| -
hidden Памятники истории и культуры | Памятники истории и культуры hidden Евангелическо-лютеранская кирха Воскресения Христова | Лютеранская церковь была основана по инициативе директора Царскосельского лицея Е. А. Энгельгардта и лицейского пастора Гнихтеля. В 1817–1818 гг. для этих целей было приспособлено деревянное здание на средства, пожалованные Александром I ... | | Лютеранская церковь была основана по инициативе директора Царскосельского лицея Е. А. Энгельгардта и лицейского пастора Гнихтеля. В 1817–1818 гг. для этих целей было приспособлено деревянное здание на средства, пожалованные Александром I. Вначале богослужения совершались лицейским пастором на немецком и латинском языках. На церковном участке находилась начальная школа, которая содержалась на средства прихода. 14 августа 1860 г. состоялась закладка нового здания на месте старого. Высочайше утвержденный проект разработал А. Ф. Видов на основе образцового проекта лютеранского храма К. А. Тона. В 1864 г. Александр II пожертвовал приходу 7000 руб. на окончание строительства и в день его рождения 17 апреля 1865 г. кирха была освящена. Богослужения в советское время прекратились здесь в 1938 г, здание использовалось под автомастерскую. В 1977 г. по инициативе финской евангелической общины выполнили реставрационный ремонт фасадов под руководством М. И. Толстова. В том же году церковь заново освятили во имя Воскресения Христова и в ней начались богослужения на финском и русском языках. Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Александр II, император Видов Александр Фомич Гнихтель Толстов М.И. Тон Константин Андреевич Энгельгардт Егор Антонович Адреса Набережная ул./Пушкин г., д. 4
| | | hidden | ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦ (г. Пушкин), пам. архитектуры барокко, композиц. центр и архит. доминанта дворцово-паркового ансамбля Царское Село. В 1717-23 на этом месте построен небольшой кам. дворец имп. Екатерины I (арх. И. Ф. Браунштейн), одноврем ... | | ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦ (г. Пушкин), пам. архитектуры барокко, композиц. центр и архит. доминанта дворцово-паркового ансамбля Царское Село. В 1717-23 на этом месте построен небольшой кам. дворец имп. Екатерины I (арх. И. Ф. Браунштейн), одноврем. начата разбивка Екатерининского парка. С 1743 велись работы по расширению дворца (арх. М. Г. Земцов), после его смерти ими руководили арх. А. В. Квасов и С. И. Чевакинский, с кон. 1748 - арх. Ф. Растрелли. В мае 1752 имп. Елизавета Петровна повелела перестроить все сооруженное ранее, и в июле 1756 Е. д. был завершен. Тогда же окончательно оформлен зап. парадный двор, обрамленный одноэтажными полуциркульными корпусами - циркумференциями, и великолепной кованой оградой с вызолоч. деталями и воротами по центр. оси дворца. Фасады декорированы лепными фигурами кариатид, картушами, масками (скульп. И. Ф. Дункер), выделенными охристым цветом на бирюзовом фоне (до 1770-х гг. лепнина была позолоч.). Первонач. парадная лестница Е. д. находилась в юж. части здания, на 2-м этаже располагалась "Золотая анфилада", включавшая 5 "антикамер", двусветный Большой зал и ряд гостиных, резные наддверные украшения к-рых создавали впечатление золотого потока. В числе интерьеров - Янтарная комната. Протяженность Е. д. по фасаду - св. 325 м. Центр. часть здания ("Средний дом") в плане сохранила параметры дворца имп. Екатерины I. Боковые крылья на месте первоначально открытых террас соединяют центр. часть с боковыми флигелями: сев. - Церковным (1779-84, арх. И. В. Неелов) и юж. - Зубовским (1778-84, арх. Ю. М. Фельтен). При имп. Екатерине II в 1780-х гг. по проектам Ч. Камерона созданы новые интерьеры: Арабесковая, Лионская гостиные, Серебр. кабинет и др. в юж. части Е. д., комнаты на половине вел. князя Павла Петровича (Зеленая столовая, Опочивальня и др.) в сев. части. К юго-вост. части Е. д. примыкает комплекс т. н. Камероновой галереи, Холодных бань ("Агатовых комнат"), висячего сада и пандуса (1780-87; 1792-94). В 1817-20 и в 1840-х гг. изменения в интерьеры вносил арх. В. П. Стасов, в 1860-63 арх. - И. А. Монигетти ("Китайская" парадная лестница в центр. части). С 1918 Е. д. - дворец-музей, в 1941-44 практически полностью разрушен, восстановление по проекту арх. А. А. Кедринского началось в 1957, реставрац. работы продолжаются и ныне. Лит. см. при ст. Царское Село. А. А. Алексеев. Персоны Браунштейн Иоганн-Фридрих Дункер Иоганн Франц Екатерина I, императрица Екатерина II, императрица Елизавета Петровна, императрица Земцов Михаил Григорьевич Камерон Чарлз Квасов Андрей Васильевич Кедринский Александр Александрович Монигетти Ипполит Антонович Неелов Илья Васильевич Павел I, император Растрелли Франческо де Стасов Василий Петрович Фельтен Юрий (Георг Фридрих) Матвеевич Чевакинский Савва Иванович
| | | hidden | ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК (г. Пушкин), пам. садово-паркового иск-ва, центр. часть дворцово-паркового ансамбля Царское Село. Пл. 107 га. Состоит из регулярной и пейзажной частей, разделенных Большим прудом, образованным запрудой на р. Вангази ... | | ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК (г. Пушкин), пам. садово-паркового иск-ва, центр. часть дворцово-паркового ансамбля Царское Село. Пл. 107 га. Состоит из регулярной и пейзажной частей, разделенных Большим прудом, образованным запрудой на р. Вангази. Регулярный Старый сад (1717-20-е гг., садовые мастера Я. Роозен, И. Фохт) устроен на насыпных террасах к С. от пруда. На верхней террасе у Екатерининского дворца партерные газоны и цветники, на следующей - два малых пруда, на нижней - боскеты между расходящимися тремя лучами аллеями, ведущими к поперечному Рыбному кан., за к-рым в т. н. Дикой роще - павильон Эрмитаж (1744-54, арх. М. Г. Земцов, Ф. Растрелли). На берегу пруда павильон Грот (Утренний зал) (1749-61, арх. Растрелли). На дорожках сада мраморные скульптуры и бюсты нач. 18 в. (мастера А. Тарсиа, П. Баратта и др.). В кон. 1770-х гг. на террасах сада по проектам арх. И. В. Неелова (см. Нееловы) сооружены в классич. стиле павильоны Верх. и Ниж. ванны, при входе со стороны Дикой рощи - Эрмитажная кухня в стиле ложной готики. При имп. Екатерине II прекращена фигурная стрижка деревьев, сад утратил черты регулярности. Пейзажная часть Е. п. (1762-96, садовые мастера Дж. Буш, Т. Ильин, арх. В. И. Неелов) расположена вокруг Большого пруда, геометрич. очертания к-рого были изменены в стиле ландшафтной планировки, устроены искусств. островки: Большой (с "залом на острову", 1794, арх. Дж. Кваренги), Дикий, Каменный, Кроличий. С Большим прудом соединены искусств. Нижние (Каскадные) пруды. На вост. берегу Большого пруда - комплекс Адмиралтейства (1773-77, арх. В. И. Неелов). В память побед в рус.-тур. войнах 2-й пол. 18 в. в пейзажной части парка по проектам арх. А. Ринальди сооружены Морейская колонна (1771), Кагульский обелиск (1771-72), Чесменская колонна (1774-76). В юж. части Е. п. - Башня-руина с насыпным пандусом (1771-73); Готич. ворота (1777-80, арх. Ю. М. Фельтен), Гатчинские (Орловские) ворота (1777-78, арх. Ринальди), близ к-рых - за границей парка - Крымская колонна (1777-85, скульп. Г. И. Козлов). К Ю.-З. от Большого пруда, за Сибирским (Палладьевым) мостом (1772-74, арх. В. И. Неелов), - Лебяжьи пруды с плотинами и каскадами. В этой же части парка - Пирамида с кладбищем для дворцовых собачек, рядом - Водный лабиринт. В зап. части Е. п. - Рамповая аллея и гранитная терраса (1809, арх. Л. Руска), на к-рой в 1850-х гг. установлены копии античных скульптур (мастер И. А. Гамбургер). От террасы - спуск к фонтану "Молочница" (1816, инж. А. А. Бетанкур; изваяние девушки - скульп. П. П. Соколов). К З. от Рамповой аллеи - Верхние пруды, в р-не к-рых находятся Концертный зал на островке с Кухней-руиной (1782-88, арх. Кваренги) и павильон Вечерний зал (1796, арх. И. В. Неелов, 1810-11, арх. Руска). Е. п. отделен от Китайской деревни Подкапризной дорогой. В 19 в. в Е. п. сооружены: ворота "Любезным моим сослуживцам" (1817, арх. В. П. Стасов), Турецкая баня (1850-е гг., арх. И. А. Монигетти), разбит Собственный сад с мраморной перголой и фонтаном (1865, арх. А. Ф. Видов). В 1960-70-х гг. восстановлена регулярная планировка "Старого сада" (арх. Н. Е. Туманова). Лит. см. при ст. Царское Село. А. А. Алексеев. Персоны Баратта Пьетро Бетанкур Августин Августинович Буш Джозеф (Джон) Видов Александр Фомич Гамбургер И.А. Екатерина II, императрица Земцов Михаил Григорьевич Ильин Т. Кваренги (Гваренги) Джакомо Козлов Гавриил Игнатьевич Монигетти Ипполит Антонович Неелов Василий Иванович Неелов Илья Васильевич Растрелли Франческо де Ринальди Антонио Роозен Ян Руска Луиджи (Алоизий Иванович) Соколов Павел Петрович Стасов Василий Петрович Тарсиа Антонио Туманова Наталья Евгеньевна Фельтен Юрий (Георг Фридрих) Матвеевич Фохт И.
