрелли Франческо де Стасов Василий Петрович Чевакинский Савва Иванович Яковлев Всеволод Иванович Адреса Леонтьевская ул./Пушкин г. Оранжерейная ул./Пушкин г. Садовая ул./Пушкин г., д. 14
| | | hidden Дом Энгельгардта Е.А. (Кавалерский) | Двухэтажное здание (Садовая ул., 4) было возведено в 1752–1753 гг. по проекту С. И. Чевакинского в числе четырех кавалерских домов для кастелянши императрицы Елизаветы Петровны. В.П. Стасов в 1811–1816 гг ... | | Двухэтажное здание (Садовая ул., 4) было возведено в 1752–1753 гг. по проекту С. И. Чевакинского в числе четырех кавалерских домов для кастелянши императрицы Елизаветы Петровны. В.П. Стасов в 1811–1816 гг. его перестроил и возвел флигель на участке (Певческий переулок, 3). Фасад частично изменен В.П. Стасовым и отличается присущей классицизму строгостью от нарядного убранства других домиков. Козырек главного входа украшает кованая эмблема Лицея – лира в окружении символов мудрости (сова), силы (ветви дуба) и славы (ветвь лавра). Здесь жили первый директор Лицея В. Ф. Малиновский, а впоследствии директор Лицея Е. А. Энгельгардт. В доме часто бывали лицеисты. После 1843 г. его занимали обер-шталмейстер, отделение придворной конторы. Г. В. Семенова Персоны Елизавета Петровна, императрица Малиновский Василий Федорович Стасов Василий Петрович Чевакинский Савва Иванович Энгельгардт Егор Антонович Адреса Садовая ул./Пушкин г., д. 4
| | | hidden | ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦ (г. Пушкин), пам. архитектуры барокко, композиц. центр и архит. доминанта дворцово-паркового ансамбля Царское Село. В 1717-23 на этом месте построен небольшой кам. дворец имп. Екатерины I (арх. И. Ф. Браунштейн), одноврем ... | | ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦ (г. Пушкин), пам. архитектуры барокко, композиц. центр и архит. доминанта дворцово-паркового ансамбля Царское Село. В 1717-23 на этом месте построен небольшой кам. дворец имп. Екатерины I (арх. И. Ф. Браунштейн), одноврем. начата разбивка Екатерининского парка. С 1743 велись работы по расширению дворца (арх. М. Г. Земцов), после его смерти ими руководили арх. А. В. Квасов и С. И. Чевакинский, с кон. 1748 - арх. Ф. Растрелли. В мае 1752 имп. Елизавета Петровна повелела перестроить все сооруженное ранее, и в июле 1756 Е. д. был завершен. Тогда же окончательно оформлен зап. парадный двор, обрамленный одноэтажными полуциркульными корпусами - циркумференциями, и великолепной кованой оградой с вызолоч. деталями и воротами по центр. оси дворца. Фасады декорированы лепными фигурами кариатид, картушами, масками (скульп. И. Ф. Дункер), выделенными охристым цветом на бирюзовом фоне (до 1770-х гг. лепнина была позолоч.). Первонач. парадная лестница Е. д. находилась в юж. части здания, на 2-м этаже располагалась "Золотая анфилада", включавшая 5 "антикамер", двусветный Большой зал и ряд гостиных, резные наддверные украшения к-рых создавали впечатление золотого потока. В числе интерьеров - Янтарная комната. Протяженность Е. д. по фасаду - св. 325 м. Центр. часть здания ("Средний дом") в плане сохранила параметры дворца имп. Екатерины I. Боковые крылья на месте первоначально открытых террас соединяют центр. часть с боковыми флигелями: сев. - Церковным (1779-84, арх. И. В. Неелов) и юж. - Зубовским (1778-84, арх. Ю. М. Фельтен). При имп. Екатерине II в 1780-х гг. по проектам Ч. Камерона созданы новые интерьеры: