| -
hidden Памятники истории и культуры | Памятники истории и культуры hidden «Любезным моим сослуживцам», памятник | Адрес: г. Пушкин, Садовая улица, в северо-восточной части Екатерининского паркаАрхитекторы: Стасов Василий Петрович (1769-1848) Менелас Адам (1748-1833)Открыты: 17 августа 1817 г ... | Адрес: г. Пушкин, Садовая улица, в северо-восточной части Екатерининского парка Архитекторы: Стасов Василий Петрович (1769-1848) Менелас Адам (1748-1833) Открыты: 17 августа 1817 г. Материалы: чугун – колонны и аттик ворот, звенья решетки;гранит – цоколь; бронза золоченая – литеры надписей. Надписи: на аттике со стороны Садовой улицы: ЛЮБЕЗНЫМ МОИМ СОСЛУЖИВЦАМ на аттике со стороны парка текст на французском языке: A MES CHERS COMPANGONS D ? ARMES Ворота установлены по повелению Александра I как дань признательности военачальникам и советникам императора, принимавшим участие в Отечественной войне и 1812 года и военной кампании 1813-1814 гг., приведшей к освобождению Европы от Наполеона. Портик из двух рядов дорических колонн, поддерживающих массивный антаблемент, имеет композиционное сходство с позднейшей работой В. П. Стасова – Московскими триумфальными воротами. Рисунок ограды с прутьями-копьями и накладными щитами, масками и мечами разработал архитектор А. Менелас. Персоны Александр I, император Менелас Адам Адамович Стасов Василий Петрович Адреса в северо-восточной части Екатерининского парка
| | | hidden Малый каприз (ансамбль Екатерининского парка) | Малый каприз, как и Большой каприз, имеет декоративное и утилитарное назначение, соединяя Екатерининский и Александровский парки. Необходимость в такого рода сооружениях была связана с тем ... | | Малый каприз, как и Большой каприз, имеет декоративное и утилитарное назначение, соединяя Екатерининский и Александровский парки. Необходимость в такого рода сооружениях была связана с тем, чтобы обеспечить удобный переход из одной части Царскосельского парка в другую, сохраняя при этом возможность свободного проезда по дороге к Царскосельскому Большому дворцу. Создатели Капризов мастерски справились с задачей разобщения двух транзитных потоков и создания максимально благоприятных условий для прогулок и восприятия парка. В то же время Большой и Малый капризы с их дорогами имеют важное композиционное значение, ограничивая район создававшейся тогда Китайской деревни. Сооружение Малого каприза в виде земляных насыпей горою, с дорогой поверху и с проездом наподобие грота со сводом, было поручено арх. В. И. Неелову. Грунт для насыпей брали из копавшихся тогда в Екатерининском парке Верхних прудов и пруда «Озерки» в Новом саду. Работы выполнили под руководством В. И. Неелова в 1770–1772 гг. с участием И. К. Герарда. Коробовая арка Малого каприза, сквозь которую проходит Подкапризовая дорога (иногда называемая Баболовской), имеющая высоту в 5,5 м и столько же в ширину, сложена из грубо околотого известняка. Толщина свода над проездом достигает 2 метров. Склоны земляных насыпей по сторонам арки были засажены свободно разросшимися деревьями и кустарниками. Г. В. Семенова Персоны Герард Иван (Иоганн Конрад) Кондратьевич Неелов Василий Иванович Адреса Александровский парк/Пушкин г.
| | | hidden Мариинская женская гимназия | Здание построили 1845–1846 гг. по проекту Д. Е. Ефимова для размещения Канцелярии Главноуправляющего дворцовыми правлениями и городом Царское Село, которую возглавлял Я. В. Захаржевский. Строительными работами руководил архитектор Н. С. Никитин ... | | Здание построили 1845–1846 гг. по проекту Д. Е. Ефимова для размещения Канцелярии Главноуправляющего дворцовыми правлениями и городом Царское Село, которую возглавлял Я. В. Захаржевский. Строительными работами руководил архитектор Н. С. Никитин. Здесь размещались конторские помещения и квартира Я. В. Захаржевского. В 1865–1866 гг. А. Ф. Видов приспособил здание под гимназию Мариинского ведомства, сохранив при этом парадную лестницу и центральный парадный зал, а также квартиру Главноуправляющего, предоставленную главной надзирательнице. Открытие гимназии в этом здании состоялось 7 февраля 1865 г. Первым начальником был известный педагог Н. А. Вышнеградский, одним из основателей и первым попечителем – Я. В. Захаржевский. В связи с увеличением количества учащихся здание перестраивали и расширяли в 1874–1875 гг. по проекту А. Ф. Видова, а в 1906–1907 гг. с надстройкой этажа – по проекту архитектора Г. Д. Грима и под руководством гражданского инженера В. А. Липавского. В архитектурном облике фасада к первоначальному периоду принадлежит обработка цокольного этажа рустом с веерными замками окон. Оформление арочных окон и аттиковое завершение перенесено Г.Д. Гримом в надстроенный третий этаж. В Мариинской гимназии в 1900–1905 гг. училась А. А. Горенко, в будущем – поэтесса А. А. Ахматова. Г. В. Семенова Персоны Ахматова Анна Андреевна Видов Александр Фомич Гримм Герман Давидович Ефимов Дмитрий Егорович Захаржевский Я.В. Липавский В.А. Никитин Н.С. Адреса Леонтьевская ул./Пушкин г., д. 17
