| -
hidden Памятники истории и культуры | Памятники истории и культуры hidden | ТАИЦКИЙ ВОДОВОД (ТВ), он же Таицкий водопровод, система водоснабжения Царского Села, построенная по указанию Екатерины II в 1772-87 взамен пришедшему в негодность Виттелевскому водоводу ... | | ТАИЦКИЙ ВОДОВОД (ТВ), он же Таицкий водопровод, система водоснабжения Царского Села, построенная по указанию Екатерины II в 1772-87 взамен пришедшему в негодность Виттелевскому водоводу. Основным разработчиком первоначального проекта был военный инженер Бауэр Ф. В., в связи с чем ТВ нередко называли «Баурским водопроводом». Среди инженеров, принимавших участие в его создании, называются также имена Герарда И. К., Э. Карбоньера (Карбонье) и П. Поздеева. ТВ представлял собой самотечную систему открытых и подземных каналов с накопительными прудами и гротами. Данная система питалась водой из т. наз. Ганнибальских, или Сонинских ключей, расположенных у мызы Тайцы, которая с 1770-х принадлежала А. Г. Демидову. Протяженность ТВ составляла ок. 15 км. Стенки и дно каналов водовода первоначально были деревянными. В 1793 обнаружилось, что деревянная опалубка каналов прогнила, и в этой связи в 1795-99 была проведена их реконструкция с заменой деревянной опалубки каменной облицовкой. Работы по реконструкции водовода велись под руководством Герарда И. К. ТВ доставлял в Царское Село более 12500 куб. м воды в сутки в летнее время, однако зимой подача нередко сокращалась в 3–4 раза. Таицкая водопроводная система предназначалась в первую очередь для питания царскосельских прудов и фонтанов, однако фактически снабжала водой все население Царского Села, Софии и Павловска. В 1880-е ТВ был использован для создания системы централизованного водоснабжения Царского Села (работы закончились в 1887). С 1905, в связи с пуском Орловского напорного водопровода, питающегося от Орловских ключей, использование ТВ для обеспечения населения питьевой водой прекратилось. К тому времени инженерное состояние водовода уже было критическим, а в последующие десятилетия он вышел из строя вследствие засорения, разрушения и зарастания каналов. В наст. время можно видеть отдельные его фрагменты. В 1980-е группой энтузиастов была предпринята безуспешная попытка частичного восстановления ТВ как памятника инженерной мысли XVIII в. Лит.: Дмитриев В.Д. Таицкий водопровод http://www.stroy-press.ru/print.php?id=7180 Фальковский Н.И. История водоснабжения в России. М.; Л., 1947. С. 115-118; Пыляев М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб., 2006. С. 463; Краснов И.А., Старостин Д.Н., Сухорукова А.С., Юхнева Е.Д. Вода и мир: Очерки по истории водопользования. Ч. 2: Вода и Россия. СПб., 2007. С. 46-47. И.А. Краснов Персоны Баур Федор Виллимович Герард Иван (Иоганн Конрад) Кондратьевич Демидов Александр Григорьевич Екатерина II, императрица Карбоньер (Карбонье, Carbonnier) Э. Поздеев П. Адреса Павловск г. Пушкин г. София
| | | hidden «Турецкая баня», павильон (ансамбль Екатерининского парка) | Приемы восточной архитектуры и название павильона «Турецкая баня», занимающего видное место в панораме Большого пруда, напоминают об Адрианопольском мире 1829 года с Турцией. Павильон возведен по повелению императора Николая I в 1850–1852 гг ... | | Приемы восточной архитектуры и название павильона «Турецкая баня», занимающего видное место в панораме Большого пруда, напоминают об Адрианопольском мире 1829 года с Турцией. Павильон возведен по повелению императора Николая I в 1850–1852 гг. по проекту И. Монигетти. По смете архитектора к Высочайше утвержденному в проекту на строительство требовалось 37 838 рублей. Однако на работу император назначил только 30 тысяч и приказал Монигетти «изворотиться», что тот и сделал, сдав всю работу за назначенную сумму итальянскому архитектору Камуцци. Здание никогда не использовалось в качестве бани, это характерный парковый павильон для отдыха. Павильон в архитектурных формах историзма достойно завершает екатерининскую традицию сооружения