| | | hidden Екатерининский собор в Царском Селе | ЕКАТЕРИНИНСКИЙ СОБОР в Царском Селе, построен в 1835-40 на Соборной пл. "в рус.-визант." стиле (арх. К. А. Тон). В 1851-52 освящены боковые приделы. Вмещал 2 тыс. чел ... | | ЕКАТЕРИНИНСКИЙ СОБОР в Царском Селе, построен в 1835-40 на Соборной пл. "в рус.-визант." стиле (арх. К. А. Тон). В 1851-52 освящены боковые приделы. Вмещал 2 тыс. чел. Фасады 5-главого здания были завершены закомарами и прорезаны небольшими полуциркульными окнами, вход оформлен перспективным порталом. Образа гл. иконостаса исполнили худ. Ф. А. Бруни, А. Е. Егоров, Ф. П. Брюлло и др. Алтарь украшали религ. картины: "Распятие" А. Ван-Дейка и "Мадонна во славе" П. Веронезе. В склепе Е. с. был погребен участник Отеч. войны 1812 ген.-майор Я. В. Захаров, там же в 1917 похоронен убитый большевиками протопресвитер Иоанн Кочуров, причисленный к лику святых (на месте его могилы в 1995 поставлен дерев. крест). В 1939 Е. с. взорван, на его терр. разбит сквер. Лит.: Царскосельский Екатерининский собор, 1840-1890 гг. СПб., 1890; Мещанинов М. Ю. Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей. СПб., 2000. С. 23-31. В. В. Антонов. Персоны Бруни Федор (Фиделис) Антонович Брюлло Федор Павлович Ван-Дейк Антонис Веронезе Паоло Егоров Алексей Егорович Захаров Я.В. Иоанн Кочуров, протоиерей Тон Константин Андреевич
| | | hidden Женская гимназия Министерства Народного Просвещения | Царскосельская женская гимназия Министерства народного просвещения была основана в 1904 г. Первоначально она временно помещалась в наемном доме на углу Магазейной и Конюшенной улиц ... | | Царскосельская женская гимназия Министерства народного просвещения была основана в 1904 г. Первоначально она временно помещалась в наемном доме на углу Магазейной и Конюшенной улиц. Гимназия имела 8 основных и 1 приготовительный класс, с платой за обучение по сто рублей в год. Кроме того, ее бюджет включал пособия от Министерства народного просвещения, Городовой ратуши и Уездного земства. Для постройки здания был уступлен участок из состава Материального двора. Проект «в стиле ампир», который в 1909 г. составил А. Р. Бах, был Высочайше одобрен 2 июня 1910 г. Строительство начато 1 мая 1912 г. и окончено 1 сентября 1913 г. Министерство народного просвещения отпустило средства на строительство в сумме 202 тыс. 500 рублей. В 1950-е гг. в результате восстановительного ремонта военных повреждений на фасаде были уничтожены лепные вензели императора Николая II, бюсты Афины и Аполлона, рельефные раковины в арочных нишах портиков, аттик с надписью «Царскосельская женская гимназия Министерства народного просвещения» заменил треугольный фронтон. Г. В. Семенова Персоны Бах Александр Романович Адреса Пушкинская ул./Пушкин г., д. 28
| | | hidden Жилой дом Фридентальской колонии (дом Кемпера) с садом | Царскосельская колония Фриденталь была основана переселенцами из разоренного войной герцогства Бергского. По прошению выборного депутата колонистов Абрама Кемпера, поданному Александру I в 1816 г ... | | Царскосельская колония Фриденталь была основана переселенцами из разоренного войной герцогства Бергского. По прошению выборного депутата колонистов Абрама Кемпера, поданному Александру I в 1816 г., для устройства мануфактур-колонии (мелкого текстильного производства) был безвозмездно отведен надел земли площадью 28 десятин. Эта территория ограничена ныне Московским шоссе, Софийским бульваром, улицами Жуковско-Волынской и Железнодорожной. В. И. Гесте распланировал селение по усадебной схеме, разместив домики в линию от Софийского бульвара до пересечения с Московской дорогой, которая на этом участке изменила свою старую трассу. По проекту В. П. Стасова в 1819–1825 гг. за государственный счет построили 7 небольших деревянных домов на две семьи ткачей-фабрикантов каждый. Каждое здание в центре разделял арочный проезд на две половины, т.н. полудома. В полудоме предусматривалось устройство жилых комнат с подсобными помещениями для хозяев и большой мастерской с комнатой для рабочих. Первоначально колонисты занимались изготовлением шелковых, бумажных, шерстяных и льняных изделий, особенно лент и тесьмы, огородничеством, но впоследствии массовый характер приобрел дачный промысел. С течением времени на приусадебных участках строились отдельные флигели для размещения «фабрик», которые постепенно перестраивались и сдавались внаем под дачи. В колонии обосновалось всего 13 семейств, их наследники проживали здесь до Первой мировой войны. Соседями депутата колонистов Абрама Кемпера с одной стороны были одинаковые одноэтажные домики с треугольными фронтонами семейств Вернеров и Веберов, Кремеров и Келлерманов, Остерманов и Мундингеров. С другой стороны находились точно такие же домики: Кумбрухов и красильщика Мейера, далее – дом Киссель и Шмитц. Последний седьмой дом принадлежал Мундингерам и кожевнику Видмейеру с наследниками. Дом Абрама Кемпера с выразительным стасовским фасадом завершался, в отличие от соседей, мезонином. Одна половина принадлежала его семье, а вторая предназначалась для общественных нужд: конторы, магазина и школы для детей. Однако общество колонистов сочло более выгодным сдавать казенный полудом внаем под дачу, где долгое время жил известный русский поэт, граф А. А. Голенищев-Кутузов (1848–1913). В 1915 г. этот полудом, в порядке исключения, по Высочайшему повелению предоставили в личное пожизненное пользование вдове поэта О. А. Голенищевой-Кутузовой. Все здание как памятник Царскосельской старины взяло под свое попечение «Общество защиты и сохранения старины» с тем, чтобы приспособить его для музея или благотворительного учреждения, например, богадельни, для увековечения памяти императора Александра I и его супруги. Однако созданию музея помешала Первая мировая война, а затем о нем забыли. В дальнейшем дом А. Кемпера и А. А. Голенищева-Кутузова использовался под коммунальное заселение, он уцелел во время войны. В 1954–1955 гг. в нем произвели капитальный ремонт с реставрацией. Не очень удачное использование в последние годы привело к пожару, в результате которого охраняемый государством и обществом памятник культурного наследия царскосельской старины регионального значения, связанный с деятельностью Александра I, сгорел дотла. Очень хотелось бы прочитать, что приняты меры к его восстановлению. Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Гесте Василий Иванович (Уильям, Вильям) Кемпер Абрам Стасов Василий Петрович
| | | hidden Зверинец (ансамбль Александровского парка) | Самый ранний парковый район, основанный как Зверинец, составляет более половины территории Александровского парка. Место для него выбрали еще в 1710 г., что совпадает с первым посещением Сарской мызы Петром I и Екатериной ... | | Самый ранний парковый район, основанный как Зверинец, составляет более половины территории Александровского парка. Место для него выбрали еще в 1710 г., что совпадает с первым посещением Сарской мызы Петром I и Екатериной. Работы по обустройству местности выполнялись в 1718–1723 гг., в них принимали участие садовые мастера Я. Роозен и И. Фохт. Зверинец по характеру оформления можно назвать второй «дикой рощей» в царскосельской усадьбе. Площадью он примерно в три раза превышал парадный сад того времени. Квадратный участок елового леса со сторонами в 1 версту был огорожен деревянным палисадом со рвом. Он размещался на центральной оси каменных хором, но со значительным между ними разрывом – более 400 сажень. К нему вела обсаженная липами и березами перспективная дорога. Посередине каждой из сторон Зверинца находились решетчатые столярной работы ворота с калитками. Сквозная решетчатая беседка, поставленная на искусственной горке, отмечала центр. Под ней находился засыпанный сверху землей каменный погреб, где хранились припасы для охоты. Просеки (т.