| | | hidden Морейская колонна, памятник | г. Пушкин, Екатерининский парк, у Чертова моста на Нижних прудахАрхитектор: Ринальди Антонио (1709-1794)Сооружена в 1771 г.Материалы: мрамор тивдийский розовый – завершение с рострами; мрамор сибирский ... | | г. Пушкин, Екатерининский парк, у Чертова моста на Нижних прудах Архитектор: Ринальди Антонио (1709-1794) Сооружена в 1771 г. Материалы: мрамор тивдийский розовый – завершение с рострами; мрамор сибирский, серый с прожилками – ствол колонны и постамент; мрамор каррарский белый – плинт, база и капитель; медь - доска. Надписи: на медной доске с западной стороны постамента: 1770 года февраля 17 дня, Граф Федор Орлов с двумя Российскими военными кораблями приплыл к полуострову Море в Средиземном море у порта Витилио, сухопутные войска высадил на берег и пошел сам в Модону, по соединении с христианами тоя земли. Капитан Барков со Спартанским восточным легионом взял Пассаву, Бердони и Спарту; Капитан же Князь Долгорукий со Спартанским западным легионом покорил Каламату, Леоктари и Аркадию; крепость Наваринская сдалась бригадиру Ганнибалу. Войск Российских было числом шесть сот человек, кои не спрашивали, многочислен ли неприятель, но где он: в плен турков взято шесть тысяч. Гладкий ствол колонны водружен на прямоугольный постамент и увенчан конусообразным завершением с двумя рострами (декоративная деталь, напоминающая нос корабля) – первый пример ростральной колонны в русской архитектуре. Колонну называли «малой ростральной», в отличие от «большой» - Чесменской. Имя автора проекта документально не установлено, но характер сооружения дает основание предполагать авторство А. Ринальди, в это время много работавшего в Царском Селе и Гатчине. Персоны Ринальди Антонио Адреса Екатерининский парк/Пушкин г. у Чертова моста на Нижних прудах у Чертова моста на Нижних прудах
| | | hidden Московские ворота (г. Пушкин) | Московские ворота, представляющие собой две каменные кордегардии со створами ворот между ними, были сооружены в 1830–1831 гг. Фасады кордегардий оформлены в стиле ампир. Высочайше утвержденный 14 декабря 1829 г ... | | Московские ворота, представляющие собой две каменные кордегардии со створами ворот между ними, были сооружены в 1830–1831 гг. Фасады кордегардий оформлены в стиле ампир. Высочайше утвержденный 14 декабря 1829 г. проект ворот лично получил от императора управляющий Царским Селом Я. В. Захаржевский. Место расположения на Софийском бульваре, в начале Московского шоссе, Николай I собственноручно наметил на плане карандашом. Сметы на строительство составил архитектор В. М. Горностаев. Отлитые по рисунку В. А. Глинки чугунные створы ворот, установленные в 1831 г., украшали имперские орлы с коронами. Фигуры орлов и короны были уничтожены после 1917 г. Г. В. Семенова Персоны Глинка Василий Алексеевич Горностаев Василий Максимович Захаржевский Я.В. Николай I, император Адреса Софийский бульв./Пушкин г. в начале Московского шоссе
| | | hidden | Нижние конюшни с фуражным двором, оградами и флигелем с жилыми покоями для конюшенных служителей построили в 1756–1762 гг. по проекту Ф.-Б. Растрелли и под руководством С. И. Чевакинского. Фасады в формах барокко сохранили свой нарядный облик ... | | Нижние конюшни с фуражным двором, оградами и флигелем с жилыми покоями для конюшенных служителей построили в 1756–1762 гг. по проекту Ф.-Б. Растрелли и под руководством С. И. Чевакинского. Фасады в формах барокко сохранили свой нарядный облик. В главном здании из трех корпусов, составляющих П-образный план, первоначально размещались конюшни на 200 лошадей и экипажные сараи для придворных карет. Для квартир унтер-шталмейстера и берейтора расширили и перестроили старый одноэтажный каменный дом гардеробмейстера Чулкова. В 1770 г. по проекту и смете архитектора В. И. Неелова возвели новый корпус, придавший главному зданию замкнутый план в виде каре. При императоре Павле здесь размещались гусарские казармы. К середине XIX в. строения сильно обветшали. Неоднократные внутренние перестройки производили архитекторы П. С. Садовников, А. Ф. Видов, построивший экипажный сарай в центре двора. В 1911 г. здесь размещались экспозиции сельскохозяйственных и пожарного отделов, Общества попечительства о трезвости Царскосельской Юбилейной выставки. После 1917 г. Конюшенный двор использовался Детскосельским отделением Ленинградского сельскохозяйственного института. В 1930-е гг. здесь находилась механическая база, впоследствии – ремонтно-механический завод Леноблдортранса НКВД. С 1944 по 1947 гг. здесь находился лагерь для военнопленных. Затем реставрировали и приспособили здание под общежитие улучшенного типа и профилакторий сельскохозяйственного института (ныне – Санкт-Петербургский аграрный университет). Работы велись в 1947-1950 гг. по проекту архитектора Т. М. Белорусовой (проектно-реставрационная мастерская № 3 ГИОП). Г. В. Семенова Персоны Белорусова Т. М. Видов Александр Фомич Неелов Василий Иванович Павел I, император Растрелли Франческо де Чевакинский Савва Иванович Чулков Адреса Конюшенная ул./Пушкин г., д. 1 Набережная ул./Пушкин г., д. 2 Садовая ул./Пушкин г., д. 18 Садовая ул./Пушкин г., д. 20
| | | hidden Николаевская мужская гимназия. Анненскому И. Ф. мемориальная доска. | Первоначально на этом месте планировалось возвести общественную богадельню, для нужд которой в 1859 г. по Высочайшему повелению предоставили часть места упраздненной Обойной фабрики с каменной казармой мастеровых, принадлежавшей с 1780-х гг ... | | Первоначально на этом месте планировалось возвести общественную богадельню, для нужд которой в 1859 г. по Высочайшему повелению предоставили часть места упраздненной Обойной фабрики с каменной казармой мастеровых, принадлежавшей с 1780-х гг. фабрике ассигнационных бумаг. Проект перестройки казармы под богадельню с домовой церковью разработал И. А. Монигетти, в 1863-1865 г. велось строительство под руководством А. Ф. Видова, но затем его приостановили в связи с нехваткой средств. В 1869 году городу было Высочайше разрешено перепрофилировать здание в мужскую гимназию. Наименование Николаевской было присвоено в память императора Николая Павловича и скончавшегося цесаревича Николая Александровича, о чем извещалось в тексте памятной доски, помещенной на фасаде. 