памятников военной славы в Екатерининском парке. Напоминающая минарет островерхая башенка с полумесяцем и главный купол, вход в виде ниши-михраба придают павильону черты мечети. Купол украшен рельефным выколотным орнаментом из позолоченной меди, обрамляющим круглые разноцветные окна. Внутри привлекают внимание разноцветные инкрустации из натурального и искусственного мрамора с позолотой, сталактитовый орнамент, яркая мраморная мозаика с восточным рисунком, мраморный бассейн фонтана в центре зала, резной олонецкий мрамор. В отделке интерьера использованы подлинные детали мраморной отделки бани турецкой султанши, привезенные императору в качестве трофеев из Адрианополя. Это мраморные доски с турецкими надписями вязью, размещенные по стенам журчащие «фонтаны слез», которые вносят в мавританскую стилистику убранства турецкие мотивы. Г. В. Семенова Персоны Монигетти Ипполит Антонович Николай I, император
| | | hidden Усадьба А. В. Кокорева (промышленника, виноторговца, мецената) | Пример богатой купеческой усадьбы в стиле модерн, основу которой составляют ранние постройки двух городских мест №№ 154 и 153. Одно из них принадлежало тайному советнику Ф. А. Дурасову, от которого вскоре перешло к князю Дондукову-Корсакову ... | | Пример богатой купеческой усадьбы в стиле модерн, основу которой составляют ранние постройки двух городских мест №№ 154 и 153. Одно из них принадлежало тайному советнику Ф. А. Дурасову, от которого вскоре перешло к князю Дондукову-Корсакову. Для него архитектор А. М. Болотов составил в 1859 г. проект каменного дома, черты которого проявляются в облике современного фасада. В конце XIX в. его владельцем стал петербургский купец А. В. Кокорев и присоединил еще один соседний участок – статского советника В. Е. Купфера, первым владельцем которого до 1847 г. был архитектор В. И. Гесте и его наследники. В 1901–1904 гг. архитектор С.А. Данини перестроил для Кокорева существующий дом, соединив его оградой с отдельно стоящим флигелем (Московская ул., 53, 55). Обширный сад с фигурным прудом объединил сады прежних владельцев. В доме имелся зимний сад, одноэтажный корпус которого, перекрытый световым фонарем в виде полуциркульного свода и декорированного орнаментальным поясом с навершиями из кованого металла, был пристроен С. А. Данини к зданию со стороны сада. К причудам владельца относились прозрачная хрустальная беседка с чучелом слона в саду, на дорожках которого и террасе дома летом расставлялись стулья с манекенами людей. Облик главного усадебного дома привлекает богатой отделкой из декоративного облицовочного кирпича (фигурного и полихромного с преобладанием белого тона) и кованого металла сложных орнаментальных композиций решеток, фигурных козырьков, навесов, балкона над главным входом. Примыкающая к дому с двух сторон высокая каменная ограда с кованой решеткой ажурного рисунка наверху была решена в тех же формах, что и фасад, однако она полуразрушена, решетка и ворота частично утрачены. Внутри сохранился парадный вестибюль, мраморная лестница и планировка, богатая отделка интерьеров в различных исторических стилях утрачена. Г. В. Семенова Персоны Болотов Андрей Михайлович Гесте Василий Иванович (Уильям, Вильям) Данини Сильвио Амвросиевич
| | | hidden Усадьба М. В. Кочубей (Запасной дворец, Владимирский дворец) | Автором исходной архитектурной идеи и заказчиком проекта дачи Кочубей был Александр I. Работа над проектом началась в 1816 г. с эскиза, разработанного самим императором с помощью арх. П. В. Неелова, В. П. Стасову принадлежало окончательное решение ... | | Автором исходной архитектурной идеи и заказчиком проекта дачи Кочубей был Александр I. Работа над проектом началась в 1816 г. с эскиза, разработанного самим императором с помощью арх. П. В. Неелова, В. П. Стасову принадлежало окончательное решение. Особенно удачна была задумана монархом-архитектором полукруглая терраса с колоннами и сферическим куполом, ориентированная в сторону ворот Екатерининского парка «Любезным моим