н. «плезиры») от беседки вели к воротам и к углам. На протекавшей здесь речке Киоке или Кузминке выкопали Звериночный пруд, где водились щуки, соорудили мельничную плотину и на ней мельничный и житный амбары. С самого начала в Зверинце содержали лосей, оленей, маралов, кабанов, пускали и зайцев. Под начальством особого урядника лесничего, позднее вальдмейстера, были приставлены служащие для надсмотра за животными, равно и за исправным содержанием палисада. Кроме того, он же и вообще имел присмотр за лесами во всех царскосельских дачах. Для прикорма животных дворцовые крестьяне подряжались поставлять мох, с конюшенного двора поступало сено. Особенно привлекательной забавой в осеннее время была тетеревиная на чучела охота из убранных ельником будок на полозьях. Охотами на лосей, оленей, лисиц и зайцев, тетеревиной охотой в Царском Селе забавлялись Екатерина I, Петр II, цесаревна Елизавета, с придворными дамами и кавалерами. Охотничьи угодья взамен деревянного палисада по проекту архитектора Растрелли в 1750–1752 гг. обнесли каменной оградой высотой в 4½ аршина. По серединам сторон ограды в стенах были устроены проезды, два фаса пересекали реку Кузминку. Снаружи к юго-восточному фасу примыкала так называемая Зверинская линия Верхних теплиц, существовавших здесь с 1722 г. По углам каменной ограды инженер Петр Островский по правилам военно-инженерной науки соорудил четыре бастиона, завершенные беседками-люстгаузами. К ним вели диагональные просеки, начинавшиеся у площадки Монбижу. Царскосельский Зверинец служил и для представительских целей. Согласно с придворным церемониалом, здесь некоторое время устраивались охоты для дипломатического корпуса и других высокопоставленных гостей. В охотничьем павильоне Монбижу, богато украшенном картинами на охотничьи сюжеты, императрица Елизавета принимала послов Франции и Австрии. Отношение к зверинцам стало изменяться с началом устройства пейзажных парков, с идеями которых плохо сочетались как охота и содержание диких зверей в неволе, так и непременное наличие глухой ограды. На их основе часто создавались новые пейзажные парки, и один из примеров тому – царскосельский Александровский парк. При Екатерине II, которая и сама была любительницей охоты, придворные охотничьи угодья вначале перенесли в окрестности Царского Села, в леса на реке Славянке, а оттуда в Гатчину. Постепенно Зверинец пришел в запустение, и только в 1799 г. император Павел I распорядился привести в порядок лесной массив, отремонтировать Монбижу, а также звериночные дороги и проспекты, но работы были приостановлены в 1801 г. Александр I в 1803 г. повелел отвести часть Зверинца для опытов созданной в Софии Школы лесоводства. В марте же 1814 г. в нем была учреждена садовая школа или «рассадник» – питомник для деревьев, понадобившихся в огромном количестве для посадок на обшиоглй территории создаваемого Александровского парка. В 1819–1823 гг. в Зверинце проложили пейзажные дороги и дорожки в дополнение к старым просекам. При этом восточный бастион, окруженный рвом, был сохранен и включен в новую ландшафтную композицию парка. Стену Зверинца и три бастиона разобрали, их места распланировали, рвы засыпали. Кирпич и камень от разборки пошли на строительство новых зданий: павильонов Белая башня, Шапель, комплекса Фермы, Звериночной линии теплиц, павильонов для лам и слонов, которые служили своеобразной маркировкой границ территории Зверинца. Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Екатерина I, императрица Екатерина II, императрица Елизавета Петровна, императрица Островский Петр Павел I, император Петр I, император Растрелли Франческо де Роозен Ян Фохт И. Адреса Александровский парк/Пушкин г.
| | | hidden Здание Алексеевского приюта | Крупное каменное здание Царскосельского детского приюта Мариинского ведомства построили в 1905 г. по проекту техника А. В. Друкера. Приют был учрежден в 1842 г., помещаясь с того времени в частном доме, и мог служить лишь для приходящих детей ... | | Крупное каменное здание Царскосельского детского приюта Мариинского ведомства построили в 1905 г. по проекту техника А. В. Друкера. Приют был учрежден в 1842 г., помещаясь с того времени в частном доме, и мог служить лишь для приходящих детей. После обретения собственного помещения приют в 1905 г. переименовали во имя Николая, Елизаветы и Ольги Адамовичей с сиротским отделением цесаревича Алексея Николаевича. Здесь призревались до 110 приходящих детей обоего пола за символическую плату 1 рубль 20 коп. в год. На пансионе содержалось 35 мальчиков бесплатно и 5 за плату 120 руб. в год. Приют в 1917 г. был закрыт, вместо него устроили детский дом, который находился здесь до 1941г. Г. В. Семенова Персоны Друкер Александр Васильевич Адреса Октябрьский бульв./Пушкин г., д. 20 Оранжерейная ул./Пушкин г., д. 49
| | | hidden Здание Царскосельского военного госпиталя (Софийский почтовый двор) | Строительство каменного Почтового двора «о четырех этажах» в г. Софии с конюшнями и сараями было осуществлено в 1784 г. по проекту Ч. Камерона. В 1805–1806 гг. его перестраивали по проекту Л. Руски, руководил работами каменных дел мастер Д. Висконти ... | | Строительство каменного Почтового двора «о четырех этажах» в г. Софии с конюшнями и сараями было осуществлено в 1784 г. по проекту Ч. Камерона. В 1805–1806 гг. его перестраивали по проекту Л. Руски, руководил работами каменных дел мастер Д. Висконти. В 1837–1840 гг. бывший Почтовый двор перестроили для нужд Царскосельского местного лазарета 2-го класса, рассчитанного на 300 больных низших чинов, 15 врачей и 88 человек обслуживающего персонала. На площади перед госпиталем разбили сквер с высокими деревьями. Внутри двора устроили пейзажный сад и хозяйственный двор с многочисленными флигелями, доходивший до Фуражной улицы. На углу с Госпитальной ул. находилась каменная часовня Святого Николая Чудотворца. Обычно в дни рождественских праздников этот госпиталь посещал Николай II, куда от его имени гофмаршальское ведомство доставляло рождественские елки и подарки для находившихся на излечении солдат и офицеров. Подарки раздавали великие княжны, приезжавшие вместе с государем. После 1917 г. здесь много лет находилась Школа младшего авиационного состава (ШМАС). Г. В. Семенова Персоны Камерон Чарлз Николай II, император Руска Луиджи (Алоизий Иванович)
| | | hidden Знаменская церковь в Царском Селе | ЗНАМЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ в Царском Селе (г. Пушкин, Садовая ул., 2-а), пам. архитектуры "аннинского барокко". Сооружена в 1734-36 (арх. М. Г. Земцов при участии И. Я. Бланка) близ Екатерининского дворца на месте сгоревшей дерев. Благовещенской ц ... | | ЗНАМЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ в Царском Селе (г. Пушкин, Садовая ул., 2-а), пам. архитектуры "аннинского барокко". Сооружена в 1734-36 (арх. М. Г. Земцов при участии И. Я. Бланка) близ Екатерининского дворца на месте сгоревшей дерев. Благовещенской ц. Однокупольная базилика с колокольней украшена по фасаду пилястрами. Отделка З. ц. завершена в 1747. В 1772-73 возведен мраморный портик (арх. В. И. Неелов), в 1865-66 переделаны купол и колокольня (арх. А. Ф. Видов), в 1898-99 пристроен имп. флигель (арх. С. А. Данини). Гл. святыней З. ц. была икона Божией Матери "Знамение" (ныне в церкви С.-Петерб. духовных школ). В 1944 храм закрыт, в 1960-62 отреставрирован (арх. М. М. Плотников), в 1991 возвращен приходу. Лит.: Мещанинов М. Ю. Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей. СПб., 2000. С. 32-40. В. В. Антонов Персоны Бланк Иван (Иоганн) Яковлевич Видов Александр Фомич Данини Сильвио Амвросиевич Земцов Михаил Григорьевич Неелов Василий Иванович Плотников Михаил Михайлович Адреса Садовая ул./Пушкин г., д. 2, лит. л. А
| | | hidden | Четыре Кавалерских дома возвели в 1752–1753 гг. по проекту С. И. Чевакинского в соответствии с повелением, данным в 1748 г. императрицей Елизаветой, о строительстве жилых домов на Садовой улице для приезжающих «господ кавалеров» ... | | Четыре Кавалерских дома возвели в 1752–1753 гг. по проекту С. И. Чевакинского в соответствии с повелением, данным в 1748 г. императрицей Елизаветой, о строительстве жилых домов на Садовой улице для приезжающих «господ кавалеров». Одноэтажные с мезонинами домики первоначально имели одинаковый вид в стиле барокко, были объединены оградами со стороны Садовой улицы и окрашены в один цвет с фасадами Екатерининского дворца. В 1784 г. И. В. Неелов расширил мезонины, превратив их в невысокий второй этаж. В 1817 г. перед домиками распланировали палисадники. Гофмаршальский дом (Садовая ул., 6) при перестройке расширили вдвое, в середине XIX в. здесь размещался Царскосельский комендант дворцовых зданий. Кабинетский дом (Садовая ул., 10) в начале XIX в. некоторое время занимала канцелярия Главноуправляющего Царским Селом, Петергофом и Гатчиной, а в середине XIX в. он был занят унтер-шталмейстерами. Штаб-лекарский дом (Садовая ул., 12) в 1817 г. приспособили по Высочайшему повелению Александра I для проживания историографа Н. М. Карамзина. Впоследствии его занимал военно-походный унтер-шталмейстер. Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Елизавета Алексеевна, императрица Карамзин Николай Михайлович Неелов Илья Васильевич Чевакинский Савва Иванович Адреса Садовая ул./Пушкин г. Садовая ул./Пушкин г., д. 6 Садовая ул./Пушкин г., д. 10 Садовая ул./Пушкин г., д. 12
