| -
hidden Памятники истории и культуры | Памятники истории и культуры hidden Адмиралтейство («Голландия») | Архитектурный ансамбль Адмиралтейства или «Голландии» из трех павильонов с Матросским домиком включен в панораму Большого пруда Екатерининского парка. Ранее в разных укромных местах сада со времен Елизаветы Петровны существовали деревянный сарай ... | | Архитектурный ансамбль Адмиралтейства или «Голландии» из трех павильонов с Матросским домиком включен в панораму Большого пруда Екатерининского парка. Ранее в разных укромных местах сада со времен Елизаветы Петровны существовали деревянный сарай, где хранилась шлюпка для прогулок императрицы по озеру и жила команда матросов, а также сарай для водоплавающих птиц. Взамен сломанных сараев В. И. Неелов в 1773–1777 гг. возвел каменные здания с фасадами в готических формах. Стилизация решена с помощью башен, стрельчатых окон, зубчатых щипцов и парапетов, облицовки красным кирпичом. Изящество и праздничный вид им придавали декоративные лепные детали и обрамления окон, выделенные белым цветом. Цоколь из темно-красного шокшинского порфира подобран под колер фасада. Ансамбль посвящен присоединению к Российской империи древней Тавриды. Средний павильон использовался как Шлюпочный сарай, где внизу хранились лодки Царскосельской флотилии. В летнее время они предоставлялись для катания по озеру всем желающим, из которых у Большой пристани даже выстраивалась очередь. Внутри находилась модель семидесятипятипушечного военного корабля «Лейпциг», южноамериканская пирога, весла и другое оснащение судов, хранившихся здесь зимой. Большой зал, украшенный белыми глазурованными плитками голландского образца, занимал второй этаж. Здесь можно было увидеть английские гравюры и рисунки, картины с изображением руин, знаменитый Готторпский глобус. Одинаковые боковые павильоны Адмиралтейства – Птичные домики – использовались для содержания птиц: лебедей, фазанов, гусей и уток особых экзотических видов. В декоративных двориках и в одном из павильонов имелись бассейны для их зимовки. Александр I во время своих утренних прогулок любил собственноручно кормить птиц, надевая для этого специально приготовленную перчатку. Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Елизавета Петровна, императрица Неелов Василий Иванович Адреса южный берег Большого пруда
| | | hidden | АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ДВОРЕЦ (г. Пушкин), пам. архитектуры классицизма, сооружен в 1792-96 (арх. Дж. Кваренги), расположен на терр. Александровского парка, входит в состав дворцово-паркового ансамбля Царское Село, предназначался для внука имп ... | | АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ДВОРЕЦ (г. Пушкин), пам. архитектуры классицизма, сооружен в 1792-96 (арх. Дж. Кваренги), расположен на терр. Александровского парка, входит в состав дворцово-паркового ансамбля Царское Село, предназначался для внука имп. Екатерины II вел. князя Александра Павловича (буд. имп. Александр I), по имени к-рого назван. В дальнейшем - частная имп. резиденция (в правление имп. Николая II - его пост. местопребывания). Здание А. д. поставлено по оси поперечной аллеи парка, замыкая ее перспективу юж. фасадом с полуротондой под сферич. куполом. Гл. сев. фасад отмечен двойной колоннадой коринфского ордера между симметричными ризалитами. На крыльце перед колоннадой - чугун. статуи, отлитые в 1838 на Александровском з-де по моделям скульп. Н. С. Пименова ("Юноша, играющий в бабки") и А. В. Логановского ("Юноша, играющий в свайку"). После Февр. рев-ции 1917 в А. д. содержались до высылки в Тобольск Николай II и члены его семьи. С 1918 А. д. функционировал как "дворец-музей", в 1949 в нем открыта экспозиция Всесоюзного музея А. С. Пушкина, вскоре свернутая в связи с передачей здания воен. ведомству. В результате А. д. сильно пострадал от неправильной эксплуатации. С 1990-х гг. ведутся реставрац. работы, в части залов развернута музейная экспозиция. Сохранились интерьеры, исполненные по проектам арх. В. П. Стасова (1817-27) и Р. Ф. Мельцера (1896-98). Лит.: Александровский дворец и парк в г. Пушкине. Л., 1937; см. также лит. при ст. Царское Село. А. А. Алексеев. Персоны Александр I, император Екатерина II, императрица Кваренги (Гваренги) Джакомо Логановский Александр Васильевич Мельцер Роман (Роберт-Фридрих) Федорович Николай II, император Пименов Николай Степанович Пушкин Александр Сергеевич Стасов Василий Петрович
| | | hidden Александровский парк, г. Пушкин | АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ПАРК (г. Пушкин), пам. садово-паркового иск-ва, расположен к З. от Екатерининского парка, входит в состав дворцово-паркового ансамбля Царское Село. Пл. А. п. – 120 га. Старая регулярная часть (Новый сад) устроена в 1750-х гг ... | | АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ПАРК (г. Пушкин), пам. садово-паркового иск-ва, расположен к З. от Екатерининского парка, входит в состав дворцово-паркового ансамбля Царское Село. Пл. А. п. – 120 га. Старая регулярная часть (Новый сад) устроена в 1750-х гг. (предположительно арх. С. И. Чевакинский, Н. Жирар), Крестовый кан. разделяет ее на четыре квадрата с «увеселит. затеями»: «скарпир» (круглая площадка с откосами); Китайский театр (1778–79, арх. А. Ринальди, И. В. Неелов); холм «Парнас» и водный лабиринт. Через канал переброшены Крестовый, Китайский, Драконов и др. мосты (1770-е гг., арх. Неелов). К Ю. от Нового сада – комплекс Китайской деревни. Пейзажный парк разбит в 1790-х гг. одноврем. с постройкой Александровского дворца на терр. Зверинца времен Елизаветы Петровны (сохр. фрагменты ограничивавших его бастионов и каналов). В пейзажной части А. п. устроены искусств. пруды: Детский (на островке – павильон для детей имп. Николая I), Нижний, Виттоловский, Ламский. В 1820–30-х гг. по проектам арх. А. А. Менеласа в разных частях парка сооружены декорат. павильоны: Белая башня (1821–27; разрушена во время Вел. Отеч. войны, воссоздана в 1990-х гг.); Арсенал (1819– 34 – на месте павильона Монбижу, построенного арх. С. И. Чевакинским в 1747–54); Шапель (Капелла; 1825–28) – в стиле ложной готики. Напротив Шапели – дворцовые оранжереи в стиле классицизма (1819–28). В зап. части А. п. протекает р. Кузьминка, перегороженная плотиной. Близ нее – Ламский павильон (1822), предназначавшийся для содержания лам, подаренных имп. Александру I (при имп. Николае II здесь находилась его фотолаборатория) и Пенсионерские конюшни (1827–29) для имп. лошадей. К С. от А. п. – комплекс Феодоровского городка, Ратная палата и др. сооружения в неорус. стиле нач. 20 в. Лит. см. при ст. Царское Село. А. А. Алексеев. Персоны Александр I, император Елизавета Петровна, императрица Жирар Н. Менелас Адам Адамович Неелов Илья Васильевич Нееловы Николай I, император Николай II, император Ринальди Антонио Чевакинский Савва Иванович