сослуживцам», развивавшая мотивы архитектуры Александровского дворца и павильона Концертный зал Д. Кваренги. Данная на владение была оформлена в апреле 1817 г. на имя княгини М. В. Кочубей. В 1817–1818 гг. произведено строительство, планировка сада и строительные работы в целом были закончены к 1824 г. В 1835–1857 гг. это была Царскосельская дача великого князя Николая Николаевича, родившегося в Царском Селе. К его совершеннолетию по проекту архитектора И. И. Шарлеманя в 1856–1857 гг. была осуществлена перестройка, но по окончании работ великий князь от дачи отказался. Проект же Шарлеманя получил высокую оценку и принес ему звание академика архитектуры, но его архитектурная карьера была прервана ввиду придирчивости владельца. О работе Шарлеманя напоминает эффектная терраса с двумя лестницами со скульптурами львов из итальянского мрамора на восточном фасаде здания. В 1859 г. Александр II повелел называть дачу Царскосельским Запасным дворцом. В 1875 г. Запасный дворец был предоставлен великому князю Владимиру Александровичу. Архитектор А. Ф. Видов возвел здесь в 1876–1878 гг. три кавалерских дома для великокняжеской свиты, флигели для служащих, впоследствии ряд служебных построек дополнили гараж и ледник. В 1882 г. Александр III счел необходимым документально оформить передачу Запасного дворца Владимиру Александровичу в собственность на праве майората с особенными условиями. Дальнейшие попытки великого князя и его наследников получить неограниченные права собственности на дворец остались безуспешными. После смерти великого князя последовало Высочайшее соизволение переименовать дворец, поступивший во владение вдовы великой княгини Марии Павловны (Старшей), во Владимирский (1910). В смутном 1917 г. Владимирский дворец кратковременно использовался советом солдатских депутатов и органами советской власти, школой-колонией для малолетних преступников, затем здесь была школа ВКП(б) для партийного актива сельскохозяйственных учреждений. В период оккупации Пушкина в 1941–1943 гг. дворец горел и был сильно поврежден, поэтому вопрос о его восстановлении под общежитие школы партийного просвещения долго не решался. В 1948 г. доктор архитектуры профессор В. И. Яковлев и архитектор Госинспекции по охране памятников Б. Л. Васильев выступили против этого использования, рекомендовав культурно-просветительное назначение (театр, клуб). Реставрационно-восстановительные работы провели по проекту архитектора-реставратора М. И. Толстова в 1955–1958 гг. для использования под Дворец пионеров. В настоящее время здесь находится самый роскошный в Санкт-Петербурге Дворец бракосочетания. Кавалерские дома и флигели занимает Кадетский корпус Федеральной пограничной службы. Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Александр II, император Александр III, император Видов Александр Фомич Владимир Александрович, вел. кн. Владимир Александрович, вел. кн. Кваренги (Гваренги) Джакомо Кочубей Виктор Павлович, князь Николай Николаевич (Старший), вел. кн. Стасов Василий Петрович Толстов М.И. Яковлев В. И. Адреса Садовая ул./Пушкин г., д. 22
| | | hidden Фабрика ассигнационных бумаг | В 1779 г. императрица Екатерина II распорядилась соорудить фабрику для производства высококачественной бумаги – гербовой и для денежных знаков-ассигнаций – на плотине 5-го Нижнего пруда, которые впоследствии получили название Фабричных ... | | В 1779 г. императрица Екатерина II распорядилась соорудить фабрику для производства высококачественной бумаги – гербовой и для денежных знаков-ассигнаций – на плотине 5-го Нижнего пруда, которые впоследствии получили название Фабричных. Строительство фабрики-мельницы производилось в 1784–1785 гг. по проекту и под руководством выдающегося петербургского военного инженера-гидротехника Ф. В. Баура. Мастеров и оборудование для изготовления бумаги выписали из-за границы. В главном каменном здании были расположены водяная мельница, использовавшаяся в производственном процессе выделки бумаги, и помещения для ее