Арабесковая, Лионская гостиные, Серебр. кабинет и др. в юж. части Е. д., комнаты на половине вел. князя Павла Петровича (Зеленая столовая, Опочивальня и др.) в сев. части. К юго-вост. части Е. д. примыкает комплекс т. н. Камероновой галереи, Холодных бань ("Агатовых комнат"), висячего сада и пандуса (1780-87; 1792-94). В 1817-20 и в 1840-х гг. изменения в интерьеры вносил арх. В. П. Стасов, в 1860-63 арх. - И. А. Монигетти ("Китайская" парадная лестница в центр. части). С 1918 Е. д. - дворец-музей, в 1941-44 практически полностью разрушен, восстановление по проекту арх. А. А. Кедринского началось в 1957, реставрац. работы продолжаются и ныне. Лит. см. при ст. Царское Село. А. А. Алексеев. Персоны Браунштейн Иоганн-Фридрих Дункер Иоганн Франц Екатерина I, императрица Екатерина II, императрица Елизавета Петровна, императрица Земцов Михаил Григорьевич Камерон Чарлз Квасов Андрей Васильевич Кедринский Александр Александрович Монигетти Ипполит Антонович Неелов Илья Васильевич Павел I, император Растрелли Франческо де Стасов Василий Петрович Фельтен Юрий (Георг Фридрих) Матвеевич Чевакинский Савва Иванович
| | | hidden | Четыре Кавалерских дома возвели в 1752–1753 гг. по проекту С. И. Чевакинского в соответствии с повелением, данным в 1748 г. императрицей Елизаветой, о строительстве жилых домов на Садовой улице для приезжающих «господ кавалеров» ... | | Четыре Кавалерских дома возвели в 1752–1753 гг. по проекту С. И. Чевакинского в соответствии с повелением, данным в 1748 г. императрицей Елизаветой, о строительстве жилых домов на Садовой улице для приезжающих «господ кавалеров». Одноэтажные с мезонинами домики первоначально имели одинаковый вид в стиле барокко, были объединены оградами со стороны Садовой улицы и окрашены в один цвет с фасадами Екатерининского дворца. В 1784 г. И. В. Неелов расширил мезонины, превратив их в невысокий второй этаж. В 1817 г. перед домиками распланировали палисадники. Гофмаршальский дом (Садовая ул., 6) при перестройке расширили вдвое, в середине XIX в. здесь размещался Царскосельский комендант дворцовых зданий. Кабинетский дом (Садовая ул., 10) в начале XIX в. некоторое время занимала канцелярия Главноуправляющего Царским Селом, Петергофом и Гатчиной, а в середине XIX в. он был занят унтер-шталмейстерами. Штаб-лекарский дом (Садовая ул., 12) в 1817 г. приспособили по Высочайшему повелению Александра I для проживания историографа Н. М. Карамзина. Впоследствии его занимал военно-походный унтер-шталмейстер. Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Елизавета Алексеевна, императрица Карамзин Николай Михайлович Неелов Илья Васильевич Чевакинский Савва Иванович Адреса Садовая ул./Пушкин г. Садовая ул./Пушкин г., д. 6 Садовая ул./Пушкин г., д. 10 Садовая ул./Пушкин г., д. 12
| | | hidden Карамзин Н.М., (1766-1826), историк, писатель | КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766-1826, СПб.), писатель, критик, историк, поч. ч. Петерб. АН (1818). Учился в пансионе в Москве. В 1782-84 служил в гвардии в СПб. Выйдя в отставку, путешествовал по Европе (1789-90), затем жил гл. обр. в Москве ... | | КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766-1826, СПб.), писатель, критик, историк, поч. ч. Петерб. АН (1818). Учился в пансионе в Москве. В 1782-84 служил в гвардии в СПб. Выйдя в отставку, путешествовал по Европе (1789-90), затем жил гл. обр. в Москве. Родоначальник