| | | hidden Анненскому И. Ф., мемориальная доска | Памятная доска И. Ф. Анненскому была торжественно открыта 12 декабря 2009 г. на здании бывшей Николаевской гимназии, директором которой он был многие годы, и где находилась его квартира. Автором композиции является скульптор В. В. Зайко ... | | Памятная доска И. Ф. Анненскому была торжественно открыта 12 декабря 2009 г. на здании бывшей Николаевской гимназии, директором которой он был многие годы, и где находилась его квартира. Автором композиции является скульптор В. В. Зайко. В помещенном на доске тексте сообщается: «В этом доме с 1896 по 1905 год жил и работал в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии поэт Иннокентий Федорович Анненский». Г. В. Семенова Персоны Анненский Иннокентий Федорович Зайко Виктор Владимирович
| | | hidden Арсенал (Монбижу) (ансамбль Александровского парка) | Павильон Арсенал (Монбижу) расположен в Александровском парке г. Пушкина.В 1747–1750 гг. в центре Зверинца архитекторы С. И. Чевакинский и Ф.-Б. Растрелли возвели один из лучших парковых павильонов в стиле елизаветинского барокко – охотничий ... | | Павильон Арсенал (Монбижу) расположен в Александровском парке г. Пушкина. В 1747–1750 гг. в центре Зверинца архитекторы С. И. Чевакинский и Ф.-Б. Растрелли возвели один из лучших парковых павильонов в стиле елизаветинского барокко – охотничий увеселительный павильон Монбижу (mon bijou – моя драгоценность), парный к Эрмитажу, с богато оформленными фасадами и интерьерами. Он возвышался на восьмиугольной площадке, на той же оси, что и Эрмитаж, и также был обрамлен каналом. От Монбижу диагональные просеки вели к угловым бастионам ограды Зверинца. В павильоне Монбижу, богато украшенном картинами на охотничьи сюжеты, государыня принимала послов Франции и Австрии. Охотничий увеселительный павильон Монбижу с течением времени сильно обветшал. В 1817–1834 гг. его перестроили архитекторы А. А. Менелас и А. А. Тон. Основой нового композиционного решения послужил центральный двухэтажный объем Монбижу. Считается, что в обработке фасадов использованы архитектурные мотивы одного из готических замков Англии – Шрубс-Хилла, известного по гравюрам. Здание после перестройки превратили в музей. Император Николай I повелел разместить здесь богатейшую коллекцию оружия, доспехов, восточных чепраков, приказав назвать павильон новым именем Арсенал. Впоследствии коллекции Арсенала передали в Императорский Эрмитаж и другие музеи, их место заняли модели форм русских конных полков. Кроме того, здесь выставлялись коллекции стекла и фарфора Императорского фарфорового завода. Арсенал (Монбижу) был частично поврежден во время войны и до настоящего времени не восстановлен. Г. В. Семенова Персоны Менелас Адам Адамович Николай I, император Растрелли Франческо де Тон Александр Андреевич Чевакинский Савва Иванович Адреса Александровский парк/Пушкин г.
| | | hidden Баболовский дворец (ансамбль Баболовского парка) | Екатерина II, прогуливаясь вдоль Таицкого водовода, заметила у правого берега р. Кузминки красивый холм, находившийся близ деревни Баболовой, в стороне от Баболовской просеки. Там в 1780 г. по ее повелению выстроили деревянный дом со службами ... | | Екатерина II, прогуливаясь вдоль Таицкого водовода, заметила у правого берега р. Кузминки красивый холм, находившийся близ деревни Баболовой, в стороне от Баболовской просеки. Там в 1780 г. по ее повелению выстроили деревянный дом со службами. Каменное здание на его месте, с купальным залом и мраморной ванной, в 1783–1785 гг. построил И. В. Неелов, автор банных павильонов Екатерининского парка. Парадные интерьеры для отдыха расписал Ф.Д. Данилов. Иоганн (Джон) Буш распланировал небольшой пейзажный сад. В 1810–1820-е гг. дворец с садом вошли во вновь созданную Ф. Ф. Ляминым ландшафтную композицию Баболовского парка. В 1824–1829 гг. купальный зал дворца перестроили по проекту В. П. Стасова и под руководством В. М. Горностаева для установки громадной ванны, вытесанной из сердобольского гранита артелью каменотеса С. К. Суханова. Баболовский дворец и парк любили включать в свои прогулочные маршруты императоры Александр I, Александр II, Николай II. Во время войны дворец был поврежден пожаром и не восстановлен до настоящего времени. Уцелели купальный зал с кирпичным сводом и сухановская ванна. Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Александр II, император Буш Иоганн Горностаев Василий Максимович Екатерина II, императрица Лямин Ф. Ф. Неелов Илья Васильевич Николай II, император Стасов Василий Петрович Суханов Самсон Ксенофонтович
| | | hidden | БАБОЛОВСКИЙ ПАРК (г. Пушкин), пам. садово-паркового иск-ва, расположен в юго-зап. части г. Пушкин, входит в состав дворцово-паркового ансамбля Царское Село. Пл. 268,8 га. Возник в кон. 18 в. рядом с д. Баболово, близ к-рой был выстроен в ложноготич ... | | БАБОЛОВСКИЙ ПАРК (г. Пушкин), пам. садово-паркового иск-ва, расположен в юго-зап. части г. Пушкин, входит в состав дворцово-паркового ансамбля Царское Село. Пл. 268,8 га. Возник в кон. 18 в. рядом с д. Баболово, близ к-рой был выстроен в ложноготич. стиле небольшой кам. дворец князя Г. А. Потемкина (1783-1786, арх. И. В. Неелов). Прямая Баболовская просека соединяла его с Подкапризной дорогой, ведущей к Екатерининскому дворцу. В 1824-25 Баболовский дворец перестраивал арх. В. П. Стасов, тогда же в особом помещении устроена гранитная ванна, вытесанная из монолита артелью каменщика С. Суханова. Близ дворца проходит Таицкий водовод, огибающий юж. окраину парка (1770-80-е гг., инж. И. Герард). На водоводе был устроен грот со статуей монаха-пустынника (не сохр.). В 1820-60-х гг. Б. п. расширен и спланирован в пейзажном стиле. На границе Б. п. с Александровским парком - чугунные Старо-Красносельские ворота (1823-26, арх. А. А. Менелас). Лит. см. при ст. Царское Село. А. А. Алексеев. Персоны Герард Иван (Иоганн Конрад) Кондратьевич Менелас Адам Адамович Потемкин Григорий Александрович, светлейший князь Таврический Стасов Василий Петрович Суханов Самсон Ксенофонтович