8 сентября 1870 года в Городовой Ратуши состоялся торжественный акт открытия гимназии в присутствии Александра II и августейших особ. Гимназия прославилась своими педагогами и воспитанниками, среди которых можно назвать поэта И. Ф. Анненского, возглавлявшего гимназию и проживавшего здесь с 1896 г. по 1905 гг. Воспитанниками гимназии были Н. Н. Гумилев, В. А. Комаровский, В. А. Рождественский, Н. Н. Пунин и многие другие. Г. В. Семенова Персоны Александр II, император Анненский Иннокентий Федорович Видов Александр Фомич Гумилев Н. Н. Комаровский Василий Алексеевич, гр. Монигетти Ипполит Антонович Николай I, император Пунин Николай Николаевич Рождественский Всеволод Александрович Адреса Набережная ул./Пушкин г., д. 12
| | | hidden Орловская водонапорная башня | В 1887 г. по проекту архитектора А. Ф. Видова на окраине Баболовского парка построили Орловскую водонапорную башню, одно из двух исторических водоподъемных зданий Царского Села. В башне высотой в 30 метров размещались резервуары для воды ... | | В 1887 г. по проекту архитектора А. Ф. Видова на окраине Баболовского парка построили Орловскую водонапорную башню, одно из двух исторических водоподъемных зданий Царского Села. В башне высотой в 30 метров размещались резервуары для воды. Для электрической машины и смотрителя соорудили два отдельно стоящих флигеля. Комплекс был соединен с Таицким водоводом, а позднее – с Орловским и подземными накопительными резервуарами. Нарядная архитектурная обработка фасадов в готических формах эклектики и значительная высота придают зданию значение композиционной доминанты. Орловская башня наравне с Певческой, также возведенной А. Ф. Видовым, является выразительным примером раннего для Петербурга водоподъемного здания и электрической станции. Г. В. Семенова Персоны Видов Александр Фомич Адреса Парковая ул./Пушкин г., д. 62
| | | hidden | В 1911 г. церемониймейстер В. П. Кочубей приобрел в Царском Селе старую усадьбу с ветхим деревянным домом, построенным С. И. Черфолио в 1835 г. для первого владельца участка коллежского асессора А. Половцева. На его месте в 1911–1913 гг ... | | В 1911 г. церемониймейстер В. П. Кочубей приобрел в Царском Селе старую усадьбу с ветхим деревянным домом, построенным С. И. Черфолио в 1835 г. для первого владельца участка коллежского асессора А. Половцева. На его месте в 1911–1913 гг. по проекту А. И. Таманова (Таманяна) возвели новый каменный дом с шестиколонным портиком дорического ордера, фасадами в формах неоклассицизма и роскошными интерьерами с дворцовой планировкой. В строительстве принимали участие архитекторы В. И. Яковлев, Н. Е Лансере и В. И. Романов. В Коллекционной и особой бронированной комнате-сейфе хранились коллекции Кочубея: мебель, картины, рукописи, книги. В 1918 г. уникальные коллекции передали в музейное хранилище дворца Палей. Национализированный дом Кочубея вначале занял детский приют, в 1927 г. его сменил Дом ветеранов революции 1905 г. Здание в годы Великой Отечественной войны и оккупации было повреждено в результате попадания авиабомбы и разграблено, в 1947-1948 гг. восстановлено и передано школе подготовки колхозных кадров. С начала 1950-х гг. здесь находился дом отдыха «Пушкино» на 100 человек для партработников обкома КПСС. Г. В. Семенова Персоны Кочубей Виктор Павлович, князь Лансере Николай Евгеньевич Половцев А. Романов В. И. Черфолио С. И. Яковлев В. И. Адреса Радищева ул./Пушкин г., д. 4
| | | hidden | Отдельный парк с Колонистским прудом (вдоль Павловского ш.) разбит в 1824-25, арх. А. А. Менелас; 1839-47, мастера Ф. Ф. Лямин, И. Ф. Пипер; частично перепланирован в сер. 19 в., арх. А. Ф. Видов и в нач. 20 в., арх. С.А. Данини. ... | | | | | hidden Павильон «Верхняя ванна» (ансамбль Екатерининского парка) | Это камерное здание с фасадами в стиле раннего классицизма, первоначально называвшееся «Мыльней Их Императорских Высочеств», было построено в 1777–1779 гг. архитектором И. В. Нееловым ... | | Это камерное здание с фасадами в стиле раннего классицизма, первоначально называвшееся «Мыльней Их Императорских Высочеств», было построено в 1777–1779 гг. архитектором И. В. Нееловым. Местоположение на третьей сверху террасе Старого сада позволило включить павильон в панораму Зеркального и Полулунного прудов и Камероновой галереи. Нарядный интерьер был расписан живописцем-декоратором А. И. Бельским фресковыми сценами из аттического мифа о Фаэтоне и Гелиосе. В основе фресок были использованы гравюры с рисунков Ф. Смуглевича и В. Бренны, выполненных с росписей Золотого дома Нерона в Риме. Внутри в небольших помещениях находились раздевальная, парильня, ванна, комната истопника. Центральный восьмигранный зал предназначался для отдыха. Здесь к 200-летему юбилею был устроен в 1910 г. первый музей Царского Села. За павильоном тогда же закрепилось название Верхней ванны, видимо, считавшееся более благозвучным по сравнению с «мыльней». Здание сгорело в период Отечественной войны и оккупации г. Пушкина в 1941–1944гг. Восстановительный ремонт и реставрация выполнились в 1952–1954 гг. по проекту арх. С.М. Новопольского, утраченную живопись интерьеров реставрировал художник А.М. Трескин. Г. В. Семенова Персоны Бельский Алексей Иванович Бренна В. Неелов Илья Васильевич Новопольский С. М. Новопольцев С.М. Трескин А. М.