рус. сентиментализма. Автор "Писем рус. путешественника", повестей "Бедная Лиза", "Наталья, боярская дочь", "Марфа-посадница" и др., стихотворений, очерков, критич. статей, переводов. Сыграл большую роль в развитии рус. лит. языка, становлении новых направлений в рус. лит-ре, оказал влияние на творчество В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, молодого А. С. Пушкина. Последователи и единомышленники К. объединялись в дружеское лит. об-во "Арзамас", противостоявшие им "архаисты" во гл. с А. С. Шишковым - в лит. об-во "Беседа любителей русского слова". В 1803 указом имп. Александра I К. назначен историографом и приступил к работе над своим гл. трудом - "История гос-ва Российского", выход к-рого (т. 1-12, 1816-29) стал важной вехой в развитии рус. науки и обществ. сознания. По своим полит. взглядам К. - убежденный последователь просвещенной монархии, в нач. 1810-х гг. резко выступил против реформ М. М. Сперанского. В 1816 с семьей переехал в Царское Село, где ему был предоставлен один из домов в Китайской деревне. Здесь в гостях у К. бывал Пушкин-лицеист. В СПб. в 1816-18 К. жил в доме Е. Ф. Муравьевой (наб. р. Фонтанки, 25), летние месяцы проводил в Царском Селе в "кавалерском доме" по Садовой ул., 12 (1752-53, арх. С. И. Чевакинский; перестроен в 1784, арх. И. В. Неелов). Последним петерб. пристанищем К. стал Мижуева дом (наб. р. Фонтанки, 26). К. был свидетелем выступления декабристов 14.12.1825 на Сенатской пл. Осудив его участников и организаторов за безрассудство, К. переживал их судьбу как личную трагедию (мн. заговорщики были его хорошими знакомыми). Полученная в день восстания простуда стала причиной тяжелой болезни, от к-рой К. уже не смог оправиться. Похоронен в Некрополе мастеров иск-в. Лит.: Эйдельман Н. Я. Последний летописец. М., 1983; Лотман Ю. М. Сотворение Карамзина. М., 1998; Шмидт С. О. Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) // Портреты историков: Время и судьбы: В 2 т. М.; Иерусалим, 2000. Т. 1. С. 25-37. Н. Л. Корсакова.
| | | hidden Концертный зал «на острову» Большого пруда | Первый в Царскосельском саду увеселительный парковый павильон Люстгауз в виде восьмиугольной брусчатой деревянной галереи соорудил в 1723 г. архитектор И. К. Ферстер именно здесь, на искусственном островке Большого пруда ... | | Первый в Царскосельском саду увеселительный парковый павильон Люстгауз в виде восьмиугольной брусчатой деревянной галереи соорудил в 1723 г. архитектор И. К. Ферстер именно здесь, на искусственном островке Большого пруда. На месте Люстгауза в 1746–1748 гг. арх. С.И. Чевакинский построил новый павильон «Зал на острову», прямоугольный в плане, с богатой барочной отделкой внутри и снаружи, которая впоследствии неоднократно изменялась. Здесь работали Ф.-Б. Растрелли с лепными мастерами Д.–Б. Джани и Г.–Ф. Партир. Затем Д. Кваренги привнес в облик павильона классицистические черты совместно с живописцами-декораторами Ф. Даниловым и А. делла Джакома. «Зал на острову» предназначался для концертов и приемов. Иногда здесь со времен Екатерины II играл духовой оркестр, который императрица любила слушать, находясь в Гроте. На остров переправлялись или с помощью парома, для чего служили две паромные пристани, или на лодках. И в настоящее время летом в этом павильоне проводятся концерты, на которые публику переправляют на пароме. Г. В. Семенова Персоны Джакома А. делла Екатерина II, императрица Кваренги (Гваренги) Джакомо Партир Г.-Ф. Растрелли Франческо де Ферстер И. К. Чевакинский Савва Иванович