| | | hidden | г. Пушкин. Екатерининский парк, вблизи Рамповой аллеи и Гатчинских воротАрхитектор: Фельтен Юрий Матвеевич (1730-1801).Художник: Бельский Алексей Иванович (1726-1796).Сооружена в 1771-1773 гг ... | | г. Пушкин. Екатерининский парк, вблизи Рамповой аллеи и Гатчинских ворот Архитектор: Фельтен Юрий Матвеевич (1730-1801). Художник: Бельский Алексей Иванович (1726-1796). Сооружена в 1771-1773 гг. Материалы: кирпич, штукатурка, роспись альфреско – башня, гранит сердобольский – цоколь, пудостский камень – архивольт, мрамор белый – замковый камень с текстом. Надписи вырублено на замковом камне древнерусскими литерами: На память войны объявленной турками России сей камень поставлен 1768 года. Монументальное сооружение представляет собой гигантскую, полую внутри дорическую колонну, с абакой, служащей обзорной площадкой. С восточной стороны к башне примыкает стена в виде пандуса, отмеченная глухой полуциркульной аркой с северной стороны. В замковом камне арки мраморный блок с текстом, напоминающим о начале русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Строительные работы под наблюдением «архитектории помощника» И. М. Ситникова велись с 3 июня 1771 г. до конца строительного сезона 1773 г. Наружные стены были расписаны А. И. Бельским, с высечением штукатурки трещинами, имитирующими разрушение кладки. Изображение Башни-руины стало одним из популярных сюжетов царскосельских пейзажей. В 2006 г. была закончена продолжавшаяся много лет реставрация павильона-памятника. Высота памятника — 21 м. Персоны Бельский Алексей Иванович Ситников И. М. Фельтен Юрий (Георг Фридрих) Матвеевич Адреса Екатерининский парк/Пушкин г. вблизи Рамповой аллеи и Гатчинских ворот вблизи Рамповой аллеи и Гатчинских ворот
| | | hidden Белая башня (ансамбль Александровского парка) | Павильон Белая башня высотой около 38 метров, самый высокий в Царском Селе, построен на месте люстгауза Зверинца в 1821–1827 гг. архитектором А. Менеласом. Ансамбль решен в виде средневекового рыцарского замка-крепости и включает несколько ... | | Павильон Белая башня высотой около 38 метров, самый высокий в Царском Селе, построен на месте люстгауза Зверинца в 1821–1827 гг. архитектором А. Менеласом. Ансамбль решен в виде средневекового рыцарского замка-крепости и включает несколько сооружений: Ворота-руины с караулками, декоративный Руинный мост, восточный бастион Зверинца, на площадке которого возвышается сама башня. Ее фасады были оштукатурены и окрашены в белый цвет, отчего она и получила название Белой. Башня-замок возвышается внутри бастиона на просторной площадке, ранее ее окружали цветники. По высоте квадратное в плане пятиэтажное здание разделено на три яруса, поднимающихся вверх уступами, каждый из них декорировала кованая решетка. На углах террасы, служащей подножием башни, стоят скульптуры львов. В нишах по сторонам башни помещались восемь статуй средневековых рыцарей и древнерусских витязей, отлитых из чугуна. На крышу верхнего яруса, огражденного парапетом, вела внутренняя винтовая лестница. Здесь находилась смотровая площадка, с которой любовались парками, Царским Селом и его окрестностями, был виден даже Санкт-Петербург. Отсюда снимались фотографические виды Царского села для почтовых открыток, получивших широкое распространение в начале XX в. Белая башня, почти полностью разрушенная во время войны, воссоздана по проекту архитектора А. А. Кедринского. Реставрация растянулась почти на два десятилетия и еще не вполне завершена. Вход к Белой башне оформляют Ворота-руины с караулками в готическом характере. Они имеют вид развалин крепостных сооружений, монументальны, имитируют крепостной въезд с подъемной решеткой-герсой. Над аркой помещалась лепная композиция с геральдическим щитом. В стороне перед Воротами-руинами в парке расположен земляной вал, как бы защищающий подход к Белой башне от Фермской дороги. По звездообразному рисунку плана вал напоминает вспомогательное оборонительное сооружение перед крепостью – кронверк. С внешней стороны его окружала канава, соединявшаяся с небольшим прудом. Это остатки земляного укрепления, на постройке которого наглядно обучались фортификации августейшие сыновья императора Николая Павловича. Впоследствии внутри «звезды» была поставлена высокая мачта с веревочными лестницами; вокруг нее натягивалась сетка для прыгания. Летом, когда парк открывали для публики, здесь собиралось множество детворы. Г. В. Семенова Персоны Кедринский Александр Александрович Менелас Адам Адамович Николай I, император Адреса пейзажная часть парка
| | | hidden Большая оранжерея с садом | Здание было построено в 1750-е гг. по проекту Ф. -Б. Растрелли в формах архитектуры барокко. Строительством руководил архитектор С. И. Чевакинский. В 1820-1828 гг. В. П. Стасов перестроил здание в стиле классицизма ... | | Здание было построено в 1750-е гг. по проекту Ф. -Б. Растрелли в формах архитектуры барокко. Строительством руководил архитектор С. И. Чевакинский. В 1820-1828 гг. В. П. Стасов перестроил здание в стиле классицизма. Со временем в оранжерее сформировалось значительное по количеству собрание редких экзотических растений из Америки, Африки, Индии, Испании, Ближнего Востока: кофейные деревья, кактусы, апельсины, коллекции ананасов, лавров. Одним из первых ученых хранителей редких растений был садовый мастер Иоганн (Джон) Буш. Кадки с растениями на летнее время выставлялись перед Екатерининским дворцом и вдоль Садовой улицы. Помещения в оранжерее традиционно использовались под жилье садовых мастеров и др. служащих. Здесь в разное время проживали И. Буш, любимец Александра I Ф. Ф. Лямин, Ч. Камерон, управляющие Царским Селом Леонтьев и Я. В. Захаржевский. В 1933–1934 архитектор В. И. Яковлев приспособил здание для учебных целей института молочной промышленности, использовав неосуществленный в свое время проект В. П. Стасова. Г. В. Семенова Персоны Буш Иоганн Захаржевский Я.В. Камерон Чарлз Леонтьев А.И. Лямин Ф. Ф. Растрелли Франческо де Стасов Василий Петрович Чевакинский Савва Иванович Яковлев Всеволод Иванович Адреса Леонтьевская ул./Пушкин г. Оранжерейная ул./Пушкин г. Садовая ул./Пушкин г., д. 14