| | | hidden Павильон "Детский домик" с террасой и двумя пристанями (перекидными мостами) | Павильон с фасадами в стиле позднего классицизма построили в 1827–1830 гг. по проекту арх. В.М. Горностаева. Вначале он предназначался для летних забав детей императора Николая I: наследника цесаревича Александра Николаевича, будущего Александра II ... | | Павильон с фасадами в стиле позднего классицизма построили в 1827–1830 гг. по проекту арх. В.М. Горностаева. Вначале он предназначался для летних забав детей императора Николая I: наследника цесаревича Александра Николаевича, будущего Александра II, и трех его сестер – Ольги, Марии и Александры. Гостиная в центре домика служила для совместных игр. По ее сторонам были распланированы 4 маленькие комнаты для каждого из детей. Деревянные перегородки между комнатами могли раздвигаться. Интерьеры с миниатюрной детской мебелью украшали лепка и орнаментальная роспись плафонов в стиле Людовика XVI. Паромы с гранитными пристанями служили переправой к домику, находящемуся на террасе искусственного Детского острова в центре одноименного пруда. Домик и остров были любимым местом игр детей Александра III и Николая II. Здесь находилась своеобразная «детская площадка» с пейзажной планировкой, игрушками и садовыми инструментами, «мысом доброго Саши», рощей, насаженной руками императорских детей, с мраморными бюстами воспитателей Александра II поэта В. А. Жуковского и К. К. Мердера. Г. В. Семенова Персоны Александр II, император Александр III, император Горностаев Василий Максимович Жуковский Василий Андреевич Николай II, император Адреса Детский остров на Детском пруду
| | | hidden Павильон для лам (ансамбль Александровского парка) | Архитектор А. Менелас построил в 1820–1822 гг. Ламский павильон, где поместили подаренных императору Александру I лам, привезенных, видимо, из Перу. В замкнутом четырехугольнике двора находились конюшня, небольшой манеж для животных и фуражный сарай ... | Архитектор А. Менелас построил в 1820–1822 гг. Ламский павильон, где поместили подаренных императору Александру I лам, привезенных, видимо, из Перу. В замкнутом четырехугольнике двора находились конюшня, небольшой манеж для животных и фуражный сарай, а также квартиры для надсмотрщика и служителей. Над ними возвышается восьмисаженная башня. Ранее в ней находились богато убранные покои для отдыха с мебелью в стиле ампир. На стенах висели раскрашенные гравюры с видами Центральной и Южной Америки. В их сюжетах было изображено «употребление лам перуанцами для работы». В 1860 г. архитектор И. Монигетти возвел здесь двухэтажный флигель для фотографической лаборатории, и с тех пор за павильоном закрепилось название «Фотография». В 1907 г. здесь в манеже для лам содержали горных ланей, привезенных из южной Монголии подполковником Жуковским. Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Жуковский Менелас Адам Адамович Монигетти Ипполит Антонович Адреса у северо-западной границы парка
| | | hidden | Самый совершенный павильон Екатерининского парка построен в 1782–1788 гг. Д. Кваренги как «зал для музыки с двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным Церере» ... | | Самый совершенный павильон Екатерининского парка построен в 1782–1788 гг. Д. Кваренги как «зал для музыки с двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным Церере». В процессе строительства павильон пытались назвать «Храмом Дружбы», однако попытка была пресечена самой императрицей, написавшей по этому поводу: «Слово храм в огороде терпеть не могу». Назначение павильона для концертов в кругу избранных, среди пасторальных ландшафтов пейзажного английского парка, символизируют сюжеты барельефов на фасадах: лира в тимпане фронтона, миф об Орфее, богиня Церера с музицирующим перед ней Аполлоном, а также нимфы с атрибутами искусств. Строгие фасады с портиками тосканского ордера, ротонда, фриз с букраниями отличают совершенство античных форм. В создании павильона принимали участие скульпторы М. И. Козловский и К. Альбани, художники-декораторы Д. Валесини, Ф. Д. Данилов и Дж. Скотти, «фальшивого мрамора мастер» Л. Шефлер, резного и золотарного дела мастер Ф. Брюлло. Изысканная многоцветная отделка интерьеров сохранила свой подлинный исторический облик. Увлеченностью античностью отмечены искусственный мрамор стен, фресковые плафоны и панно, применение в росписях античной техники энкаустики, скульптурные барельефы и медальоны, орнаментальные композиции и мифологические сюжеты (Юнона на колеснице, Кронос, знаки зодиака). Подлинная античная мраморная облицовка пола с черно-белой мозаикой «Похищение Европы» в центральном Музыкальном зале относится к I–III вв. н.э. и привезена в 1784 г. из Рима. Два миниатюрных помещения по бокам ротонды украшены с одной стороны четырьмя скульптурными барельефами-аллегориями живописи, скульптуры, архитектуры и науки (Скульптурный кабинет), с другой стороны были написаны панно в технике энкаустики со сценами жертвоприношения (Живописный кабинет). Интерьеры павильона реставрировали к 300-летнему юбилею Царского Села, он открыт для посещения в летнее время. Г. В. Семенова Персоны Брюлло Федор Павлович Валесини Д. Кваренги (Гваренги) Джакомо Козловский Михаил Иванович Шефлер Л.