| | | hidden Нееловы В.И., И.В., П.В., арх. | НЕЕЛОВЫ, семья архитекторов, представители раннего классицизма и романтизма. Василий Иванович (1722-82), учился у С. И. Чевакинского и М. Г. Земцова, с 1744 работал с ними и с Ф. Б ... | | НЕЕЛОВЫ, семья архитекторов, представители раннего классицизма и романтизма. Василий Иванович (1722-82), учился у С. И. Чевакинского и М. Г. Земцова, с 1744 работал с ними и с Ф. Б. Растрелли в Конторе строений Царского Села, с 1760 архитектор в звании секунд-майора. Под впечатлением паркостроения Англии, к-рую посетил в 1770, создал пейзажную часть Екатерининского парка с романтич. павильонами: Пирамида (1770-71), неоготич. Адмиралтейство и Эрмитажная кухня (1774-76), "китайские" Малый и Большой капризы (1770-74, вместе с И. Герардом), Мраморный (Палладиев, или Сибирский) мостик в духе Палладио (1772-74). Его сыновья: Илья Васильевич (1745-93), окончил АХ (1770), после пенсионерской поездки в Италию, где он был избран чл. Болонской академии, работал с отцом в Царском Селе, пом. Ч. Камерона (с 1780); построил павильоны "Верхняя ванна" и "Нижняя ванна" (кон. 1770-х гг.) и Великокняжеский флигель Большого дворца (1788-92, впоследствии Лицей) в духе раннего классицизма, "готич." Баболовский дворец и др. Автор пейзажной части Александровского парка; Петр Васильевич (1749-1846), учился у отца и у Ж.-Б. Валлен-Деламота. В 1770-75 изучал садово-парковое иск-во в Англии. С 1794 работал в Царском Селе, завершая сложившийся парковый ансамбль. Автор Вечернего зала (1796, впоследствии перестроен Л. Руска). Лит.: Васильев Б. Л. Архитекторы Нееловы // Зодчие Санкт-Петербурга, XVIII век. СПб., 1997. С. 879-900. Т. А. Славина.
| | | hidden | Нижние конюшни с фуражным двором, оградами и флигелем с жилыми покоями для конюшенных служителей построили в 1756–1762 гг. по проекту Ф.-Б. Растрелли и под руководством С. И. Чевакинского. Фасады в формах барокко сохранили свой нарядный облик ... | | Нижние конюшни с фуражным двором, оградами и флигелем с жилыми покоями для конюшенных служителей построили в 1756–1762 гг. по проекту Ф.-Б. Растрелли и под руководством С. И. Чевакинского. Фасады в формах барокко сохранили свой нарядный облик. В главном здании из трех корпусов, составляющих П-образный план, первоначально размещались конюшни на 200 лошадей и экипажные сараи для придворных карет. Для квартир унтер-шталмейстера и берейтора расширили и перестроили старый одноэтажный каменный дом гардеробмейстера Чулкова. В 1770 г. по проекту и смете архитектора В. И. Неелова возвели новый корпус, придавший главному зданию замкнутый план в виде каре. При императоре Павле здесь размещались гусарские казармы. К середине XIX в. строения сильно обветшали. Неоднократные внутренние перестройки производили архитекторы П. С. Садовников, А. Ф. Видов, построивший экипажный сарай в центре двора. В 1911 г. здесь размещались экспозиции сельскохозяйственных и пожарного отделов, Общества попечительства о трезвости Царскосельской Юбилейной выставки. После 1917 г. Конюшенный двор использовался Детскосельским отделением Ленинградского сельскохозяйственного института. В 1930-е гг. здесь находилась механическая база, впоследствии – ремонтно-механический завод Леноблдортранса НКВД. С 1944 по 1947 