хранения. Постройку разместили вплотную к плотине с тем, чтобы вода из шлюза попадала на колесо мельницы в подвале. На участке рядом находились каменная «черпальня» и деревянное «сушило». Правом присутствовать в производственных помещениях обладали только специально назначенные лица, территория тщательно охранялась. Руководство мельницей было возложено на советника В. Небольсина и казенного пристава. Дома для управляющего фабрикой, чиновников, мастеровых и воинской команды, охранявшей фабрику, а также склады находились с северо-западной стороны пруда. В связи с учреждением в 1819 г. Экспедиции заготовления государственных бумаг, включившей работников царскосельской ассигнационной фабрики, последнюю упразднили. Однако производство бумаги, перепрофилированное для выделки бумаги для обоев, здесь еще долго сохранялось. Царскосельская обойная фабрика, созданная на основе переведенной из Ропши Императорской обойной мануфактуры, занимала эти здания в 1819–1860 гг. После ликвидации обойного производства в бывшем фабричном здании до 1917 г. размещался Царскосельский Ремесленный женский приют ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны. Основанный в 1872 г. приют для призрения сирот и детей бедных родителей всех сословий ставил своей целью подготовку грамотной и обученной ремеслам прислуги. В 1873–1878 гг. здание перестроили и приспособили по проекту архитектора А. Ф. Видова под благотворительное учебное заведение. Его частично перепланировали и соорудили дополнительную трехмаршевую лестницу в полукруглой пристройке со стороны двора. В 1977 г. под руководством арх. ГИОП Б. А. Розадеева бывшая ассигнационная фабрика была реставрирована с выявлением первоначальной композиции главного фасада, замыкающего перспективу прудов Екатерининского парка. Г. В. Семенова Персоны Баур Федор Виллимович Видов Александр Фомич Екатерина II, императрица Мария Федоровна, императрица, супруга Александра III
| | | hidden | ФЕОДОРОВСКИЙ ГОРОДОК, архит. ансамбль в г. Пушкин, к С.-З. от Александровского парка. Сооружен в неорус. стиле по инициативе имп. Николая II, включает Феодоровский Государев собор, Белокам ... | | ФЕОДОРОВСКИЙ ГОРОДОК, архит. ансамбль в г. Пушкин, к С.-З. от Александровского парка. Сооружен в неорус. стиле по инициативе имп. Николая II, включает Феодоровский Государев собор, Белокам. (для священников собора), Розовую (для дьяконов), Желтую (для причетников) и Белую (для низших служителей) палаты, Трапезную (1913-17, арх. С. С. Кричинский), Ратную палату (1913-17, арх. С. Ю. Сидорчук), ц. во имя Феодоровской иконы Божией Матери Собств. Е. И. В. конвоя (фактически была домашней церковью имп. семьи). В архит. решении ансамбля использованы мотивы моск.-ярославского зодчества 17 в. В процессе сооружения Ф. г. возникло Об-во возрождения худож. Руси (1915 - окт. 1917), собрания к-рого проходили в Трапезной палате (пред. - князь А. А. Ширинский-Шихматов, члены: худ. А. М. и В. М. Васнецовы, И. Я. Билибин, М. В. Нестеров и др.). С нач. 1-й мир. войны 1914-18 в Ф. г. размещен воен. лазарет № 17 под покровительством имп. Александры Федоровны и вел. княжон (с апр. 1916 здесь служил С. А. Есенин). В 1918 комплекс Ф. г. передан Агрономич. ин-ту, разорен, частично разрушен в годы герм. оккупации (1941-44). С 1976 ведутся реставрац. работы, с 1994 Ф. г. восстанавливается как патриаршее подворье. Лит.: Синей Л. И. Из истории Федоровского городка (1913-1918): По материалам РГИА // Малые города России: Культура. Традиции: Материалы науч.-практ. конф. М.; СПб., 1994. С. 20-22; Федотов А. С. Праздники и концерты в Федоровском городке Царского Села (1914-1917 гг.) // Петербургские чтения-97. СПб., 1997. С. 665-670. Ю. М. Пирютко. Персоны Александра Федоровна, императрица, 1872-1918 Билибин Иван Яковлевич Васнецов Аполлинарий Михайлович Васнецов Виктор Михайлович Есенин Сергей Александрович Кричинский Степан Самойлович Нестеров Михаил Васильевич Сидорчук С.Ю. Ширинский-Шихматов Алексей Александрович Адреса Пушкин г.