| | | hidden Павильон «Нижняя ванна» (ансамбль Екатерининского парка) | Первоначальное название павильона – Кавалерская мыльня, он так же, как и Верхняя ванна, построен архитектором И. В. Нееловым в 1778–1779 гг. и предназначался под баню для придворных ... | | Первоначальное название павильона – Кавалерская мыльня, он так же, как и Верхняя ванна, построен архитектором И. В. Нееловым в 1778–1779 гг. и предназначался под баню для придворных. Здание помещено в одной из куртин на террасе Нижнего сада, оно своеобразно в плановом решении, определяющем его внешний облик. Вокруг повышенного объема круглого зала с куполом на световом барабане сгруппированы десять более низких помещений (6 – круглых в плане и 4 прямоугольных). В центральном зале находилась медная луженая ванна-бассейн для купания, по его сторонам – раздевальная, парильня, банные комнаты, обогревавшиеся каминами. Вода подогревалась в двух водогрейнях и подавалась для мытья по трубам. Комнаты освещались окнами-люкарнами, прорезанными высоко вверху гладких стен. Стены и плафоны помещений были расписаны, однако отделка до наших дней не сохранилась. В 2011 г. в павильоне воссоздан бассейн и устроена выставка, воспроизводящая историческую обстановку и доступная для посещения в летний сезон. Г. В. Семенова Персоны Неелов Илья Васильевич
| | | hidden Павильон "Шапель" (ансамбль Александровского парка) | Рядом с Верхними теплицами по Зверинской линии расположен павильон Шапель. Две башни Шапели, соединенные аркой, соорудили в 1825–1828 гг. на месте разобранного южного бастиона Зверинца, строительство началось еще при Александре I ... | | Рядом с Верхними теплицами по Зверинской линии расположен павильон Шапель. Две башни Шапели, соединенные аркой, соорудили в 1825–1828 гг. на месте разобранного южного бастиона Зверинца, строительство началось еще при Александре I. Менелас использовал в новом здании часть стен елизаветинского люстгауза. Облик павильона-загадки, как и было задумано его создателями, отразил мистические настроения и легенды александровской эпохи. Павильон был завершен флюгером в виде петуха и воспроизводил развалины готической капеллы (часовни), что, в общем-то, является известным приемом в садово-парковой архитектуре. В окно, освещающее внутреннее помещение, были вставлены витражи с изображением библейских сцен, свод расписал художник В. Дадонов, скульптуры ангелов работы В. И. Демут-Малиновского. Внутри находилась статуя Спасителя, исполненная в Штутгарте в 1820–1824 гг. скульптором И.Г. Даннекером по заказу вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Предполагалось поместить скульптуру в одном из московских храмов, но это не было осуществлено, и она подарила ее сыну-императору. Исполненный автором вариант этой скульптуры находился в г. Регенсбурге. Здание было частично повреждено во время войны, утрачены часы-куранты, флюгер, витражи. В ближайшее время в павильоне должны начаться реставрационные работы. Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Дадонов В. Даннекер И. Г. Демут-Малиновский Василий Иванович Мария Федоровна, императрица, супруга Павла I Менелас Адам Адамович Адреса к западу от Оранжерей
| | | hidden Памятник А.Д. Ланскому (Мраморный пьедестал «В честь добродетели и заслуг») (ансамбль Екатерининского парка) | Камерный «пьедестал мраморной в честь добродетели и заслуг» или, как его чаще называют, памятник А. Д. Ланскому находится у Верхних прудов близ Кагульского обелиска. Памятник воздвигли предположительно в конце 1770-х – середине 1780 гг ... | | Камерный «пьедестал мраморной в честь добродетели и заслуг» или, как его чаще называют, памятник А. Д. Ланскому находится у Верхних прудов близ Кагульского обелиска. Памятник воздвигли предположительно в конце 1770-х – середине 1780 гг., возможным автором называют А. Ринальди. Его облик восходит к образцам из хрестоматийных руководств по устройству пейзажных садов. На бронзовой доске, обращенной к Екатерининскому дворцу, надпись: «Коль велико удовольствие честным душам видеть добродетели и заслуги общими похвалами достойно венчаемые». На ней же помещены рельефы с гербом А. Д. Ланского, а также выбитой в его память медали. Изображение включало профиль с надписью «Александр Дмитриевич Ланской ген. пор. и ген. адъют.» с одной стороны и с другой – обелиск с четырьмя кипарисами, с надписями «В память дружбы» и «родился 1758 г. марта 8 дня скончался 1784 года июня 25 дня». Ланской, фаворит императрицы и самый именитый домовладелец Софии, был похоронен на Казанском кладбище. Текст на пьедестале, утраченный, видимо, еще при императоре Павле, был возобновлен в 1900-е гг. Г. В. Семенова Персоны Ланской Александр Дмитриевич Павел I, император Ринальди Антонио Адреса вблизи Кагульского обелиска