| | | hidden Большой каприз (ансамбль Екатерининского парка) | Большой Каприз и Малый Каприз возведены в 1772–1774 гг. архитектором В.И. Нееловым и инженером И. Герардом над ведущей к Большому Царскосельскому дворцу дорогой, которая получила название Подкапризовой ... | | Большой Каприз и Малый Каприз возведены в 1772–1774 гг. архитектором В.И. Нееловым и инженером И. Герардом над ведущей к Большому Царскосельскому дворцу дорогой, которая получила название Подкапризовой. Название они оправдывают своим обликом и преданиями. Одна из легенд связывает его с затраченными на сооружение большими средствами. «Быть по сему, это мой каприз», – будто бы изволила молвить государыня императрица Екатерина II, рассматривая огромную смету на строительство двух ворот, одних – большого размера, с китайской беседкой наверху, других – поменьше. Другая же легенда объясняет название тем, что от Большого каприза отходит много дорог, не только парковых, но и в более отдаленные места. О маршрутах прогулок не принято было сообщать заранее. Царица часто устраивала сюрпризы своим придворным, которые отправлялись с ней в увеселительную прогулку налегке, не предполагая, что, проехав главную арку Большого каприза, она может внезапно приказать повернуть в Петербург. Капризы не только оформляют въезд на Треугольную площадку Екатерининского дворца, но и входы в оба парка, Александровский и Екатерининский, и сами по себе служат площадками для обзора диковинного ансамбля сооружений в китайском вкусе: Скрипучей Китайской беседки, Китайской деревни. Из парков с двух сторон наверх Капризов ведут насыпные валы-пандусы, поднявшись по которым, можно было перейти из одного в другой. Г. В. Семенова Персоны Герард Иван (Иоганн Конрад) Кондратьевич Екатерина II, императрица Кваренги (Гваренги) Джакомо Неелов Василий Иванович Адреса Александровский парк/Пушкин г.
| | | hidden Гатчинские (Орловские) ворота, памятник | г. Пушкин, Парковая улица, в юго-западной части Екатерининского паркаАрхитектор: Ринальди Антонио (1709-1794)Сооружены в 1777-1782 гг. на месте временной деревянной триумфальной арки ... | | г. Пушкин, Парковая улица, в юго-западной части Екатерининского парка Архитектор: Ринальди Антонио (1709-1794) Сооружены в 1777-1782 гг. на месте временной деревянной триумфальной арки. Материалы: мрамор сибирский серый – облицовка ворот; мрамор тивдийский розовый – колонны, филенки; железо кованое, бронза – створки ворот; медь золоченая – литеры. Надписи: на аттике со стороны Гатчинской дороги: Орловым от беды избавлена Москва; на аттике со стороны парка: Когда в 1771 году на Москве был мор на людей и народное неустройство, генерал-фельдцейхмейстер граф Григорий Орлов по его прозьбе получив повеление туда поехал, установил порядок и послушание, сирым и неимущим доставил пропитание и исцеление и свирепство язвы пресек добрыми своими учреждениями. Гатчинские ворота – первый в русской архитектуре пример триумфальной арки, выполненной из постоянных материалов, с использованием образцов древнеримских сооружений. Надпись, помещенная на южном аттике – цитата из стихотворного послания Г. Г. Орлову поэта В. И. Майкова; надпись на противоположной стороне, возможно, составлена самой Екатериной II. Кованые створки ворот с накладными бронзовыми украшениями изготовлены на Сестрорецких заводах. Персоны Екатерина II, императрица Майков Василий Иванович Орлов Григорий Григорьевич, граф Ринальди Антонио Адреса Парковая ул./Пушкин г. в юго-западной части Екатерининского парка в юго-западной части Екатерининского парка
| | | hidden Голлербаху Э. Ф., мемориальная доска | Торжественное открытие памятной доски, посвященной Эриху Федоровичу Голлербаху, состоялось в сентябре 2010 г. на здании бывшего Царскосельского Реального училища имени Николая II (ныне – школа № 500, Госпитальная ул., 24). Э. Ф ... | | Торжественное открытие памятной доски, посвященной Эриху Федоровичу Голлербаху, состоялось в сентябре 2010 г. на здании бывшего Царскосельского Реального училища имени Николая II (ныне – школа № 500, Госпитальная ул., 24). Э. Ф. Голлербах (1895–1842) – писатель, искусствовед, художественный деятель – учился здесь в 1904–1911 гг. Г. В. Семенова Персоны Голлербах Эрих Федорович Адреса Госпитальная ул./Пушкин г., д. 24
| | | hidden | Для строительства ратуши в 1859 г. по Высочайшему повелению предоставили часть места упраздненной Обойной фабрики со старыми казармами и домом директора, с 1780-х гг. принадлежавшие фабрике ассигнационных бумаг ... | | Для строительства ратуши в 1859 г. по Высочайшему повелению предоставили часть места упраздненной Обойной фабрики со старыми казармами и домом директора, с 1780-х гг. принадлежавшие фабрике ассигнационных бумаг. Проект приспособления директорского дома под канцелярию и зал общественных собраний ратуши с надписью на фасаде «Царскосельская городовая ратуша» разработал И. А. Монигетти, в 1863-1865 гг. велось строительство под руководством А. Ф. Видова. В 1865 г. ратуша переехала в надстроенное третьим этажом и расширенное новое здание. В 1901–1902 гг. по проекту А. Р. Баха здание еще раз было перепланировано и расширено. В ратуше устраивались заседания выездной сессии окружного суда и воинских присутствий, спектакли, концерты, благотворительные лотереи. Актовый зал украшали бронзовые бюсты владельцев Царского Села – императриц Екатерины I и Екатерины II, галерею императоров XIX столетия завершал портрет Николая II. В аванзале находился бюст управляющего Царским Селом генерала от артиллерии Я. В. Захаржевского. Г. В. Семенова Персоны Бах Александр Романович Видов Александр Фомич Екатерина I, императрица Екатерина II, императрица Захаржевский Я.В. Лукини Джовани (Иван Францевич) Монигетти Ипполит Антонович Николай II, император Адреса Набережная ул./Пушкин г., д. 14, лит. А
| | | hidden | Исторический комплекс Царскосельского Гостиного двора (Московская ул., 25) расположен между Оранжерейной и Леонтьевской улицами. В него входят главное здание, 1863–1866 гг., арх. Н. С. Никитин, 1898 г., арх. А. Р. Бах; Мясные ряды, 1843–1844, арх. Н ... | | Исторический комплекс Царскосельского Гостиного двора (Московская ул., 25) расположен между Оранжерейной и Леонтьевской улицами. В него входят главное здание, 1863–1866 гг., арх. Н. С. Никитин, 1898 г., арх. А. Р. Бах; Мясные ряды, 1843–1844, арх. Н. С. Никитин; ледник-пакгауз, 1911–1912, А. Р. Бах. Его приметой является протяженная арочная галерея на главном фасаде. Размещение здесь торгового центра было предусмотрено В. И. Гесте в плане города 1808 г. Первый деревянный Гостиный двор на этом месте построил в 1825 г. В. П. Стасов по проекту В. И. Гесте. Впоследствии из главного лицевого корпуса была выведена торговля мясом и другими припасами в специально оборудованные каменные Мясные ряды. Здесь находились кладовые с ледниками, мясные, рыбные и зеленные лавки. Гостиный двор состоял в собственности города. 85 разнообразных торговых лавок и магазинов сдавались купцам в аренду по контракту от Городовой ратуши и являлись главным источником дохода городской казны. Г. В. Семенова Персоны Бах Александр Романович Гесте Василий Иванович (Уильям, Вильям) Никитин Н.С. Стасов Василий Петрович Адреса Леонтьевская ул./Пушкин г. Московская ул./Пушкин г., д. 25 Оранжерейная ул./Пушкин г.