| | | hidden Феодоровский Государев собор | ФЕОДОРОВСКИЙ ГОСУДАРЕВ СОБОР в Царском Селе (г. Пушкин, Академический просп., 32), пам. архитектуры, входит в состав незавершенного комплекса Феодоровского городка. Сооружен на средства имп. семьи в 1909-12 по проекту арх. В. А ... | | ФЕОДОРОВСКИЙ ГОСУДАРЕВ СОБОР в Царском Селе (г. Пушкин, Академический просп., 32), пам. архитектуры, входит в состав незавершенного комплекса Феодоровского городка. Сооружен на средства имп. семьи в 1909-12 по проекту арх. В. А. Покровского, к-рый взял за образец Благовещенский собор Моск. Кремля. Включает верхний храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери (родовой святыни дома Романовых) и нижний (пещерный) храм св. Серафима Саровского. Фасады украшены мозаичными панно, изготовленными в мастерской В. А. Фролова. В 5-ярусном иконостасе верхней церкви размещались иконы, исполненные в Москве с древних образцов в мастерской Н. С. Емельянова (ныне в Музее истории религии). Утварь "под 17 в." изготовила фирма Оловянишникова. Нижняя церковь убрана по плану арх. В. Л. Максимова иконами 17 в., стены обтянуты темной тканью и расписаны полихромным орнаментом (худ. И. П. Пашков и В. С. Щербаков). В ней хранились реликвии, связанные со св. Серафимом Саровским, и обычно молилась семья имп. Николая II (для императрицы имелась также отд. моленная). Собор, бывший храмом Собств. Е. И. В. конвоя и Сводного пех. полка, охранявших имп. резиденцию, в 1914 получил назв. Государева. В нач. 1934 храм закрыт и приспособлен под к/т, убранство взято в музеи или расхищено. В Вел. Отеч. войну 1941-45 здание сильно пострадало, в дальнейшем использовалось под склад. В 1985-95 проведены реставрац. работы. В февр. 1992 начались богослужения в нижней, летом 1996 - в верхней церквях. В 1993 около Ф. Г. с. открыт бронз. бюст имп. Николая II (скульп. В. В. Зайко). Лит.: Мещанинов М. Ю. Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей. СПб., 2000. С. 41-52; Кузнецов В. В. "Вспоминаю наш храм..." // С.-Петерб. епарх. ведомости. 2001. № 24. С. 77-87; Черновская Л. Ф. Государев собор // Там же. С. 88-95; Феодоровский Государев собор / Авт. текста: Л. В. Бардовская, Г. Д. Ходасевич. СПб., 2002. В. В. Антонов. Персоны Емельянов Николай Сергеевич Зайко Виктор Владимирович Николай II, император Оловянишников П.И. Пашков Иван Васильевич Покровский Владимир Александрович Фролов Владимир Александрович Щербаков Валентин Семенович Адреса Академический пр./Пушкин г., д. 32
| | | hidden Ферма (ансамбль Александровского парка) | Ферма находится в глубине Александровского парка близ Белой башни и Ратной палаты. Комплекс был основан на этом месте еще в 1810 г, когда у каменной стены Зверинца соорудили первые деревянные постройки по проекту садового мастера Джозефа Буша ... | | Ферма находится в глубине Александровского парка близ Белой башни и Ратной палаты. Комплекс был основан на этом месте еще в 1810 г, когда у каменной стены Зверинца соорудили первые деревянные постройки по проекту садового мастера Джозефа Буша. Под его руководством бывшие сельскохозяйственные угодья кузьминских крестьян превратили в прекрасный Фермский луг с красивыми группами деревьев и прудами. На удаленном от города краю луга соорудили насыпную горку, обработанную террасами, с обсаженной березами дорожкой, спиралеобразно поднимавшейся на вершину. Посетителей парка привлекал сельский характер пейзажа с ухоженными породистыми животными, которых они часто потчевали хлебом. Существующие ныне каменные здания Фермы возведены архитектором Менеласом в 1817–1822 гг. в тех же англо-готических формах, что и другие парковые павильоны. Они сохранились до нашего времени без значительных изменений, утрачены только деревянные постройки фуражного двора, находившегося с западной стороны. Одно- и двухэтажные здания, соединенные между собой оградой с несколькими воротами, образуют живописный