| | | hidden | Бронзовый бюст Героя Советского Союза военного инженера Д. М. Карбышева работы скульптора В. И. Ингала, в середине 1960-х гг. отлитый на заводе «Монументскульптура», установлен в портике главного фасада дворца О. В. Палей ... | | Бронзовый бюст Героя Советского Союза военного инженера Д. М. Карбышева работы скульптора В. И. Ингала, в середине 1960-х гг. отлитый на заводе «Монументскульптура», установлен в портике главного фасада дворца О. В. Палей. Место установки связано с тем, что с 1950-х гг. в этом здании находится Военный инженерно-строительный университет (ВИТУ). Г. В. Семенова Персоны Ингал Владимир Иосифович
| | | hidden Певческая водонапорная башня | Здание с 30-метровой башней, предназначавшееся для водоподъемной и электрической станции, возвели в 1887 г. по проекту А. Ф. Видова. Оно было названо по имени бывшего Певческого (ныне — Лицейского) переулка. Завод Ф ... | | Здание с 30-метровой башней, предназначавшееся для водоподъемной и электрической станции, возвели в 1887 г. по проекту А. Ф. Видова. Оно было названо по имени бывшего Певческого (ныне — Лицейского) переулка. Завод Ф. Сан-Галли оборудовал станцию котлами и насосами. Проект нового водопровода с трубами из чугуна, а также замены старых деревянных и керамиковых труб составил инженер-технолог М. И. Алтухов. Начало электрического освещения Царского Села относится к тому же 1887 г., когда башню подключили к городскому водопроводу. Насосы, качавшие воду в резервуары башни, одновременно приводили в действие электрические генераторы. Первые генераторы переменного тока системы Ганц и Ко установил инженер Гриневич, устройство электрического освещения исполнил инженер-технолог В.Л. Пашков. В 1900-е гг. все первоначальное электрическое оборудование заменили другими механизмами, работавшими самостоятельно, вне зависимости от паровых насосов, по проекту инженера Л. Р. Шведе. С 1920-х г. до 1950-х гг. Певческая башня оставалась резервной электростанцией и до недавнего времени служила в качестве водонапорной башни. Г. В. Семенова Персоны Алтухов Михаил Иванович Видов Александр Фомич Гриневич Шведе Л. Р. Адреса Лицейский пер./Пушкин г., д. 7
| | | hidden Пенсионерские конюшни (ансамбль Александровского парка) | Одна из дорог Александровского парка к прудам на реке Кузминке приводит к скрытому в гуще деревьев парковому готическому зданию – Пенсионерским конюшням. Павильон был возведен Менеласом в 1827–1829 гг ... | | Одна из дорог Александровского парка к прудам на реке Кузминке приводит к скрытому в гуще деревьев парковому готическому зданию – Пенсионерским конюшням. Павильон был возведен Менеласом в 1827–1829 гг. и предназначался для восьми лошадей царского седла, оставшихся после кончины императора Александра I. В дальнейшем он также использовался для царских любимцев других императоров. Живописное объемно-пространственное решение, сходное с другими работами зодчего в Александровском парке, гармонично связано с природным окружением. На противоположном углу от дороги над одно-двухэтажным каменным павильоном, П-образным в плане, возвышается круглая башня. Ей придает выразительность шатровая крыша и фриз, декорированный стрельчатыми арочками. На фоне кирпичной кладки выделяются штукатурные детали карнизов, тяг и наличников со скобообразными сандриками. Внизу башни находилась конюшня на восемь денников и полукруглый покой, где хранились богатые уборы лошадей. Впоследствии они пополнили коллекции Конюшенного музея в Петербурге. Второй этаж занимали квартиры смотрителя и конюхов. Летом старые кони выпускались гулять в парке. Напротив башни в парке ряды мраморных плит указывали места погребения лошадей. Из надписей на плитах можно было узнать, что здесь лежат «Л’ами», бывший с императором Александром в Парижском походе, «Флора», конь Николая I, бывший с ним под Варной, «Коб», на котором объезжал войска царь-миротворец Александр III. Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Александр III, император Менелас Адам Адамович Николай I, император Адреса у северной границы парка
| | | hidden Пушкин, Садовая ул., 1. Лицей, мемориальная доска | «В сем здании с 1811 по 1843 год находился Императорский Лицей»1911 – январь 1912. Мрамор. ... | | | | | hidden | ПУШКИНА А. С. МУЗЕЙ-ДАЧА (г. Пушкин, Пушкинская ул., 2), филиал Пушкина А. С. Всероссийского музея. Создан в 1958 в одноэтажном дерев. здании (1827, арх. В. М. Горностаев), принадлежавшем вдове придворного камердинера Я ... | | ПУШКИНА А. С. МУЗЕЙ-ДАЧА (г. Пушкин, Пушкинская ул., 2), филиал Пушкина А. С. Всероссийского музея. Создан в 1958 в одноэтажном дерев. здании (1827, арх. В. М. Горностаев), принадлежавшем вдове придворного камердинера Я. Китаева, вблизи Лицея и Екатерининского парка. Здесь Пушкин прожил первое лето после свадьбы, с мая по окт. 1831 (мем. доска). В кон. 19 в. дом был расширен. Разрушен во время Вел. Отеч. войны 1941-45, восстановлен в 1949, реставрирован в 1967. В ниж. этаже располагались буфетная, столовая, гостиная, будуар жены поэта Натальи Николаевны, спальня и две комнаты для гостей; наверху в мезонине - кабинет. Здесь Пушкин закончил "Сказку о царе Салтане", написал письмо Онегина к Татьяне, стих. "Чем чаще празднует Лицей", "Эхо", "Перед гробницею святой", "Клеветникам России", "Бородинская годовщина", готовил к изданию "Повести Белкина". Гостями Пушкиных были В. А. Жуковский, Н. В. Гоголь, А. О. Смирнова-Россет, в восп. к-рой есть описание кабинета поэта. Лит.: Тихонов Л. П. Музеи Ленинграда. Л., 1989. С. 216-217; Музеи Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Справ. СПб., 2002. С. 51-52. А. Д. Марголис. Персоны Гоголь Николай Васильевич Жуковский Василий Андреевич Пушкин Александр Сергеевич Смирнова-Россет Александра Осиповна Адреса Пушкинская ул./Пушкин г., д. 2