| | | hidden Кагульский обелиск, памятник | г. Пушкин, Екатерининский парк, вблизи Собственного садаАрхитектор: Ринальди Антонио (1709-1794)Сооружен в 1771-1772 гг.Материалы: мрамор сибирский, серый с прожилками – обелиск ... | | г. Пушкин, Екатерининский парк, вблизи Собственного сада Архитектор: Ринальди Антонио (1709-1794) Сооружен в 1771-1772 гг. Материалы: мрамор сибирский, серый с прожилками – обелиск, постамент; мрамор тивдийский красный – ступени; гранит розовый – плинт, стилобат; бронза – доска с надписью. Надписи: на доске с северной стороны постамента: В память победы при реке Кагуле в Молдавии, июля 21 дня 1770 года, предводительством генерала графа Петра Румянцова Российское воинство числом семнадцать тысяч обратило в бегство до реки Дуная турского визиря Галил-Бея с силою полутораста тысячною Скромный иглообразный обелиск, лишенный аллегорических украшений и атрибутов, воздействует на зрителя изысканностью силуэта, масштабом и тонкой цветовой гаммой разноцветных мраморов. Он входит в серию царскосельских памятников, посвященных русско-турецкой войне 1768 -1774 гг., от которой начинается тема военной славы в отечественном монументальном искусстве. Персоны Ринальди Антонио Адреса Екатерининский парк/Пушкин г. вблизи Собственного сада вблизи Собственного сада
| | | hidden | КАЗАНСКОЕ КЛАДБИЩЕ, гор. кладбище в г. Пушкин (Гусарская ул., 1). Пл. 35 га. Существует с 1785. Названо по Казанской ц.-усыпальнице (1785-90), сооруженной над склепом фаворита имп. Екатерины II А. Д. Ланского (1758-84) ... | | КАЗАНСКОЕ КЛАДБИЩЕ, гор. кладбище в г. Пушкин (Гусарская ул., 1). Пл. 35 га. Существует с 1785. Названо по Казанской ц.-усыпальнице (1785-90), сооруженной над склепом фаворита имп. Екатерины II А. Д. Ланского (1758-84). Сохранился мавзолей, колокольня и ворота ограды. К Ю. от правосл. К. к. располагались иноверч. участки: лютеранский, магометанский, еврейский - позже объединеннные. В 1914-16 в сев.-зап. части устроено Братское воинское кладб. (не сохр.). В вост. части - братские захоронения и могилы участников Вел. Отеч. войны 1941-45. Сохранились семейный склеп светлейших князей Юрьевских (1879, Ю. Ф. Бруни), ротонда-мавзолей графов Орловых-Давыдовых (1910, А. А. Груббе). На К. к. похоронены: поэт И. Ф. Анненский, худ. П. П. Чистяков, литовский поэт Ю. Янонис (надгробие - 1963, скульп. Б. Вишняускас), литераторы О. Д. Форш, А. Р. Беляев, С. М. Алянский, Т. Г. Гнедич, Т. К. Галушко, М. П. Руденская (историк музея "Пушкинский Лицей"), кинооператор А. Н. Москвин, худ. О. Н. Гильдебранд-Арбенина. Лит.: Пирютко Ю. М. Царскосельский некрополь // Петербургские чтения-96. СПб., 1996. С. 278-280. Ю. М. Пирютко. Персоны Алянский Самуил Миронович Анненский Иннокентий Федорович Беляев Александр Романович Бруни Юлий Федорович Вишняускас Бронюс Данеляус Галушко Татьяна Константиновна Гильдебранд-Арбенина Ольга Николаевна Гнедич Татьяна Григорьевна Грубе Артур Александрович Екатерина II, императрица Ланской Александр Дмитриевич Москвин Андрей Николаевич Орловы-Давыдовы Руденская Марина Петровна Форш Ольга Дмитриевна Чистяков Павел Петрович Юрьевские, князья Янонис Юлюс Адреса Гусарская ул./Пушкин г., д. 1
| | | hidden Казармы Лейб-гвардии 2-го Стрелкового полка с церковью св. Преподобного Сергия Радонежского | В 1871 г. под постоянные квартиры Царскосельских стрелков отвели здания Софийских Провиантских магазинов, построенные в 1821–1822 гг. по проекту архитектора В. П. Стасова ... | | В 1871 г. под постоянные квартиры Царскосельских стрелков отвели здания Софийских Провиантских магазинов, построенные в 1821–1822 гг. по проекту архитектора В. П. Стасова. Для размещения стрелков старые магазины перепланировали, надстроили, а рядом с ними постепенно по мере надобности возводились новые корпуса казарм. В 1887 г. на углу Гатчинского шоссе (ныне – Красносельское) и Фуражной ул. было построено одноэтажное здание Цейхгауза с учебным залом, где через два года разместили церковь. В 1903–1904 гг. здание цейхгауза расширили по проекту арх. А. Г. Успенского пристройкой к торцу учебного зала, где устроили алтарную часть церкви с иконостасом и солеей, соорудили колокольню со шпилем и отдельным входом в храм, а над самой церковью появилась главка на высоком барабане. Работы проводились на пожертвования московского купца Н. А. Протопопова. Внутри стены были богато отделаны и расписаны в характере русских церквей XVI века, фрески исполнены художником С. В. Чехониным. 19 ноября 1904 г. церковь освятили во имя Святого Преподобного Сергия Радонежского в присутствии Николая II и шефа батальона великого князя Сергея Александровича. Как и прежде, храм соединялся с учебным залом, что позволяло вместить во время богослужений большое число людей. В годы Первой мировой войны в церковном склепе были похоронены многие офицеры полка, погибшие на полях сражений. От обширного комплекса казарм лейб-гвардии 2-го Стрелкового Царскосельского полка до настоящего времени сохранились солдатские казармы (бывшие Провиантские магазины, ныне – Красносельское шоссе, 1, 3), здание Офицерских казарм и собрания, (Красносельское шоссе, 7), а также Цейхгауз с учебным залом и полковой церковью Св. Прп. Сергия Радонежского (Фуражный пер. 4). Г. В. Семенова Персоны Николай II, император Стасов Василий Петрович Успенский Александр Глебович Чехонин Сергей Васильевич
| | | hidden Казармы Лейб-гвардии 3-го Стрелкового Его Императорского Величества полка | Архитектурный ансамбль казарм лейб-гвардии 3-го Стрелкового Его Императорского Величества полка построен в 1914–1916 гг. по проекту архитектора В. А. Покровского ... | | Архитектурный ансамбль казарм лейб-гвардии 3-го Стрелкового Его Императорского Величества полка построен в 1914–1916 гг. по проекту архитектора В. А. Покровского. Это один из самых значительных гвардейских комплексов Царского Села, привлекающий внимание своими крепостными башнями и древнерусским обликом. В планировочной композиции и архитектурном решении фасадов использованы элементы древнерусской архитектуры XVII в., главным образом, ростовского Митрополичьего двора. В состав комплекса входят два десятка сохранившихся до настоящего времени кирпичных неоштукатуренных зданий, обнесенных стенами с башнями, воротами и часовней. В архитектурной отделке фасадов использован арсенал разнообразных мотивов древнерусского зодчества: живописное объемно-пространственное решение, шатровые башни с окнами-бойницами, варницами и машикулями, массивные печные дымоходы, крыльца-гульбища, сочетание открытой кирпичной кладки с оштукатуренными деталями, аркатурные пояса, фигурные колончатые наличники, многолопастные перемычки оконных проемов с гирьками, тяги-валики, сандрики-бровки, бегунец, ширинки. Состав и назначение зданий характеризуют разные стороны жизнедеятельности императорских стрелков. Лейб-гвардии 3-й Стрелковый Е. И. В. полк, в начале Первой мировой войны отправленный на западный фронт, никогда не занимал построенных для него казарм. В 1916 г. в них временно разместили лейб-гвардии Стрелковый Артиллерийский дивизион, для которого предполагалось построить казармы по соседству, на городском выгоне рядом с Казанским кладбищем. После 1917 г. здания занимали артиллерийские и танковые формирования Красной армии. В настоящее время здесь находится филиал Военного инженерного космического университета. Г. В. Семенова Персоны Покровский Владимир Александрович