ансамбль. В архитектурной обработке использован металлодекор, желтоватый известняк, красный кирпич с белой расшивкой, белым же цветом выделены штукатурные наличники и сандрики там, где они есть. В центре между двумя въездными воротами от Фермской дороги расположен двухэтажный дом смотрителя, фасад которого привлекает внимание двумя выступающими восьмигранными башенками-контрфорсами, венчающимися щипцом с зубчатым парапетом. По сторонам в одноэтажных флигелях размещались различные службы, квартиры ветеринарного врача и скотников. На обширном дворе находится крестообразное в плане здание коровника на 84 стойла (ныне используется под конюшню). В углу расположен сложный в плане флигель, предназначавшийся для ледника и маслобойни с сепараторами, холодильниками и прочими устройствами. Его венчает круглая башня высотой около 15 метров со смотровой площадкой наверху, о назначении которой писал в своем путеводителе Яковкин: «Весьма приятно, здесь сидя, в ясное утро заниматься или чтением, или размышлениями, или осматриванием разнообразных видов, а особливо еще при помощи зрительной трубки». На третьем этаже в ней находилось помещение для отдыха. Рядом с башней в ограду Фермы включен флигель для Высочайших прибытий, выделяющийся более богатым убранством фасадов. С наружной стороны к нему примыкает трельяжная терраса чугунного литья, ранее обвитая плющом, с другой стороны – красивые готические ворота. Помещения во флигеле предназначались для двух гостиных, столовой, кухни и четырех диванных комнат на антресолях для отдыха. Мебель из светлого клена с готической резьбой была исполнена по рисункам Менеласа. Интерьеры украшали гравюры александровского времени с сельскими видами Швейцарии и Нидерландов, а также портреты Александра I и его супруги Елизаветы Алексеевны. Императорская Ферма была преемницей прежнего скотного двора, существовавшего в Царском Селе с первых лет его основания. В налаживании нового хозяйства Александр придерживался советов своей августейшей матушки, императрицы Марии Федоровны, еще ранее устроившей подобное заведение в Павловском парке. По повелению государя работников Царскосельской Фермы присылали к ней на обучение. В 1822 г. для стада выписали 62 коровы и быков холмогорской, черкасской и европейских пород — тирольской, венгерской, швейцарской, английской, голландской, а также 100 мериносов из Силезии, но прижился только чистопородный холмогорский скот. Впоследствии породы подбирались опытным путем. Продукция поставлялась для нужд Высочайшего двора, излишек продавали посторонним лицам. Хозяйство Фермы находилось под особым присмотром Царскосельского главноуправляющего Я.В. Захаржевского. После 1865 г. попечение над ней имел великий князь Николай Николаевич. После национализации императорского имущества Ферму передали вместе с большим участком Александровского парка и находящимися там зданиями Агрономическому институту (впоследствии сельскохозяйственный институт, ныне—Аграрный университет). С использованием в качестве учебного хозяйства института связано возникновение в конце ХХ в. нового топонима — «Фермский парк». Отлично оборудованный зимний каменный коровник с чугунными поилками и другие здания долгое время использовались по первоначальному назначению. Ныне здесь находится конюшня музея-заповедника «Царское Село», где содержат породистых лошадей для катания по парку в легких ландо и каретах, зимой — на тройках. Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Буш Джозеф Елизавета Алексеевна, императрица Захаржевский Я.В. Мария Федоровна, императрица, супруга Павла I Менелас Адам Адамович Николай Николаевич (Старший), вел. кн. Адреса северо-восточная часть парка