| | | hidden Пушкину А. С., мемориальная доска | «Здесь воспитывался Александръ Сергеевич Пушкин 1811–1817»1899. Арх. Бах А. Р. Мрамор.г. Пушкин, Садовая ул., 1. Лицей. (Ф-231) ... | | | | | hidden Пушкину А. С., памятник (г. Пушкин, Дворцовая ул.) | г. Пушкин, Дворцовая ул., Лицейский сад.Скульптор: Бах Роберт Романович (1859-1933) Архитектор: Бах Александр Романович (1853-1937)Памятник был открыт 15 октября 1900 г ... | | г. Пушкин, Дворцовая ул., Лицейский сад. Скульптор: Бах Роберт Романович (1859-1933) Архитектор: Бах Александр Романович (1853-1937) Памятник был открыт 15 октября 1900 г. Материалы: бронза — скульптура; гранит полированный — постамент; гранит кованый — основание. Надписи: на постаменте врезными золочеными знаками с лицевой стороны: Александру Сергеевичу Пушкину С левой стороны — строки из поэмы “Евгений Онегин”, гл.VIII, 1-я строфа: В те дни, в таинственных долинах, Весной, при кликах лебединых, Близ вод, сиявших в тишин, Являться Муза стала мне. На правой стороне — строки из стихотворения «В.Ф. Раевскому» («Ты прав, мой друг...», 1822 г.): Младых бесед оставя блеск и шум, Я знал и труд и вдохновенье, И сладостно мне было жарких дум Уединенное волненье. На тыльной грани слева — строки из стихотворения «19 октября 1825 г.»: Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен — Неколебим, свободен и безпечен, Сростался он под сенью дружных муз. Справа: Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. В 1899 г., когда отмечалось 100-летие со дня рождения поэта, был создан юбилейный комитет, объявивший сбор средств на сооружение памятника и конкурс на лучший его проект. Комитет возглавил поэт И. Ф. Анненский, предложивший для надписей на постаменте памятника подбор цитат из стихов А.С. Пушкина. Победу в конкурсе одержал царскосельский житель скульптор Р. Бах. День рождения Пушкина, 26 мая 1899 г., отмечен закладкой памятника. Отливка скульптуры произведена на фабрике художественной бронзы под фирмой «Н. Штанге». Вскоре после открытия памятника была установлена чугунная ограда. В первые дни Великой Отечественной войны скульптура была бережно снята и зарыта в землю в Лицейском саду. В мае 1945 г. скульптура установлена на постамент. Тогда же проведены неотложные реставрационные работы. Высота скульптуры — 1,9 м, высота постамента — 1,1 м. Персоны Анненский Иннокентий Федорович Бах Александр Романович Бах Роберт Романович Пушкин Александр Сергеевич Адреса Дворцовая ул./Пушкин г. Лицейский сад Лицейский сад
| | | hidden «Пушкинцам - Героям Советского Союза», памятный знак | В мае 2005 г. на Октябрьском бульваре г. Пушкина был торжественно открыт памятный знак в честь пушкинцев - Героев Советского Союза, участников Великой Отечественной войны. Авторы: рабочая группа Администрации Пушкинского района.Лит ... | | В мае 2005 г. на Октябрьском бульваре г. Пушкина был торжественно открыт памятный знак в честь пушкинцев - Героев Советского Союза, участников Великой Отечественной войны. Авторы: рабочая группа Администрации Пушкинского района. Лит.: Быть достойными памяти отцов и дедов // Царскосельская газ. - 2005. – 12 мая; Золотоносов М. Мемориальная тоска: Петербург в ожидании нового скульптурного бума // Город. - 2005. - № 18 Адреса Октябрьский бульв./Пушкин г.
| | | hidden Ратная палата (ансамбль Александровского парка) | Находящаяся в Александровском парке близ Белой башни Ратная палата была построена по инициативе Николая II в 1913–1917 г. по проекту гражданского инженера С. Ю. Сидорчука в виде древнерусской крепости ... | | Находящаяся в Александровском парке близ Белой башни Ратная палата была построена по инициативе Николая II в 1913–1917 г. по проекту гражданского инженера С. Ю. Сидорчука в виде древнерусской крепости. Здесь предполагалось организовать музей военной истории России, который в 1914 г. назвали Государевой Ратной палатой. Под музейные коллекции отводились одноэтажная светлая галерея и две малые башни. Третья, большая башня должна была вмещать экспонаты крупных размеров. Двусветный зал на 400 мест предназначался для лектория и демонстрации фильмов. За годы Первой мировой войны в музее появились портреты первых в этой войне Георгиевских кавалеров. С фронта сюда доставлялись захваченные у противника образцы оружия и военного снаряжения. Крупные артиллерийские орудия и даже самолет помещались во внутреннем дворе. В 1918 г. музей был закрыт, экспонаты переданы в другие музеи. В настоящее время здание принадлежит ГМЗ «Царское Село», в нем планируется создание музейной экспозиции, посвященной Первой мировой войне. Г. В. Семенова Персоны Николай II, император Сидорчук С.Ю. Адреса Академический пр./Пушкин г.