| | | hidden Казармы лейб–гвардии 4-го Стрелкового Императорской фамилии полка | Территория казарм занимает целый квартал, выходящий на Парковую улицу против Екатерининского парка и Адмиралтейства, и ограниченный Кадетским бульваром, улицами Красной Звезды и Огородной. Находящиеся здесь здания в период 1864–1917 гг ... | | Территория казарм занимает целый квартал, выходящий на Парковую улицу против Екатерининского парка и Адмиралтейства, и ограниченный Кадетским бульваром, улицами Красной Звезды и Огородной. Находящиеся здесь здания в период 1864–1917 гг. занимал лейб-гвардии 4-й Стрелковый Императорской фамилии полк (до 1910 г. – батальон). Солдатские казармы этого полка находились в двух крупных корпусах, построенных как жилые дома в 1783–1785 гг. по «образцовой модели большого дома» арх. Ч. Камерона для г. Софии, облик которых узнаваем в доныне сохранившихся фасадах. Один из них предназначался для генерала А. Д. Ланского и был построен Д. Кваренги по переработанному образцовому проекту Ч. Камерона. После смерти Ланского в 1784 г. его домовладение было выкуплено у наследников Екатериной II и получило известность как «Софийский дом» цесаревича или Константиновский дворец, поскольку в 1794 – 1817 гг. владельцем части дома (вначале в 6, затем в 9 окон со стороны парка ) был великий князь Константин Павлович. Флигель семейных нижних чинов 4-го Стрелкового полка был построен в 1790-е гг. как службы Константиновского дворца. Остальную часть здания занимали Царскосельское правление, Лесной институт и Инженерный департамент военного ведомства. Среди хозяев второго дома на рубеже XVIII и XIX вв. были шотландский каменотес Лаврентий Ститман, софийский купец Кирила Ломакин, коллежский асессор и кавалер Платон Соколов, затем – гжатский купец Емельян Чеблоков, софийский купец Афанасий Евсевьев, английский купец Егор Ено. В 1813–1819 гг. оба здания приспособили по проекту архитектора В. П. Стасова для Благородного Лицейского пансиона. В 1824–1829 гг. отдельно стоящие дома пансиона, которые разделяла Адмиралтейская улица, еще раз перестроили по проекту В. П. Стасова и соединили при помощи одноэтажной галереи. В 1831 г. здесь разместили Александровский кадетский корпус для малолетних. В облике здания впоследствии изменился лишь соединительный корпус, который по проекту архитектора В. В. Кокорева был надстроен в 1838–1841 гг. вторым этажом. В 1859–1863 гг. здесь временно размещалась Офицерская Стрелковая школа, а после нее – солдатские казармы лейб-гвардии 4-го Стрелкового Императорской фамилии батальона. В 1910-е гг. к казармам императорских стрелков, развернутых в полк и увеличивших численность до четырехбатальонного состава, присоединили соседний участок со зданиями 5-го и 6-го эскадронов лейб-гвардии Гусарского Е. И. В. полка (1850–1857, 1880-е, перестроены для солдат-стрелков в 1910-е гг.) и возвели новые. Манежный переулок, разделявший казарменные комплексы, был при этом уничтожен. Под казармы стрелков приспособили служебные эскадронные флигели Гусарского полка, также в большей части возведенные в 1850–1857 гг.: казармы запасного 7-го эскадрона, казармы и кухни команды трубачей, школа солдатских детей, флигель семейных чинов, кладовые. Уличные фасады конюшни и конского лазарета Гусарского полка, в 1910-е гг. перестроенные арх. В. И. Яковлевым для нужд 4-го Стрелкового полка, были оформлены многоколонными портиками в духе архитектуры неоклассицизма. Формами неоклассицизма и крупными габаритами выделяются фасады Офицерского собрания с квартирами для офицеров 4-го Стрелкового полка (1913–1914 гг., арх. В. И. Яковлев). Также были построены Батальонный корпус (1912–1914 гг.) по Кадетскому бульвару и Солдатская школа (1911–1915 гг.) в глубине казарменного комплекса В. И. Яковлевым совместно с арх. Е. О. Константиновичем. После 1917 г. здесь размещались формирования Красной армии, с 1948 г. – Высшее военно-морское инженерное училище им. В. И. Ленина Ленинградской Военно-Морской базы, в 1999 г. реорганизованное в Военно-морской инженерный институт. Г. В. Семенова Персоны Екатерина II, императрица Камерон Чарлз Кваренги (Гваренги) Джакомо Кокорев Василий Васильевич Константин Павлович, вел. кн. Константинович Евстафий Иосифович Ланской Александр Дмитриевич Стасов Василий Петрович Яковлев Всеволод Иванович Адреса Кадетский бульв./Пушкин г. Красной Звезды ул./Пушкин г. Огородная ул./Пушкин г. Парковая ул./Пушкин г.
| | | hidden Казармы Собственного Его Императорского Величества Конвоя | Императорский Конвой во время эпизодического пребывания в Царском Селе на протяжении XIX в. занимал гусарские или кирасирские казармы. Первые постоянные деревянные казармы Собственного Его Величества Конвоя соорудили в 1895 г ... | | Императорский Конвой во время эпизодического пребывания в Царском Селе на протяжении XIX в. занимал гусарские или кирасирские казармы. Первые постоянные деревянные казармы Собственного Его Величества Конвоя соорудили в 1895 г. в Александровском парке в связи с устройством постоянной резиденции императора Николая II в Александровском дворце. 28 сентября 1895 г. в присутствии государя состоялось их освящение. Каждая из 3-х сотен была устроена с максимальным удобством: в отдельных казармах, с отдельными кухнями и конюшней, с электрическим освещением. Общей для всех сотен были пекарня, кузница и баня. К столетию «Государевой стражи», которое отмечали в 1911 гг., для нужд Собственного Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка было приурочено строительство Федоровского Государева собора (1909, арх. А. Н. Померанцев, 1910–1912 гг., арх. В.А. Покровский) и Офицерского собрания (1910–1911 гг., арх. В. А. Покровский). После этого для конвойцев было решено построить и новые казармы. Торжественная закладка казарм по проекту арх. В. Н. Максимова состоялась 25 июня 1914 г. в присутствии государя на месте одного из старых деревянных зданий. За три года выполнили основной объем работ, но строительство, окончание которого предполагалось в 1917 г., не было вполне завершено. Однако сами казармы были пригодны для обитания, а поскольку часть конвойцев находилась в Ставке и на фронте, то свободные помещения использовались под лазарет для раненых. Здание казарм было многофункциональным, с двумя замкнутыми внутренними дворами. Архитектор предусмотрел здесь все, что было необходимо для размещения конвойцев: жилые казармы, конюшни, административные, учебные, гимнастические, складские помещения. Сотни между собой разделялись пятью арочными проездами, живописными ярусными крыльцами. С 1920-х гг. до настоящего времени казармы Собственного Конвоя занимает Аграрный университет. В 1954–1957 гг. под руководством архитектора Л. Я. Ротинова провели послевоенный восстановительный ремонт, облик здания при этом был несколько упрощен. Большой сотенный двор был раскрыт в сторону парка и по проекту архитектора Н. Е. Закамской оформлен газонами и клумбами пейзажной планировки. Небольшой дворик в северной части здания сохранил первоначальную ограду с воротами. Здание, вытянутое параллельно фасу восточного бастиона Зверинца, удачно включено в ландшафтную композицию Александровского парка. Выразительность силуэту придают пирамидальные башни, которые завершены наподобие древних крепостей коническими и гранеными шатрами со значками-флюгерами с изображением Георгия Победоносца и воина с луком. Фасады стилизованы в формах древнерусского зодчества и ничем не напоминают обычные казарменные постройки. Особенно выделяется северный корпус с богатыми хоромными наличниками и открытой арочной галереей подъезда на приземистых бочкообразных пилонах. В рисунке арок заметно влияние модерна. Г. В. Семенова Персоны Максимов Владимир Николаевич Николай II, император Покровский Владимир Александрович Померанцев Александр Никанорович
| | | hidden Камеронова галерея (ансамбль Екатерининского дворца) | Камеронова галерея, названная в честь своего строителя, с изящной колоннадой из каннелированных колонн ионического ордера и эффектной террасой с дугообразными спусками в парк является частью архитектурного замысла «Терм Камерона» ... | | Камеронова галерея, названная в честь своего строителя, с изящной колоннадой из каннелированных колонн ионического ордера и эффектной террасой с дугообразными спусками в парк является частью архитектурного замысла «Терм Камерона». Строительство было начато в 1783 и закончено в 1787 гг. В соответствии с проектом Камерона, здание украшали три бронзовые изваяния работы скульптора Ф. Г. Гордеева и литейного мастера В. Б. Можалова. На пилонах спуска были поставлены колоссальные скульптуры Геркулеса Фарнезского и Флоры Фарнезской. В гроте же под лестницей находилась фигура спящей Ариадны (или Клеопатры, как считали ранее). Массивный нижний этаж здания использовался для проживания фрейлин, собственно галерея во втором этаже предназначалась для прогулок Екатерины II и обозрения ландшафтных видов. Представляя ее как переднюю или вестибюль, ведущий из царских апартаментов в парк (или наоборот – из парка во дворец), императрица распорядилась украсить колоннаду бюстами героев античного мира, римских императоров и некоторых современников. Во время прогулок она часто показывала свою портретную галерею гостям. Г. В. Семенова Персоны Екатерина II, императрица Камерон Чарлз Можалов В. Б. Адреса Садовая ул./Пушкин г., д. 7 к юго-востоку от Зубовского корпуса Екатерининского дворца