| | | hidden «Грот», павильон (ансамбль Екатерининского парка) | Грот с пристанью, рисующийся на темном фоне зелени Старого сада, с зеркальным отражением в воде Большого пруда, принадлежит к хрестоматийным видам Екатерининского парка ... | | Грот с пристанью, рисующийся на темном фоне зелени Старого сада, с зеркальным отражением в воде Большого пруда, принадлежит к хрестоматийным видам Екатерининского парка. Подобный садовый павильон, украшенный внутри раковинами и туфом, наряду с Эрмитажем являлся обязательной принадлежностью регулярных парковых ансамблей XVIII. Проект Грота для императрицы Елизаветы Петровны в 1749 г. разработал архитектор Растрелли, под его же руководством проводились строительные работы. На его отделку пошло 210 тысяч крупных морских раковин и 17½ пудов мелких. Строительство его затянулось, и даже в 1761 г., когда закончили строительные работы Екатерининского дворца, Грот числился среди незавершенных парковых сооружений. Фасады Грота отличаются богатством и пышностью барокко Растрелли. Причудливый купол завершал резной из дерева фонтан, струи которого растекались по граням. Архитектурный декор исполнен в характерных для Растрелли приемах: сгруппированные попарно рустованные колонны композитного ордера, пилястры, разорванные фронтоны, сложнейшая скульптурная декорация, фигурные заполнения дверных проемов с остекленными дверями. Решение наличников арочных окон и дверей, окон-люкарн отличается обилием декоративных мотивов, лепной отделки и одновременно органичным синтезом архитектурных и скульптурных композиций. Связь павильона с водным царством Нептуна выявляет скульптурная декорация: закрученные волютами дельфины, маски Нептуна, фигурки тритонов, головки нереид, морские растения и раковины, помещенные на капителях колонн, наличниках и над окнами. Объемно-планировочное решение интерьеров с крепованным карнизом, приставленными к стенам колоннами характерно для стиля барокко своими скругленными углами, нишами для статуй, экседрами на торцовых фасадах. При Елизавете Петровне не успели отделать интерьеры морскими раковинами и камнями. Существующая ныне штукатурная отделка интерьеров исполнена архитектором А. Ринальди в 1771 г. при Екатерине II. Грот в ее время часто называли «Залой антиков» по собранному здесь собранию античной скульптуры и ваз или «Утренней залой». В ясную солнечную погоду императрица, встававшая всегда рано, любила здесь работать по утрам, заниматься литературой, в часы восхода солнца наблюдая пейзажную картину парка и меняющиеся под солнечными лучами краски, свет и тени, скользящие по зеркальной глади воды. Вид от Грота особенно впечатляющ в это время суток, поскольку он находится на восточном берегу пруда, вытянутого в юго-западную сторону. Иногда в эти дни в Утренний зал специальным сигналом сзывалась молодежь для угощения чаем, кофе, или шоколадом. Г. В. Семенова Персоны Екатерина II, императрица Елизавета Петровна, императрица Растрелли Франческо де Ринальди Антонио
| | | hidden Дача Великого Князя Бориса Владимировича (ансамбль Отдельного парка) | Московское шоссе, 1, 3, 5Дача с обликом английского коттеджа является первым образцом петербургского модерна и местом действия известной серии фильмов о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне. В 1896 г ... | | Московское шоссе, 1, 3, 5 Дача с обликом английского коттеджа является первым образцом петербургского модерна и местом действия известной серии фильмов о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне. В 1896 г. этот участок Отдельного парка на берегу Колонистского пруда, ранее предназначавшийся княгине М. М. Мещерской (во втором браке Берг, урожденной княжне Долгоруковой), Николай II пожаловал вел. кн. Владимиру Александровичу под строительство дома для его сына Бориса Владимировича. Главный дом и флигель с конюшней, каретным сараем и часовой башней возвели в 1896–1897 гг. к совершеннолетию великого князя. Со строительством предположительно связывают имена английских архитекторов Шернборна и М. Х. Бейли Скотта, а также лондонский торговый дом «Maples». По проекту А. И. фон Гогена в 1899 г. был построен Запасной дом (для размещения гостей, гаража и шофера). В 1918 г. дача служила для кратковременного пребывания вел. кн. Павла Александровича с семейством. С 1922 г. принадлежит всемирно известному ВНИИ растениеводства по выбору основателя и первого заведующего станцией ученого-генетика Н. И. Вавилова, работавшего здесь до своего ареста. Г. В. Семенова Персоны Вавилов Николай Иванович Владимир Александрович, вел. кн. Гоген Александр Иванович фон Николай II, император Павел Александрович, вел. кн. Скотт Бейли М. Х. Шернборн
| | | hidden Дача З.И. Юсуповой (ансамбль Отдельного парка) | Под дачу княгини З. И. Юсуповой были безвозмездно пожалованы первые два места, по повелению императора Александра II распланированные А. Ф. Видовым в 1855 г. в числе 6 дач на территории Отдельного парка ... | | Под дачу княгини З. И. Юсуповой были безвозмездно пожалованы первые два места, по повелению императора Александра II распланированные А. Ф. Видовым в 1855 г. в числе 6 дач на территории Отдельного парка. Строительство произвели на средства владелицы в 1856–1859 гг. по проекту И. Монигетти, частично измененному в процессе работ. Из состава дачи сохранились главный дом, дом садовника, пруд. Въезды на территорию в ограде со стороны Павловского шоссе были оформлены воротами, кованые створы которых украшал вензель «З Ю». Впоследствии наиболее крупные работы производились в 1890-е – 1910-е гг., когда дача принадлежала графине Сумароковой-Эльстон княгине З. Н. Юсуповой и наиболее активно использовалась. Архитектура главного дома навеяна мотивами итальянских вилл. В обработке фасадов использованы изысканные формы барокко, рисунок которых напоминает убранство павильона Эрмитаж в Екатерининском парке. Прием размещения кухни и комнат для прислуги во флигеле, примыкающем под углом к основному объему, восходит к Баболовскому дворцу. Г. В. Семенова Персоны Александр II, император Видов Александр Фомич Монигетти Ипполит Антонович