| | | hidden Родильный приют М. А. Дрожжиной | Первоначально на этом участке Отдельного парка находилась дача поручика лейб-гвардии Стрелкового Царскосельского батальона Ф. Девиена. По проекту арх. А. Х. Кольба для него в 1859–1861 гг ... | | Первоначально на этом участке Отдельного парка находилась дача поручика лейб-гвардии Стрелкового Царскосельского батальона Ф. Девиена. По проекту арх. А. Х. Кольба для него в 1859–1861 гг. соорудили жилой дом со службами, садом и подпорной стеной со стороны Павловского шоссе. Вскоре владельцем дачи Девиена стал богатый царскосельский купец, потомственный почетный гражданин Д. А. Дрожжин. Впоследствии его вдова М. А. Дрожжина пожертвовала унаследованную дачу на благотворительные цели. Здесь в 1907 г. открыли Родильный приют имени М. А. Дрожжиной (Павловское шоссе, 14) на 25 кроватей для бесплатного приема малоимущих жительниц Царского Села. На втором этаже приюта находилась домовая церковь, освященная в честь св. вмч. Дмитрия Солунского и св. прп. Марии Египетской. Живописное двухэтажное здание с мансардным полуэтажом и башенкой, расположенное в глубине парка на месте снесенной деревянной дачи, построил арх. С. А. Данини. В 1910–1911 гг. к нему пристроили большой корпус, соединенный с приютом двухэтажной галереей с широкими окнами, также по проекту С. А. Данини. Лаконичные фасады пристройки гладко оштукатурены, она завершена башней с высоким конусообразным шпилем, воспринимающимся из парка как архитектурная доминанта. Впоследствии попечительство над приютом приняла императрица Александра Федоровна и преобразовала его в Дом материнства и младенчества, попечительский совет которого возглавляла графиня С. А. Гендрикова. Главным врачом здесь работал известный придворный лейб-медик, профессор Н. В. Ястребов. Г. В. Семенова Персоны Александра Федоровна, императрица, 1872-1918 Данини Сильвио Амвросиевич Кольб Александр Христофорович Ястребов Н.В. Адреса Павловское шоссе/Пушкин г., д. 14
| | | hidden Слоновник (ансамбль Александровского парка) | Деревянный павильон Слоны с небольшими башенками индийской архитектуры и окружающими двор службами и сараями возвел в 1828 г. архитектор А. Менелас. В этом же павильоне находились квартиры парковых сторожей и смотрителя слонов ... | Деревянный павильон Слоны с небольшими башенками индийской архитектуры и окружающими двор службами и сараями возвел в 1828 г. архитектор А. Менелас. В этом же павильоне находились квартиры парковых сторожей и смотрителя слонов. Тогда же в него перевели принадлежавших императору Николаю I слонов из Петербурга, стоявших на Волынкином дворе. Через несколько лет привели сюда еще одного слона, доставленного тремя афганцами. Следующий слон, находившийся здесь с 1849 г., был подарен императору эмиром Бухарским, затем были и другие. Наконец, в июле 1891 г. доставили в Царское Село слона, привезенного наследником цесаревичем Николаем Александровичем из кругосветного плавания. Он отличался добродушием и был послушен своему вожаку – татарину, охотно показывавшему его посетителям. Летом он гулял по парку и ежедневно купался в Большом Ламском пруду. В настоящее время о слонах и павильоне напоминает лишь второе название Красносельских или Слоновых ворот. Г. В. Семенова Персоны Менелас Адам Адамович Николай I, император Николай II, император
| | | hidden | Две каменные службы Инвалидных казарм представляют собой остаток от бывшего тут прежде архитектурного ансамбля, построенного В. П. Стасовым в 1821–1822 гг. для размещения гвардейских Инвалидных рот ... | | Две каменные службы Инвалидных казарм представляют собой остаток от бывшего тут прежде архитектурного ансамбля, построенного В. П. Стасовым в 1821–1822 гг. для размещения гвардейских Инвалидных рот. Роты были сформированы по повелению Александра I из солдат, получивших увечья в сражениях Отечественной войны 1812 г. и заграничных походах. Старые солдаты несли посильную службу на караульных постах в императорской царскосельской резиденции. Для них на Колпинской ул. были предназначены пять деревянных казарм, одна для офицеров и четыре для солдат, а в глубине двора сооружены каменные службы и водоразборный бассейн городского водопровода. В первом этаже солдатской службы (Пушкинская ул.,9) находились прачечные с печами и котлами для нагревания воды, внизу – ледники, а над ними в антресольном этаже – помещения для провианта и сушильни. В находящейся рядом офицерской службе (Пушкинская ул.,13-а) размещался сарай для экипажей, конюшня на шесть лошадей и ледники. В антресольном этаже над конюшней хранилось сено, остальные помещения использовались для хранения хлеба и других хозяйственных надобностей. В 1859 г., в связи с реорганизацией Инвалидных рот, их казармы передали в другие ведомства. В службах разместили вольнонаемную караульную команду, а впоследствии – садовую команду из 50 человек. Сохранилась также одна из деревянных солдатских казарм (Пушкинская ул., 19), которая перешла к крестьянину И. А. Юзихину. В 1869 г. здание было приспособлено А. Ф. Видовым под жилой дом с нарядными фасадами в формах эклектики. Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Видов Александр Фомич Стасов Василий Петрович
| | | hidden Собственный сад (ансамбль Екатерининского парка) | Собственный сад Екатерины II у Царскосельского Екатерининского дворца распланировали в 1770-е гг. В. И. Неелов и Д. Буш. Этот район парка, ограниченный Рамповой аллеей и Подкапризовой дорогой и прилегавший к личным покоям императрицы ... | Собственный сад Екатерины II у Царскосельского Екатерининского дворца распланировали в 1770-е гг. В. И. Неелов и Д. Буш. Этот район парка, ограниченный Рамповой аллеей и Подкапризовой дорогой и прилегавший к личным покоям императрицы, она называла своим огородом и использовала для утреннего моциона, прогуливаясь в домашнем платье. Здесь находились Большой английский луг с Кагульским обелиском, Верхние пруды с павильонами и мостами. По его образцу впоследствии устроили второй Собственный сад у Александровского дворца. В 1855 г. территорию Большого английского луга между Кагульским обелиском и южным фасадом дворца, где находились апартаменты Александра II, было решено закрыть для публики. Проект устройства в Собственном садике и существующих в настоящее время перголы, фонтана, и цветников в 1865 г. составил арх. А.Ф. Видов. Перголу из бременского песчаника и фонтан из каррарского мрамора изготовили на Петергофской гранильной фабрике. Газоны украсили цветами и беломраморными статуями. Этим садиком пользовались только члены императорской семьи и ближайшее окружение. Г. В. Семенова Персоны Александр II, император Буш Джозеф Видов Александр Фомич Екатерина II, императрица Неелов Василий Иванович Адреса у Зубовского корпуса
| | | | |