| | | hidden Катальная горка с павильоном | Катальная гора с двумя скатами (не сохранилась) была возведена в 1754–1756 гг. по проекту Ф.-Б. Растрелли. Третий деревянный форс или скат в 1765г. пристроил В. И. Неелов. Конструктивное решение принадлежало известному изобретателю и ученому А. К ... | Катальная гора с двумя скатами (не сохранилась) была возведена в 1754–1756 гг. по проекту Ф.-Б. Растрелли. Третий деревянный форс или скат в 1765г. пристроил В. И. Неелов. Конструктивное решение принадлежало известному изобретателю и ученому А. К. Нартову, сподвижнику Петра I. Катальная гора находилась между Рамповой аллеей и берегом Большого пруда и принадлежала к числу «увеселительных» парковых сооружений. Для «увеселения» использовалась русская народная забава – катание с гор, но здесь вместо саней скатывались на колясках по «форсам» — металлическим рельсам, проложенным по склону на остров Большого пруда. По образцу царскосельской была устроена впоследствии Катальная гора для Екатерины II в Ораниенбауме, от нее доныне сохранился нарядный павильон А. Ринальди. В ХХ в. Катальные горы русских парков возродились в устройстве аттракциона «американские горы». В 1792–1795 гг. разобрана. На месте павильона Катальной горы в 1809 г. Л. Руска соорудил ныне существующую Гранитную террасу. Г. В. Семенова Персоны Екатерина II, императрица Нартов Андрей Константинович Неелов Василий Иванович Растрелли Франческо де Ринальди Антонио Руска Луиджи (Алоизий Иванович)
| | | hidden Кирасирский л.-гв. Его вел. полк | КИРАСИРСКИЙ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА ЛЕЙБ-ГВАРДИИ ПОЛК, кав. полк гвардии, сформирован в 1702 как Драгунский князя Григория Волконского полк, с 1708 Ярославский драгунский ... | | КИРАСИРСКИЙ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА ЛЕЙБ-ГВАРДИИ ПОЛК, кав. полк гвардии, сформирован в 1702 как Драгунский князя Григория Волконского полк, с 1708 Ярославский драгунский, с 1733 кирасирский Бевернский полк (в честь герцога Антона Ульриха Беверн-Брауншвейгского), с 1738 Брауншвейгский кирасирский, с 1761 Лейб-Кирасирский Е. И. В. полк (шеф - имп. Петр III), С 1762 Кирасирский Наследника полк (шеф - вел. князь Павел Петрович), с 1796 Лейб-Кирасирский Его Величества полк (шеф - имп. Павел I). В 1813 причислен к гвардии, получил права Старой гвардии и наименование Л.-гв. Кирасирский. В 1831 объединен с л.-гв. Подольским кирасирским полком и наименован л.-гв. Кирасирским Его Величества полком. Участвовал в войнах со Швецией 1700-21, 1741-43, 1788-90, Прутском походе 1711, Семилетней войне 1756-63, рус.-тур. войне 1768-74, войнах с Францией 1805, 1806-07, 1812-14, в подавлении Польского восстания 1830-31. С 1831 дислоцировался в Царском Селе (отсюда бытовое назв. "царскосельские кирасиры"). В отличие от Кирасирского Ее Величества лейб-гвардии полка ("синих кирасир"), этот полк называли "желтыми кирасирами" (по цвету приборного сукна). Казармы полка находились в квартале, ограниченном Стесселевской (ныне Красной звезды), Огородной, Артиллерийской улицами и Кадетским бул. Полковой храм - ц. Св. мученика Иулиана Тарсийского (Кадетский бул., 7; 1896-99, арх. В. Н. Курицын, С. А. Данини). Во время 1-й мир. войны полк в составе 1-й гв. кав. дивизии отправлен на Сев.-Зап. фронт. В нач. 1918 расформирован. Лит.: Туган-Мирза-Барановский А. А. История Лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка. СПб., 1872. А. Н. Лукирский. Персоны Волконский Григорий Петрович, князь Данини Сильвио Амвросиевич Курицын Владимир Николаевич Павел I, император Петр III, император Адреса Артиллерийская ул./Пушкин г. Кадетский бульв./Пушкин г. Кадетский бульв./Пушкин г., д. 7 Красной Звезды ул./Пушкин г. Огородная ул./Пушкин г.
| | | hidden | КИТАЙСКАЯ ДЕРЕВНЯ (г. Пушкин), пам. архитектуры, часть дворцово-паркового ансамбля Царское Село, отделена Подкапризной дорогой от Екатерининского парка. Построена в 1782-98 (арх. А. Ринальди, Ч ... | | КИТАЙСКАЯ ДЕРЕВНЯ (г. Пушкин), пам. архитектуры, часть дворцово-паркового ансамбля Царское Село, отделена Подкапризной дорогой от Екатерининского парка. Построена в 1782-98 (арх. А. Ринальди, Ч. Камерон), включает 12 одноэтажных домиков в китайском стиле, предназначавшихся для проживания придворных. Композиц. центром К. д. должна была стать 8-гранная 2-ярусная пагода, к-рая, однако, не была построена. К. д. перестраивалась в 1817-22 (арх. В. П. Стасов) и в 1859-61 (арх. И. А. Монигетти). В одном стиле с К. д. были сооружены беседка Большого каприза, Скрипучая беседка (1778-82, арх. Ю. М. Фельтен), ряд мостов и Китайский театр в Александровском парке. Комплекс К. д. сильно пострадал во время Вел. Отеч. войны 1941-45. В 1990-х гг. проведена реставрация, домики переоборудованы в элитную гостиницу; на основе проектных материалов построена пагода. Лит. см. при ст. Царское Село. А. А. Алексеев. Персоны Камерон Чарлз Монигетти Ипполит Антонович Ринальди Антонио Стасов Василий Петрович Фельтен Юрий (Георг Фридрих) Матвеевич
| | | hidden Китайский театр (ансамбль Александровского парка) | Китайский театр или Оперный дом был построен архитекторами А. Ринальди и И. В. Нееловым в 1778–1779 гг. в западном боскете Нового сада на месте воздушного амфитеатра с дерновыми скамьями ... | | Китайский театр или Оперный дом был построен архитекторами А. Ринальди и И. В. Нееловым в 1778–1779 гг. в западном боскете Нового сада на месте воздушного амфитеатра с дерновыми скамьями. Здание это вмещало более 350 зрителей, в нем давались разные представления, немецкие и французские пьесы, буф-оперы. Назовем, к примеру, спектакль в честь графа Фалькенштейна в 1780 г., затем оперу «Севильский цирюльник» в 1830 г., комедию «Плоды просвещения» графа Льва Толстого в 1892 г. 9 мая 1902 г. в честь президента Франции Лубе был дан спектакль (вторые акты балетов «Конек–Горбунок» и «Лебединое озеро») в постановке балетмейстера А. А. Горского, декорациях художников К. А. Коровина и А. Я. Головина. Присутствовавшие президент и члены французской делегации с восторгом отзывались об этом представлении. В 1909 г. здесь состоялась любительская постановка трагедии Шиллера «Мессинская невеста» в переводе поэта К. Р. – великого князя Константина Константиновича с его же участием и в Высочайшем присутствии. Постройка разрушена во время войны и до сих пор находится в руинах, скрывающихся за густо разросшимися деревьями. Г. В. Семенова Персоны Головин Александр Яковлевич Константин Константинович, вел. кн. Неелов Илья Васильевич Ринальди Антонио
| | | hidden Колонистский пруд в Отдельном парке | Колонистский пруд ведет свое начало от двух искусственных водоемов прямоугольной формы, которые выкопали в 1804 г. на Павловском водоводе. Между ними проходила старая трасса Московской дороги ... | | Колонистский пруд ведет свое начало от двух искусственных водоемов прямоугольной формы, которые выкопали в 1804 г. на Павловском водоводе. Между ними проходила старая трасса Московской дороги. Впоследствии, когда въезд в Царское Село перенесли к колонии Фриденталь, перемычку между прудами и старый участок Московской дороги ликвидировали. Работы производились в 1824–1825 гг. под руководством архитектора А. А. Менеласа. Пруды соединили в один большой пруд, в очертаниях центральной части которого, однако, до сих пор угадывается форма и размеры прежних водоемов. Из него трубой провели воду в колонию Фриденталь, откуда и произошло название пруда. Колонистский пруд впоследствии стал важной частью композиции Отдельного парка, созданного в 1839–1849 гг. по его сторонам садовыми мастерами Ф. Ф. Ляминым и И. Ф. Пипером. Г. В. Семенова Персоны Лямин Ф. Ф. Менелас Адам Адамович Пипер И. Ф.