| | | hidden «Фермочка» великой княжны Марии Александровны» (ансамбль Екатерининского парка) | Император Александр II близ своих апартаментов в Екатерининском дворце повелел устроить для игр своих детей разные затеи, из которых наиболее известна «Фермочка» великой княжны Марии Александровны ... | | Император Александр II близ своих апартаментов в Екатерининском дворце повелел устроить для игр своих детей разные затеи, из которых наиболее известна «Фермочка» великой княжны Марии Александровны. Фермочку часто ошибочно связывают с Александровским парком, однако в действительности находилась она в Собственном саду Екатерининского парка вблизи Концертного зала. Миниатюрный ансамбль включал две бревенчатые крестьянские избы, коровник, птичник, ледник. Этот пасторальный парковый комплекс в виде уменьшенной копии настоящего скотного двора построил в 1861 г. И. Монигетти для старшей дочери Александра II. Фасады, интерьеры, убранство и утварь были исполнены в русском стиле, с использованием в декоре народных орнаментальных мотивов. Впоследствии рядом под открытым небом соорудили игрушечную железную дорогу с тоннелями и мостами, приводившую к порту на берегу Верхних прудов, а также кегельбан и гимнастическую площадку для детей Александра II. Павильон Фермочка утрачен во время войны и оккупации г. Пушкина в 1941–1944 гг. Г. В. Семенова Персоны Александр II, император Монигетти Ипполит Антонович
| | | hidden Фонтан «Молочница» («Девушка с кувшином») (ансамбль Екатерининского парка) | Около двух столетий бронзовая скульптура «Девушки с кувшином», из которого струится кристальная ключевая вода, является романтическим символом Екатерининского парка ... | | Около двух столетий бронзовая скульптура «Девушки с кувшином», из которого струится кристальная ключевая вода, является романтическим символом Екатерининского парка. Водный источник или ключ, находящийся в укромном уголке на склоне холма и осененный кронами старых деревьев, прежде служил началом ручья Вангазя. В 1810 г. его преобразовал в фонтан известный инженер, механик и гидравлик А. А. Бетанкур по заказу Александра I. Скульптор П.П. Соколов в 1816–1817 гг. изваял для оформления фонтана миниатюрную фигуру девушки, печально склонившуюся над разбитым кувшином. Скульптуру отлили из бронзы на литейном дворе Императорской Академии художеств. Мотивом изображения послужила басня Лафонтена о юной молочнице Перетте. Ваятель претворил прозаический сюжет в идеальных художественных формах классицизма. Фонтан неизменно привлекает внимание посетителей парка, он является источником вдохновения многих поэтов, ему посвящено множество стихов. Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Бетанкур Августин Августинович Соколов Павел Петрович
| | | hidden Холодная баня и Агатовые комнаты (ансамбль Екатерининского дворца) | Занимающее центральное место в комплексе «Терм Камерона» здание было построено Ч. Камероном в 1780-1788гг. для Екатерины II. В работах принимали участие скульпторы Ж. Д. Рашетт и К. Гофферт, мастера камнерезных работ из яшмы В. Давыдов и В ... | Занимающее центральное место в комплексе «Терм Камерона» здание было построено Ч. Камероном в 1780-1788гг. для Екатерины II. В работах принимали участие скульпторы Ж. Д. Рашетт и К. Гофферт, мастера камнерезных работ из яшмы В. Давыдов и В. Балакшин, резного и золотарного дела мастер Ж.-Б. Шарлемань. В первом этаже зодчий частично воспроизвел планировку терм римского императора Константина. Здесь были устроены горячая баня с парильней и комнатой отдыха (кальдарий), теплая ванна (тепидарий), комната массажа, а также служебные помещения для нагрева воды и прислуги. Назвали здание по античному фригидарию с бассейном для плавания – холодной бане. Агатовые комнаты второго этажа или Агатовый павильон названы по облицовке «мясным агатом» (так именовали в старину красно-коричневую уразовскую яшму). Богатое убранство, кроме того, включает искусственный и натуральный мрамор, скульптуру и лепку, живопись, золоченую бронзу, изумительной красоты паркеты. Такое сочетание в отделке интерьеров, целиком облицованных набором пластин из разноцветных яшм, подобранных по цвету и рисунку, получило название «русской мозаики». Г. В. Семенова Персоны Балакшин В. Гофферт К. Давыдов В. Екатерина II, императрица Камерон Чарлз Рашетт Жан-Доминик Шарлемань Ж.-Б. Адреса Садовая ул./Пушкин г., д. 7 между Камероновой галереей и Зубовским корпусом Екатерининского дворца