гг. здесь находился лагерь для военнопленных. Затем реставрировали и приспособили здание под общежитие улучшенного типа и профилакторий сельскохозяйственного института (ныне – Санкт-Петербургский аграрный университет). Работы велись в 1947-1950 гг. по проекту архитектора Т. М. Белорусовой (проектно-реставрационная мастерская № 3 ГИОП). Г. В. Семенова Персоны Белорусова Т. М. Видов Александр Фомич Неелов Василий Иванович Павел I, император Растрелли Франческо де Чевакинский Савва Иванович Чулков Адреса Конюшенная ул./Пушкин г., д. 1 Набережная ул./Пушкин г., д. 2 Садовая ул./Пушкин г., д. 18 Садовая ул./Пушкин г., д. 20
| | | hidden Царское Село, дворцово-парковый ансамбль | ЦАРСКОЕ СЕЛО (г. Пушкин), памятник градостроит. иск-ва и дворцово-парковый ансамбль 18 - нач. 20 вв. Ядро ансамбля - усадьба имп. Екатерины I Сарская мыза (осн. в 1710). К С. от Екатерининского дворца - Знаменская ц. (1734-46, арх. М. Я. Бланк, М. Г ... | | ЦАРСКОЕ СЕЛО (г. Пушкин), памятник градостроит. иск-ва и дворцово-парковый ансамбль 18 - нач. 20 вв. Ядро ансамбля - усадьба имп. Екатерины I Сарская мыза (осн. в 1710). К С. от Екатерининского дворца - Знаменская ц. (1734-46, арх. М. Я. Бланк, М. Г. Земцов). В 1752-53 вдоль сев. ограды Екатерининского парка сформировался ансамбль "кавалерских домов" (Садовая ул., 4, 6, 10, 12; арх. С. И. Чевакинский), к к-рому примыкают Нижние конюшни (д. 18, 20; 1756-62, арх. Ф. Растрелли, Чевакинский), Оранжереи (д. 14; 1750-е гг., арх. Растрелли; перестроены в 1820-28, арх. В. П. Стасов), Дежурные конюшни (д. 8; 1822-24, арх. Стасов). Застройка сер. 18 в. продолжена по Лицейскому пер. (д. 5 - певческий флигель, 1752-53) и Средней ул.(д. 1 и 3 - дома Дворцового правления, 1744) - все Чевакинский. Формирование дворцовой слободы прервано в 1783, когда к Ю.-В. от Екатерининского парка было отведено место для нового города София, план к-рого (арх. Ч. Камерон) предполагалось использовать как образцовый для всех уездных городов Рос. империи. Однако полностью этот замысел реализовать не удалось и в 1808 город был упразднен (сохр. Софийский собор и Казанское кладбище), а терр. позднее занята казармами, в к-рых квартировали л.-гв. Гусарский, Стрелковый, Кирасирский полки и арт. школа. План Ц. С. имеет регулярную планировку с перпендикулярными улицами. В центре - прямоуг. Соборная пл. (1808, арх. В. И. Гесте), на к-рую выходят фасады Гор. управления и Пожарной части (Леонтьевская ул., 28, 32; 1821, арх. В. И. Гесте, В. П. Стасов) и Гостиного двора (Московская ул., 25; 1863-66, арх. Н. С. Никитин). Екатерининский собор (1835-40, арх. К. А. Тон) снесен в 1939. До нач. 20 в. застройка ограничивалась Бульварной ул. (ныне Октябрьский бул.). Значит. часть Ц. С. занимают Екатерининский парк, Александровский парк, Баболовский парк, Отдельный парк с Колонистским прудом (вдоль Павловского ш., разбит в 1824-25, арх. А. А. Менелас; 1839-47, мастера Ф. Ф. Лямин, И. Ф. Пипер; частично перепланирован в сер. 19 в., арх. А. Ф. Видов и в нач. 20 в., арх. С. А. Данини), а также Лицейский сад (1819, арх. А. А. Менелас, перепланирован в 1849, арх. Д. Е. Ефимов) с пам. А. С. Пушкину (1900, скульп. Р. П. Бах), дача М. В. Кочубей (Запасной, или Владимирский дворец) на Садовой ул., 22 (1817-18, арх. Стасов); дача З. И. Юсуповой (Павловское ш., 10-12; 1856-59, арх. И. А. Монигетти), дача вел. князя Бориса Владимировича (Московское