| | | hidden Концертный зал «на острову» Большого пруда | Первый в Царскосельском саду увеселительный парковый павильон Люстгауз в виде восьмиугольной брусчатой деревянной галереи соорудил в 1723 г. архитектор И. К. Ферстер именно здесь, на искусственном островке Большого пруда ... | | Первый в Царскосельском саду увеселительный парковый павильон Люстгауз в виде восьмиугольной брусчатой деревянной галереи соорудил в 1723 г. архитектор И. К. Ферстер именно здесь, на искусственном островке Большого пруда. На месте Люстгауза в 1746–1748 гг. арх. С.И. Чевакинский построил новый павильон «Зал на острову», прямоугольный в плане, с богатой барочной отделкой внутри и снаружи, которая впоследствии неоднократно изменялась. Здесь работали Ф.-Б. Растрелли с лепными мастерами Д.–Б. Джани и Г.–Ф. Партир. Затем Д. Кваренги привнес в облик павильона классицистические черты совместно с живописцами-декораторами Ф. Даниловым и А. делла Джакома. «Зал на острову» предназначался для концертов и приемов. Иногда здесь со времен Екатерины II играл духовой оркестр, который императрица любила слушать, находясь в Гроте. На остров переправлялись или с помощью парома, для чего служили две паромные пристани, или на лодках. И в настоящее время летом в этом павильоне проводятся концерты, на которые публику переправляют на пароме. Г. В. Семенова Персоны Джакома А. делла Екатерина II, императрица Кваренги (Гваренги) Джакомо Партир Г.-Ф. Растрелли Франческо де Ферстер И. К. Чевакинский Савва Иванович
| | | hidden Красный (Турецкий) каскад (ансамбль Екатерининского парка) | Приметой каскада служат две круглые суживающиеся кверху готические башенки с фасадами из красного кирпича. Стрельчатые арки, узкие щели-бойницы, зубчатые парапеты придают каскаду вид крепостного сооружения ... | | Приметой каскада служат две круглые суживающиеся кверху готические башенки с фасадами из красного кирпича. Стрельчатые арки, узкие щели-бойницы, зубчатые парапеты придают каскаду вид крепостного сооружения, чем объясняется второе название в память одержанных побед в русско-турецкой войне. Каскад соорудили в 1770-е гг. по проекту инженера и архитектора И. К. Герарда в числе трех плотинок, которые не позволяли воде слишком быстро стекать по склону рельефа. Выше по течению протоки из Верхних прудов в Лебединые, на Рамповой аллее устроили Пудостский мост или «зубчатую плотинку», еще выше – «Мшистый утес» из туфа и известняка или «Горку из дикого камня». Живописность архитектурно-декоративного оформления и «серебристый водоскат» из кристально чистой таицкой воды, ниспадавшей по ступеням плотинки, делали Красный каскад одним из самых выразительных парковых сооружений. Г. В. Семенова Персоны Герард Иван (Иоганн Конрад) Кондратьевич Адреса у Рамповой аллеи
| | | hidden Крымская (Сибирская) колонна, памятник | г. Пушкин, Парковая ул., 64/68Художник: Козлов Гавриил Игнатьевич (1738-1791)Открыт в июле 1777 г.1785 г. – установка скульптурного навершияМатериалы: мрамор горношитский светло-серый ... | | г. Пушкин, Парковая ул., 64/68 Художник: Козлов Гавриил Игнатьевич (1738-1791) Открыт в июле 1777 г. 1785 г. – установка скульптурного навершия Материалы: мрамор горношитский светло-серый, полированный — колонна; гранит серый — основание; бронза — скульптурное навершие. Крымская (Сибирская) колонна является памятником присоединения Крыма к России по условиям Кючук-Кайнарджийского мирного договора в войне России с Турцией 1768—1774 гг. Сооружение колонны связано со строительством комплекса запасного двора и кордегардий по проекту архитектора В.И. Неелова на территории за пределами Екатерининского парка. На площади перед зданиями кордегардий по желанию Екатерины II решено установить мраморную колонну. Монолит для колонны привезен из Екатеринбурга. По месту добычи мрамора колонну первоначально называли «Сибирской». Окончательная отделка колонны произведена в мастерских конторы строения Исаакиевской церкви. В марте 1777 г. колонна привезена в Царское Село, в июле установлена на постамент. Долгое время колонна оставалась без скульптурного навершия. После юридического оформления акта присоединения Крыма к России в 1783 г. художник Г.И. Козлов получает заказ на создание декоративно-символической композиции «Трофеи». Композиция, состоящая из турецких знамен, бунчуков, оружия, отлита на Петербургской бронзовой казенной фабрике. 22 октября 1785 г. композиция установлена на колонну. За колонной прочно утвердилось название “Крымская”. Первоначальное архитектурное окружение памятника полностью утрачено. Общая высота памятника — 16,57 м, высота колонны — 10,55 м, высота бронзовой композиции — 2,55 м. Персоны Екатерина II, императрица Козлов Гавриил Игнатьевич Неелов Василий Иванович Адреса Парковая ул./Пушкин г., д. 64/68
| | | hidden Кузминские (Египетские) ворота | Кузминские ворота (историческое название) ярко воплощают египетскую тему, во второй половине XX века послужившую поводом для второго имени. Древнеегипетские сюжеты скульптурной пластики в чугунной облицовке фасадов удачно сочетаются с ... | | Кузминские ворота (историческое название) ярко воплощают египетскую тему, во второй половине XX века послужившую поводом для второго имени. Древнеегипетские сюжеты скульптурной пластики в чугунной облицовке фасадов удачно сочетаются с пирамидообразной формой каменных трехэтажных пилонов — караулок. В орнаментах фасадов изображены египетские иероглифы и жанровые сцены из жизни древних египтян, характерные для египетского искусства мотивы цветка и стебля лотоса, змеи, скарабеев, сфинксов, герм. В проекте А. А. Менеласа 1826 г. ворота предназначались для установки в Александровском парке у выезда на Царскосельский бульвар. По повелению Николая I, «во уважение того, что Кузьминское шоссе есть большая дорога», в 1827 г. ворота начали строить на въезде в город. Художник Василий Додонов нарисовал иероглифы, их гипсовые модели создал скульптор В. И. Демут-Малиновский. Облицовку изготовили на Санкт-Петербургском Александровском чугунолитейном заводе. В 1830-е гг. Кузминские ворота стали нулевой точкой отсчета верст на дороге из Царского Села в Петербург. Г. В. Семенова Персоны Демут-Малиновский Василий Иванович Додонов Василий Менелас Адам Адамович Николай I, император Адреса Александровский парк/Пушкин г. Октябрьский бульв./Пушкин г.