| | | hidden Дача П.П. Чистякова (ансамбль Отдельного парка) | Московское шоссе, 23Строительство дачи художника и педагога Академии художеств П. П. Чистякова связано с существованием в Отдельном парке особой художественной «колонии», в которой жили и работали известные художники: К. А. Горбунов, М. Н ... | | Московское шоссе, 23 Строительство дачи художника и педагога Академии художеств П. П. Чистякова связано с существованием в Отдельном парке особой художественной «колонии», в которой жили и работали известные художники: К. А. Горбунов, М. Н. Васильев, Н. А. Лавров, М. В. Харламов, Н. Е. Сверчков. Места в парке для постройки дач с художественными мастерскими А. Ф. Видов и садовый мастер В. И. Миллер распланировали в 1874 г. по Высочайшему повелению Александра II. На участке дочерей художника Н. А. Лаврова Н. Н. Лавровой и ее сестры Л. Н. Оглоблиной в 1876–1877 гг. построили дом с мастерской по проекту архитектора А. Х. Кольба с участием П. П. Чистякова, который в 1881 г. стал ее владельцем. Здесь П. П. Чистяков жил и работал в летнее время, его часто навещали друзья и ученики. После 1914 г., когда Чистяков оставил службу в Академии художеств, до своей кончины в 1919 г. он жил здесь постоянно. С 1987 г. здесь работает мемориальный дом-музей П. П. Чистякова. Г. В. Семенова Персоны Александр II, император Васильев Михаил Николаевич Видов Александр Фомич Горбунов Кирилл Антонович Кольб Александр Христофорович Лавров Николай Андреевич Оглоблина Л. Н. Сверчков Н. Е. Чистяков Павел Петрович Адреса Московское шоссе/Пушкин г., д. 23
| | | hidden Два угловых корпуса с башнями (гауптвахта, цейхгауз и канцелярия лейб-гвардии Гусарского Его Императорского Величества полка) | Башни с флигелями возвели в 1773–1775 гг. по проекту В. И. Неелова для размещения Вотчинного правления Села Царского, главное здание которого соединялось с ними глухой кирпичной оградой, сохранившейся до настоящего времени ... | Башни с флигелями возвели в 1773–1775 гг. по проекту В. И. Неелова для размещения Вотчинного правления Села Царского, главное здание которого соединялось с ними глухой кирпичной оградой, сохранившейся до настоящего времени. Постройки собственно Скотного двора, с которыми ошибочно идентифицируют эти здания, находились в значительном отдалении, с южной стороны. Весь комплекс в 1779–1780 гг. В. И. Неелов и Ч. Камерон перестроили под Присутственные места г. Софии. Их различные учреждения располагались здесь до 1810-х гг. В восточной башне (Парковая ул., 38, Огородная ул., 1) находилась Софийская городовая ратуша, в западной башне (Парковая ул., 42) – Софийская нижняя расправа. После перевода Присутственных мест их здания до 1917 г. занимали казармы лейб-гвардии Гусарского Его Императорского Величества полка. В восточной башне находилась полковая гауптвахта, соединенная с домом командира крытым переходом вдоль каменной ограды. Западная башня использовалась как полковая канцелярия и цейхгауз (Парковая ул., 42). Г. В. Семенова Персоны Камерон Чарлз Неелов Василий Иванович
| | | hidden Дворец графини О.В. Гогенфельзен княгини Палей | Советский пер., 3В 1910 г. графиня О. В. Гогенфельзен, супруга великого князя Павла Александровича, приобрела роскошную дачу в Пашковом переулке. Среди предыдущих владельцев были статский советник И. Д ... | | Советский пер., 3 В 1910 г. графиня О. В. Гогенфельзен, супруга великого князя Павла Александровича, приобрела роскошную дачу в Пашковом переулке. Среди предыдущих владельцев были статский советник И. Д. Чертков, при котором выстроили дом и заложили сад, затем генеральша Пашкова, Н. М. Половцева и ее наследники. На месте разобранного старого дома в 1911–1912 гг. построили по проекту архитектора К. К. Шмидта ныне существующий дворец, ограду с воротами, в отдалении – хозяйственные флигели с экипажным сараем (Московский пер., 7/20). С 1918 г. во дворце находился музей и склад музейного фонда, где были сосредоточены редкости царскосельских коллекционеров. В 1950-е гг. здание приспособили под учебное заведение, ныне Военный инженерно-строительный университет. В портике дворца установлен бронзовый бюст Героя Советского Союза военного инженера Д. М. Карбышева работы скульптора В. И. Ингала, в середине 1960-х гг. отлитый на заводе «Монументскульптура». Г. В. Семенова Персоны Гогенфельзен О. В., графиня Ингал Владимир Иосифович Шмидт Карл Карлович
| | | hidden | Комплекс Дворцовой электростанции, включающий главное здание, служебный флигель, ограду и историческую опору электросети, соорудили в 1896–1898 гг. по Высочайше утвержденному проекту архитектора С. А. Данини ... | | Комплекс Дворцовой электростанции, включающий главное здание, служебный флигель, ограду и историческую опору электросети, соорудили в 1896–1898 гг. по Высочайше утвержденному проекту архитектора С. А. Данини. Электростанция предназначалась для освещения Александровского, Большого Царскосельского и Владимирского дворцов, всех дворцовых построек, казарм лейб-гвардии Сводного пехотного полка и Собственного Конвоя в Царском Селе. Строительными работами руководил С. А. Данини, за монтаж электротехнического оборудования отвечал инженер-механик Л. Р. Шведе, впоследствии заведующий электростанции. Освящение и торжественное открытие состоялось 8 ноября 1898 г. Главное здание предназначалось для устройства конторы, машинного и котельного отделений, мастерских, квартир служащих. Под складские и хозяйственные цели использовали флигель. В 1946–1947 гг. оборудование было демонтировано, здания реконструированы для производственных целей НПО «Ленинец». Г. В. Семенова Персоны Данини Сильвио Амвросиевич Шведе Л. Р.