ш., 11; 1896-97, англ. фирма "Мэпл"; 1899, арх. А. И. фон Гоген). В нач. 20 в. в сев. части Ц. С. (Академический просп.) создан ансамбль, включающий Феодоровский городок; имп. гаражи (1906-07, арх. С. А. Данини, 1913-15, арх. А. К. Миняев); казармы Собств. Е. И. В. конвоя (1916, арх. В. Н. Максимов); вокзальный Царский павильон (1912, арх. В. А. Покровский). В годы Вел. Отеч. войны 1941-45 ансамбль Ц. С. сильно пострадал. В ходе послевоен. восстановит. работ сохранены осн. составляющие элементы и доминанты дорев. застройки. Лит.: Ласточкин С. Я., Рубежанский Ю. Ф. Царское Село - резиденция российских монархов: Архит. и воен.-ист. очерк. 2-е изд., доп. и перераб. СПб., 2000. Ю. М. Пирютко. Персоны Бланк Иван (Иоганн) Яковлевич Екатерина I, императрица Земцов Михаил Григорьевич Камерон Чарлз Растрелли Франческо де Стасов Василий Петрович Чевакинский Савва Иванович Адреса Академический пр./Пушкин г. Леонтьевская ул./Пушкин г., д. 32 Леонтьевская ул./Пушкин г., д. 28 Лицейский пер./Пушкин г., д. 5 Московская ул./Пушкин г., д. 25 Московское шоссе/Пушкин г., д. 11 Октябрьский бульв./Пушкин г. Павловское шоссе/Пушкин г. Павловское шоссе/Пушкин г., д. 10 Павловское шоссе/Пушкин г., д. 12 Пушкин г. Садовая ул./Пушкин г., д. 22 Садовая ул./Пушкин г., д. 6 Садовая ул./Пушкин г., д. 4 Садовая ул./Пушкин г., д. 18 Садовая ул./Пушкин г., д. 14 Садовая ул./Пушкин г., д. 12 Садовая ул./Пушкин г., д. 8 Садовая ул./Пушкин г., д. 20 Садовая ул./Пушкин г., д. 10 Средняя ул./Пушкин г., д. 3 Средняя ул./Пушкин г., д. 1
| | | hidden Царскосельское Дворцовое правление | Протяженное здание служит композиционным акцентом в планировочной структуре императорской усадьбы и центральной части города, занимая полностью участок между Певческим (ныне – Лицейским) переулком и Леонтьевской улицей ... | | Протяженное здание служит композиционным акцентом в планировочной структуре императорской усадьбы и центральной части города, занимая полностью участок между Певческим (ныне – Лицейским) переулком и Леонтьевской улицей. Это одно из старейших в Царском Селе зданий. Здание было построено в 1744 г. по проекту архитектора С. И. Чевакинского. Тогда здесь помещались вотчинная контора и контора строения Села Царского, дворцовые погреба с ледниками, квартиры придворнослужителей, гардмейстерские палаты и кладовые. Его фасад закрепил направление Средней улицы. В дальнейшем, при прокладке Леонтьевской улицы по проекту В. И. Гесте, часть конторского корпуса разобрали. В 1810 г. В. И. Гесте частично перестроил юго-восточное крыло конторских палат и возвел портик с фронтоном на главном фасаде, принадлежащем к лучшим образцам творчества архитектора. Композиция близка типовым проектам правительственных и административных зданий эпохи Александровского классицизма. Тимпан фронтона украсил барельеф с гербом Царского Села, а архитрав – металлическая доска с выгравированной надписью «Дворцовое правление». Над входом в глубине портика поместили барельеф с датой «1817», означающей время организации Канцелярии Главноуправляющего дворцовыми правлениями и города Царского Села. Контора дворцового правления находилась здесь до 1917 г. Северо-западный корпус со стороны Певческого переулка арх. В. П. Стасов перепланировал в 1825 г. для нужд архива, экзерцирзала для хранения амуниции, выполнил ремонт погребов с ледниками. Впоследствии это крыло надстроили вторым