| | | hidden | Название кладбища происходит от деревни Кузминой (название исторически писалось без мягкого знака). Основанная в 1714 г. крестьянами-переведенцами из дворцовых сел Московской, Ярославской, Вологодской и Костромской губерний ... | | Название кладбища происходит от деревни Кузминой (название исторически писалось без мягкого знака). Основанная в 1714 г. крестьянами-переведенцами из дворцовых сел Московской, Ярославской, Вологодской и Костромской губерний, деревня впоследствии разрослась в богатое многонаселенное село Большое Кузьмино. Трудами его жителей в Царском Селе создавалась императорская резиденция. Надо полагать, что на этом погосте упокоились кузьминский крестьянин Лукоянов, изготавливавший изразцы для царскосельского дворца Екатерины I, дворцовые подрядчики-домовладельцы Царского Села, кузьминские крестьяне Беломоины и Малышевы, наперстница императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II кузьминская крестьянка Татьяна Иванова, а также безвестная кузьминская крестьянка, портреты которой по императорскому повелению писали придворные живописцы. На кладбище слободы Кузминой в 1747 г. перенесли деревянную Успенскую церковь с закрытого кладбища в самой дворцовой слободе Села Царского, освященную здесь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Более ранних сведений о кладбище и церкви не имеется, однако наименование деревни слободой уже в конце 1710-х гг. может свидетельствовать об их наличии. В 1783–1785 гг. по проекту Д. Кваренги взамен деревянной кладбищенской церкви был построен каменный Благовещенский храм с итальянским обликом дивной красоты, где долгое время хранилась Казанская икона Божией Матери, явленная на источнике под горой кузьминской крестьянке Марфе Екимовой. Кузьминское кладбище наравне с аристократическим Казанским служило местом упокоения многих известных царскоселов. Здесь в 1782(9?) похоронили основателя династии Царскосельских архитекторов В. И. Неелова (надгробие восстановлено в 1957 г.), места же захоронения его семьи и сыновей И. В. Неелова и П. В. Неелова утрачены, как и семейное захоронение архитекторов Кокоревых, могила известного издателя П. П. Сойкина и многих других. В 1941–1944 гг. село Большое Кузьмино и Благовещенская церковь, оказавшиеся на переднем крае обороны Ленинграда, были уничтожены. Под кладбищенскими деревьями и стенами храма укрывались и умирали солдаты – защитники блокадного города. В настоящее время об их подвиге напоминает памятник «Зеленого пояса славы», «Ополченцы», два мемориальных орудия которого находятся перед входом на кладбище. Г. В. Семенова Персоны Беломоины Иванова Татьяна Кваренги (Гваренги) Джакомо Кокоревы Лукоянов Малышевы Неелов Василий Иванович Неелов Илья Васильевич Сойкин Петр Петрович
| | | hidden Лейб-гвардии Гусарскому Его Величества полку, памятный знак | Открыт в июне 2003 г. Установлен в соответствии с программой Министерства обороны РФ «Санкт-Петербург – военно-научный и военно-промышленный центр страны» при поддержке администрации Санкт-Петербурга ... | | Открыт в июне 2003 г. Установлен в соответствии с программой Министерства обороны РФ «Санкт-Петербург – военно-научный и военно-промышленный центр страны» при поддержке администрации Санкт-Петербурга. В рамках этой программы в Северной Столице, а впоследствии и по всей России в местах расквартирования войск намечена установка памятных архитектурных знаков, отображающих историю гвардейских полков Российской империи. Проект знака разработан в архитектурной мастерской «Дарси». Его гранитные блоки изготовлены и смонтированы силами и на средства компании «Балтийский строительный камень», входящей в состав БСК. Авторский коллектив проекта составляет тандем известных городских архитекторов архитектурной мастерской «ДАРСИ» и военных специалистов архитектуры из Санкт-Петербургского военного инженерно-технического университета. Руководитель проекта скульптор В.Н. Филиппов, главный архитектор В.В. Смолин, архитектор В.Н. Головкин. Военную составляющую творческой группы представлял начальник кафедры ВИТУ, кандидат архитектуры полковник Е.Е. Лаврушин и профессор кафедры архитектуры, доктор архитектуры В.И. Мухин. Лит: Библиография Горшкова Т. Доблестным гусарам посвящается // Царскосельская газ. - 2003. - 20 июня; Освящен первый памятный знак // Планета БСК. - 2003. - № 23; "Росар" - "Дарси" - союз искусств // Петербургский строительный рынок. - 2004. - 18 янв. (№ 12); Щагина С. Казармы, парки и дворцы... // Веч. Петербург. – 2007. – 23 марта; Васильев В. История на карте города: поедем в Царское Село… // Царскосельская газета. - 2003. – 6 июня Персоны Головкин В. Н. Смолин В. В. Филиппов В. Н. Адреса Софийская пл./Пушкин г., д. 1 у Софийского собора
| | | hidden | ЛИЦЕЙ (Царскосельский, с 1843 Александровский), высш. привилегированное уч. заведение для подготовки гос. чиновников. Осн. в 1810, открыт 19.10.1811 во флигеле Екатерининского дворца (арх. В. П. Стасов). Принимались мальчики-дворяне 10-12 лет ... | | Наименования альтернатиные Александровский лицей Царскосельский лицей ЛИЦЕЙ (Царскосельский, с 1843 Александровский), высш. привилегированное уч. заведение для подготовки гос. чиновников. Осн. в 1810, открыт 19.10.1811 во флигеле Екатерининского дворца (арх. В. П. Стасов). Принимались мальчики-дворяне 10-12 лет. Подчинялся Мин-ву нар. просвещения, с 1822 - Воен. ведомству, с 1843 - Ведомству учреждений имп. Марии. 1.1.1844 переведен в СПб., в здание быв. Александринского сиротского дома (Каменноостровский просп., 21; 1832-34, арх. Л. И. Шарлемань). Курс обучения 6 лет; мл. классы - по программам ср. уч. заведений, старшие - ун-та. В 1814-29 при лицее существовал Благородный пансион, с 1882 - приготовит. класс. Среди преподавателей - В. Ф. Малиновский, Е. А. Энгельгардт, А. П. Куницын, Н. Ф. Кошанский, А. И. Галич. В уч. плане преобладали гуманитарные предметы, особенно юрид.; уделялось значит. внимание физ. воспитанию, музыке, рисованию; воен. обучение давало окончившим Л. права выпускников Пажеского корпуса. В 1-м выпуске Л. (1817) - А. С. Пушкин, А. М. Горчаков, К. К. Данзас, А. А. Дельвиг, М. А. Корф, В. К. Кюхельбекер, Ф. Ф. Матюшкин, И. И. Пущин и др. За 107 лет состоялось 74 выпуска (ок. 2 тыс. чел.). В числе окончивших видные гос. и обществ. деятели, ученые, писатели - М. В. Петрашевский, К. С. Веселовский, А. В. Головин, Н. Я. Данилевский, К. К. Грот. Я. К. Грот, А. Б. Лобанов-Ростовский, Л. А. Мей, М. Х. Рейтерн, М. Е. Салтыков-Щедрин, Д. А. Толстой, М. Л. Яковлев и др. В 1840-х гг. в лицее создан Пушкинский музей, в 1879 - Пушкинская б-ка, в 1899 - Пушкинское лицейское об-во; существовала Лицейская б-ка (из соч. воспитанников). Лицей закрыт в 1917 постановлением Врем. пр-ва. В 1925 группа выпускников Л. осуждена по сфабрикованному обвинению (см. "Лицеистов дело"). Ныне в здании Л. - Александровский проф. лицей (нач. и ср. проф. образование). Лит.: Егоров А. Д. Императорский Александровский (бывш. Царскосельский) лицей: В 3 ч. Иваново, 1995; Руденская С. Д. Царскосельский - Александровский лицей, 1811-1817. СПб., 1999; Павлова С. В. Императорский Александровский (бывш. Царскосельский) лицей. СПб., 2002. А. П. Купайгородская. Персоны Веселовский Константин Степанович Галич Александр Иванович Головнин Александр Васильевич Горчаков Александр Михайлович, князь Грот Константин Карлович Грот Яков Карлович Данзас Константин Карлович Данилевский Николай Яковлевич Дельвиг Антон Антонович Корф Модест Андреевич, граф Кошанский Николай Федорович Куницын Александр Петрович Кюхельбекер Вильгельм Карлович Лобанов-Ростовский Алексей Борисович, князь Малиновский Василий Федорович Матюшкин Федор Федорович Мей Лев Александрович Петрашевский (Буташевич-Петрашевский) Михаил Васильевич Пушкин Александр Сергеевич Пущин Иван Иванович Рейтерн Михаил Христофорович Салтыков-Щедрин (наст. фам. Салтыков) Михаил Евграфович Стасов Василий Петрович Толстой Дмитрий Андреевич, граф Шарлемань Людовик Иосифович Энгельгардт Егор Антонович Яковлев Михаил Лукьянович Адреса Каменноостровский пр./Санкт-Петербург, д. 21 Садовая ул./Пушкин г., д. 2
| | | | |