| | | hidden | Монументальное здание Дежурных конюшен (Садовая ул., 8) возвел в 1822–1824 гг. архитектор С.Л. Шустов по проекту В.П. Стасова для помещения Собственной Императорской конюшни Александра I ... | | Монументальное здание Дежурных конюшен (Садовая ул., 8) возвел в 1822–1824 гг. архитектор С.Л. Шустов по проекту В.П. Стасова для помещения Собственной Императорской конюшни Александра I. По замыслу Стасова, полуциркульное в плане строение помещено в глубине квартала в просвете между Кавалерскими домами, композиционно объединяя их в законченный архитектурный ансамбль. При осуществлении проекта С. Л. Шустов увеличил здание по длине и в высоту, устроив над его частями со стороны торцов антресольные этажи для квартир служащих. Назначение своеобразно отражено в скульптурном убранстве: метопы фриза декорированы горельефами с лепными конскими головами в лавровых венках, а также в особенностях композиционного решения. Внутреннее пространство занимали денники для лошадей и два экипажных сарая, которые освещались полуциркульными окнами в верхней части стен. Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Стасов Василий Петрович Шустов Смарагд Логинович Адреса Садовая ул./Пушкин г., д. 8
| | | hidden Дом В.В. Гудовича (со служебным флигелем, садом и оградой) | Богатый дом губернского предводителя дворянства графа В. В. Гудовича ориентирован в сторону Екатерининского парка. Он построен в стиле модерн в 1905–1906 гг. по проекту С. А. Данини, объединив несколько исторических домовладений. В середине 19 в ... | | Богатый дом губернского предводителя дворянства графа В. В. Гудовича ориентирован в сторону Екатерининского парка. Он построен в стиле модерн в 1905–1906 гг. по проекту С. А. Данини, объединив несколько исторических домовладений. В середине 19 в. на его месте находилась большая усадьба графини Е. И. Орловой-Денисовой с садом и двумя деревянными лицевыми домами. Дом Гудовича также был спланирован в усадебном характере и включал жилые и служебные флигели (из них сохранились два), а также сад. Фасады оформлены в духе английских коттеджей, что сближает его с дачей великого князя Бориса Владимировича. В отделке наряду со штукатуркой использовались радомский песчаник, гранит, красный и белый облицовочный кирпич, дощатый фахверк, керамическая черепица. Ограда с каменными фигурными столбами характерных для модерна волнообразных очертаний возведена Р. Ф. Мельцером. Г. В. Семенова Персоны Данини Сильвио Амвросиевич Орлова-Денисова Е. И., графиня Адреса Парковая ул./Пушкин г., д. 18
| | | hidden | Превосходный образец дома с мезонином и трехчастным итальянским окном в стиле классицизма возведен из дерева по проекту В. И. Гесте, в 1814 г. утвержденном Александром I. Построил его в 1815 г ... | | Превосходный образец дома с мезонином и трехчастным итальянским окном в стиле классицизма возведен из дерева по проекту В. И. Гесте, в 1814 г. утвержденном Александром I. Построил его в 1815 г. смотритель Таицкого водовода инженер-поручик Франциск Каноббио. Однако он вскоре умер и в 1819 г. дом унаследовала А. Н. Каноббио, вдова брата, придворного капельмейстера. В дальнейшем домом владели ее дочери С. Каноббио, М. Квадри, Е. Корсини (1824–1832 гг.), австрийский подданный С. И. Черфолио и его наследники (1832–1851 гг.). Для следующей хозяйки, жены действительного статского советника Е. И. Кузьминской, урожденной Воеводской, в 1851 г. И. Монигетти и Н. С. Никитин частично его перестроили. Затем в 1859–1874 гг. домовладельцем был действительный статский советник И. Г. Кузьминский, с 1874 г. по 1915 г. – доктор медицины И. М. Ост и его сын А. И. Ост. В 1905–1917 гг. здесь жил председатель правления Русского страхового общества Л. З. Лансере. В 1954–55 гг. произвели капитальный ремонт. На основании местных преданий дом известен как «Дом Гесте» и «Дом Ахматовой». Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Гесте Василий Иванович (Уильям, Вильям) Каноббио А. Н. Каноббио С. Каноббио Франциск Корсини Е. Кузьминская Е. И. Кузьминский И. Г. Лансере Л. З. Монигетти Ипполит Антонович Никитин Н.С. Ост А. И. Ост И. М. Черфолио С. И. Адреса Леонтьевская ул./Пушкин г., д. 18
| | | hidden Дом командира лейб-гвардии Гусарского Его Императорского Величества полка | Здание первоначально предназначалось для размещения конторы Вотчинного правления Села Царского, оно было построено в 1773–1775 гг. по проекту В. И. Неелова. С ним соединялись два угловых корпуса с башнями при помощи глухой кирпичной ограды ... | Здание первоначально предназначалось для размещения конторы Вотчинного правления Села Царского, оно было построено в 1773–1775 гг. по проекту В. И. Неелова. С ним соединялись два угловых корпуса с башнями при помощи глухой кирпичной ограды. Постройки собственно Скотного двора, с которыми ошибочно идентифицируют эти здания, находились в значительном отдалении, с южной стороны. В 1779–1780 гг. В. И. Неелов и Ч. Камерон приспособили царскосельскую контору Вотчинного правления под Софийские Присутственные места. В доме находились уездный и земский суды, жилье для служащих до перевода их в 1810-е гг. в г. Царское Село. В 1814–1917 гг. здание использовалось для жительства командира Гусарского полка и неоднократно перестраивалось. Впоследствии здесь разместили также штаб полка, при доме развели сад. В 1877 г. его надстроили мансардным этажом, а со стороны восточного торцового фасада пристроили одноэтажный флигель в три окна. В 1900-е гг. был пристроен флигель со стороны двора, мансарда превращена в полный второй этаж. Г. В. Семенова Персоны Камерон Чарлз Неелов Василий Иванович
| | | hidden Дом Л. В. Теппера де Фергюссона | Камерный жилой дом с мезонином был построен на рубеже XVIII–XIX вв. в царствование императора Павла I. Наиболее вероятным автором проекта называют представителя династии царскосельских архитекторов Нееловых – П. В. Неелова ... | | Камерный жилой дом с мезонином был построен на рубеже XVIII–XIX вв. в царствование императора Павла I. Наиболее вероятным автором проекта называют представителя династии царскосельских архитекторов Нееловых – П. В. Неелова. В дальнейшем среди его владельцев и жителей были известные имена: П. М. Волконский, Л. В. Теппер де Фергюссон, Э. И. Липранди, Э. И. Игельстром, Ф. И. Плевако, В. И. Вуич, вдова литератора Б. М. Маркевича – Е. И. Маркевич, А. А. Танеева (Вырубова), И. В. Ершов. В 1936–1941 гг. здесь находилась база отдыха Ленинградской консерватории. Во время войны дом повредила неразорвавшаяся авиабомба, пробившая крышу мезонина. Реставрационные работы провели в начале 1950-х гг. под руководством А. А. Кедринского. В их результате удалось восстановить интерьер двусветного парадного зала, который украшали живописные обои ручной работы Царскосельской обойной фабрики. Художники И. Г. Андреев, М. М. Швабский, Невадский воссоздали историческую живопись плафона и фриза по сохранившимся фрагментам обоев и фотоснимкам. Г. В. Семенова Персоны Андреев И. Г. Волконский Петр Михайлович, князь Ершов И. В. Игельстром Э. И. Кедринский А. А. Липранди Э. И. Маркевич Е. И. Невадский Павел I, император Плевако Ф. И. Танеева (Вырубова) А. А. Теппер де Фергюсон (Фергюссон), Людвиг-Вильгельм