этажом, причем в архитектуре фасада было повторено решение С. И. Чевакинского. В результате перестроек единое здание воспринимается как состоящее из трех примыкающих друг к другу корпусов. До 1917 г. в конторе дворцового правления выдавались билеты для осмотра Царскосельского дворца и парков. После национализации императорского имущества в 1918 г. Царскосельское правление было ликвидировано, его архив передали в государственное хранилище, Российский государственный исторический архив. Конторские и архивные помещения, расширенные со стороны двора, заняла городская библиотека, остальные части здания продолжали использоваться под жилье и типографию. Герб Царского Села во фронтоне сбили. В настоящее время помещения используются многочисленными организациями. Г. В. Семенова Персоны Гесте Василий Иванович (Уильям, Вильям) Стасов Василий Петрович Чевакинский Савва Иванович Адреса Леонтьевская ул./Пушкин г. Лицейский пер./Пушкин г. Средняя ул./Пушкин г.
| | | hidden Церковь соборная Воскресения Христова в Екатерининском дворце | В царскосельском дворце царицы Екатерины Алексеевны первоначально находилась походная комнатная церковь во имя святой великомученицы Екатерины, достопримечательностью которой был резной иконостас синего цвета ... | | В царскосельском дворце царицы Екатерины Алексеевны первоначально находилась походная комнатная церковь во имя святой великомученицы Екатерины, достопримечательностью которой был резной иконостас синего цвета. Строительство ныне существующего дворцового храма началось весной 1746 г. по проекту и под руководством С. И. Чевакинского. Торжественная закладка храма в честь Воскресения Христова преосвященным Феодосием архиепископом Санкт-Петербургским и Шлиссельбургским состоялась 8 августа того же года в присутствии императрицы Елизаветы, наследника цесаревича Петра Федоровича и его супруги Екатерины Алексеевны. В процессе строительства Елизавета Петровна распорядилась переделать часть осуществленных работ и продолжать строительство по показанию обер-архитектора Ф.-Б. Растрелли. К написанию икон по данной росписи были привлечены придворные живописцы Г.-К. Грот, Л. Каравак, Б. Тарсиа, И. Я. Вишняков, А. Перезинотти. Всего в церкви находилось 114 икон, из них 59 написали и 14 исправили известные иконописцы Федот и Мина Колокольниковы. Живописный плафон с изображением Вознесения Господня написал художник-декоратор Дж. Валериани с подмастерьями. Резные работы выполнял И. Ф. Дункер. Отделку интерьера завершили в 1756 г., и 30 июля преосвященный Сильвестр архиепископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский освятил храм во имя Светоносного Воскресения Христова. Богослужения в дворцовом соборе Воскресения Христова совершались придворным духовенством во время пребывания императорского двора в Царском Селе. На них присутствовали императорская свита, министры, представители дипломатического корпуса, придворные, офицеры гвардейских полков. По воскресным и праздничным дням на литургии рядом с Александром I можно было увидеть лицеистов. Среди посетителей храма был историк Карамзин с семейством. Здесь производилось бракосочетание членов императорской семьи, придворных, происходило крещение младенцев императорского дома, родившихся в Царском Селе, среди которых были будущие императоры Николай I и Николай II. Приход церкви составляли постоянно проживавшие в Царском Селе дворцовые чиновники и служащие. В 1917 г. богослужения были прекращены, а интерьер храма включен в музейную экспозицию. Интерьеры церкви имели роскошный облик в стиле елизаветинского барокко, не подвергавшийся существенным изменениям, хотя зданию пришлось пережить пожары в 1820 и 1863 гг. После первого пожара утраченный плафон возобновил художник В. К. Шебуев, церковные главы восстанавливали по проекту архитектора В. П. Стасова с изменением их силуэта. Реставрация первоначального вида глав в стиле барокко была произведена архитектором А. Ф. Видовым после второго пожара. Во время Великой Отечественной войны внутреннее убранство было разграблено и получило значительные повреждения, 97 икон похищены, от плафона сохранились лишь фрагменты. Послевоенный реставрационный ремонт фасадов проведен в 1957–1963 гг. по проекту архитектора А. А. Кедринского, но интерьеры дворцовой церкви в полном объеме еще не восстановлены. Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Валериани Джузеппе Видов Александр Фомич Грот Г.-К. Дункер Иоганн Франц Екатерина II, императрица Елизавета Петровна, императрица Карамзин Николай Михайлович Квасов Андрей Васильевич Кедринский Александр Александрович Николай I, император Николай II, император Петр III, император Растрелли Франческо де Стасов Василий Петрович Тарсиа Б. Чевакинский Савва Иванович
| | | hidden Чевакинский С.И. (1713-1783), арх. | ЧЕВАКИНСКИЙ Савва Иванович (1713-1783), архитектор, предст. барокко. С 1729 учился в Моск. подготовит. школе петерб. Мор. академии, в 1732-38 обучался архитектуре у И. К. Коробова (его пом. при постройках). В 1745 получил звание архитектора ... | | ЧЕВАКИНСКИЙ Савва Иванович (1713-1783), архитектор, предст. барокко. С 1729 учился в Моск. подготовит. школе петерб. Мор. академии, в 1732-38 обучался архитектуре у И. К. Коробова (его пом. при постройках). В 1745 получил звание архитектора. В 1740-67 гл. архитектор Адмиралтейства, разработал Ген. план застройки, а после пожара (1764) - перепланировки Кронштадта, выстроил Никольский Морской собор и склады Новой Голландии. Участвовал в конкурсах на возведение нового Исаакиевского собора (1762) и перестройки Петропавловского собора (1766). В 1745-60 руководил реконструкцией дворцово-паркового ансамбля в Царском Селе, где по его проектам сооружены два корпуса Екатерининского дворца и павильон "Монбижу" (не сохр.). Будучи в 1755-57 архитектором АН, реконструировал башню Кунсткамеры. Выполнял в традициях барокко также частные заказы: Шувалова И. И. дворец (1753-55, Итальянская ул., 25), Миллионный дом (Миллионная ул., 19, не сохр.) и Шереметевский дворец. В 1767 уехал из СПб. в свое имение. Жил с 1738 на Английской наб., 68 (не сохр.), затем на Галерной ул., 58, в доме собств. постройки (1750-е гг.). Лит.: Петров А. Н. Савва Чевакинский. Л., 1983; Его же. Савва Чевакинский // Зодчие Санкт-Петербурга, XVIII век. СПб., 1997. С. 291-322. В. В. Антонов.
| | | hidden | Начало перестройки усадебного дома (с целью его увеличения) под руководством А.В.Квасова и С.И.Чевакинского. ... | | | | | hidden | Реконструкция Дворцовой слободы. Формирование улицы Садовой и постройка Кавалерских домов С.И. Чевакинским, в конце ХVIII века надстроенных вторыми этажами И.В.Нееловым. ... | | | | | hidden | Сооружаются Большая оранжерея и корпуса Нижних конюшен на Садовой улице по проектам С.И.Чевакинского и Ф.-Б.Растрелли. ... | | | | | | |