| | | hidden Дом призрения увечных воинов императрицы Александры Федоровны в Баболовском парке | Замысел о создании приюта для призрения нижних чинов, получивших увечья в Русско-японскую войну, принадлежал императрице Александре Федоровне. В 1905 г. для устройства Дома призрения увечных воинов был отведен красивый участок Баболовского парка на ... | | Замысел о создании приюта для призрения нижних чинов, получивших увечья в Русско-японскую войну, принадлежал императрице Александре Федоровне. В 1905 г. для устройства Дома призрения увечных воинов был отведен красивый участок Баболовского парка на лугу у Крымской колонны. Здание быстро построили по проекту С. А. Данини и уже в декабре 1906 г. Дом призрения был освящен и открыт. Через год закончили отделку интерьера домовой церкви, освященной во имя Святой мученицы царицы Александры. В разработке проекта здания, рассчитанного на содержание 150 человек, принимала участие сама государыня, по замыслу которой для инвалидов устроили мастерские. Их обучали столярному делу мастера от известной фабрики Ф. Ф. Мельцера, портняжному – от одного из лучших портных Петербурга Фолленвейдера. Квартиры для мастеров находились в приюте, но жалованье они получали от своих хозяев. Мастера для обучению вязальному, корзиночному, сапожному, переплетному, прачечному ремеслу нанимались администрацией. Обучавшиеся портняжному и вязальному ремеслам получали швейные машины Зингера. Рядом с главным зданием находился небольшой дом для двух семей инвалидов, а также женская портняжная мастерская, ясли для грудных детей и небольшая школа, состоявшая в ведении священника Дома призрения (детей у инвалидов и служащих Дома было около ста). В 1914–1915 гг. в связи с Первой мировой войной Дом призрения расширили по проекту С. А. Данини и дополнительно оборудовали под лазарет для раненых, устроенный на средства и под покровительством Александры Федоровны. Здесь поместили 170 коек для раненых, операционные залы, перевязочные и рентгеновский кабинет. В глубине парка за Баболовской просекой построили небольшие одноэтажные домики, завершенные двускатными крышами, по проекту военного инженера К. Грибоедова. В строительстве принимала участие английская фирма «Эстельторс» с применением новейшей тогда технологии – из блоков бетонита. Домики предназначались для жилья семейных инвалидов, которые работали сторожами в парке. К началу 1917 г. возвели десять таких домиков, один из них – для проживания мастеров от Мельцера и «Henry». Из этих домиков в Баболовском парке сохранилось три. Дом призрения увечных воинов закрыли в 1920 г., однако учреждение, его занявшее, также имеет гуманитарно-медицинский профиль: клиника крупнейшего в стране научно-исследовательского детского ортопедического института имени Г. И. Турнера. Г. В. Семенова Персоны Александра Федоровна, императрица, 1872-1918 Грибоедов Константин Дмитриевич Данини Сильвио Амвросиевич Мельцер Ф. Ф. Фолленвейдер
| | | hidden Дом Энгельгардта Е.А. (Кавалерский) | Двухэтажное здание (Садовая ул., 4) было возведено в 1752–1753 гг. по проекту С. И. Чевакинского в числе четырех кавалерских домов для кастелянши императрицы Елизаветы Петровны. В.П. Стасов в 1811–1816 гг ... | | Двухэтажное здание (Садовая ул., 4) было возведено в 1752–1753 гг. по проекту С. И. Чевакинского в числе четырех кавалерских домов для кастелянши императрицы Елизаветы Петровны. В.П. Стасов в 1811–1816 гг. его перестроил и возвел флигель на участке (Певческий переулок, 3). Фасад частично изменен В.П. Стасовым и отличается присущей классицизму строгостью от нарядного убранства других домиков. Козырек главного входа украшает кованая эмблема Лицея – лира в окружении символов мудрости (сова), силы (ветви дуба) и славы (ветвь лавра). Здесь жили первый директор Лицея В. Ф. Малиновский, а впоследствии директор Лицея Е. А. Энгельгардт. В доме часто бывали лицеисты. После 1843 г. его занимали обер-шталмейстер, отделение придворной конторы. Г. В. Семенова Персоны Елизавета Петровна, императрица Малиновский Василий Федорович Стасов Василий Петрович Чевакинский Савва Иванович Энгельгардт Егор Антонович Адреса Садовая ул./Пушкин г., д. 4
| | | hidden Дом Я. Китаева (с садом и оградой) | Проект одноэтажного дома с мезонином и садом разработал в 1826 г. архитектор В. М. Горностаев для Я. В. Китаева, камердинера императоров Александра I и Николая I, в молодости – любимого Павлом I парикмахера и мастера завивать букли ... | | Проект одноэтажного дома с мезонином и садом разработал в 1826 г. архитектор В. М. Горностаев для Я. В. Китаева, камердинера императоров Александра I и Николая I, в молодости – любимого Павлом I парикмахера и мастера завивать букли. Деревянный дом построили через два года. Однако он больше известен как дача А. С. Пушкина, где в настоящее время находится музей поэта. Здесь А. С. Пушкин с женой провели лето и часть осени 1831 г. Китаев вскоре умер, и дом от его вдовы перешел к тайному советнику Ф. И. Прянишникову, известному меценату и владельцу картинной галереи. С 1877 г. он принадлежал О. И. Ивановой, пристроившей по сторонам входные помещения, тамбуры, и перенесшей главный вход на Дворцовую улицу. В 1910 г. с ее согласия на фасаде установили мраморную доску с надписью: «В этом доме жил А.С. Пушкин с 25-го мая по 20-е октября 1831 года». В 1949 г. дом реставрировали. Интерьеры первого этажа – гостиную и столовую – восстановили по проекту В. М. Горностаева и обставили мебелью в стиле пушкинского времени. Мемориальный музей открыли в 1958 г. Г. В. Семенова Персоны Горностаев Василий Максимович Китаев Я. В. Пушкин Александр Сергеевич Адреса Пушкинская ул./Пушкин г., д. 2
| | | | |