| | | hidden | Для обеспечения безопасности императора Николая II в 1895 г. была сооружена Императорская Собственная ветка железной дороги и деревянный павильон вокзала, которые предназначались для обслуживания императорской резиденции в Александровском дворце ... | | Для обеспечения безопасности императора Николая II в 1895 г. была сооружена Императорская Собственная ветка железной дороги и деревянный павильон вокзала, которые предназначались для обслуживания императорской резиденции в Александровском дворце. Вокзал, к которому через парк была проложена дорога от Александровского дворца, разместили на участке к северу от Александровского парка на бывших сельскохозяйственных угодьях села Большое Кузьмино. Железнодорожные пути от него вели к Варшавской и Царскосельской линиям железных дорог. Все работы по строительству сооружений Собственной ветки выполняло общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. В 1911 г. первый вокзальный павильон Собственной ветки сгорел, и на его месте в 1912 г. соорудили новое здание в формах древнерусской архитектуры по проекту арх. В. А. Покровского. В рисунке декоративного оформления использовалась российская государственная символика – двуглавые орлы, гербы городов, геральдические сюжеты, древнерусские орнаменты. Эскиз росписей интерьеров выполнил художник М. И. Курилко. На плановое и конструктивное решение оказало влияние решение Императорского вокзала в Петербурге, возведенного в 1902 г. архитектором С. А. Бржозовским. В облике главного фасада выделялось арочное крыльцо с шатром, в основании оформленным двумя рядами стилизованных кокошников и увенчанным государственным двуглавым орлом. Парадные интерьеры были стилизованы под палаты с тяжелыми каменными сводами. В центре находился вестибюль, Царский зал с южной стороны и Свитский зал с северной предназначались для главы государства и его свиты. К восточному фасаду вокзала примыкал металлический дебаркадер над перронами и путями, служивший для приема поездов (разобран в 1920-е гг.) Чердак под высокой крышей был оборудован системой воздушного отопления. Богатое убранство фасадов и интерьеров отвечало парадно-представительскому назначению вокзала, являясь образцом синтеза архитектуры, монументальной живописи и декоративно-прикладного искусства, в котором удачно сочетались формы древнерусского зодчества XVII в. с характерными для эпохи модерна технологиями строительства и материалами. Здесь встречали представителей иностранных государств, посещавших императорскую резиденцию в Царском Селе, в числе их был президент Франции Р. Пуанкаре (1914). В период Первой мировой войны 1914–1917 гг. Царский павильон служил для доставки раненых в развернутый в Федоровском городке госпиталь. В 1918 г. Царский павильон был назван павильоном Урицкого и использовался вначале под общежитие Путевого ремонтно-механического завода, созданного на базе императорского железнодорожно-ремонтного депо («Ремпутьмаш»), затем там располагалось общежитие сельхозинститута, расселенное в 1970-е гг. Здание сохранилось до настоящего времени (Академический пр., 35б), однако сейчас оно находится в аварийном состоянии. Г. В. Семенова Персоны Николай II, император Покровский Владимир Александрович
| | | hidden Царское Село, дворцово-парковый ансамбль | ЦАРСКОЕ СЕЛО (г. Пушкин), памятник градостроит. иск-ва и дворцово-парковый ансамбль 18 - нач. 20 вв. Ядро ансамбля - усадьба имп. Екатерины I Сарская мыза (осн. в 1710). К С. от Екатерининского дворца - Знаменская ц. (1734-46, арх. М. Я. Бланк, М. Г ... | | ЦАРСКОЕ СЕЛО (г. Пушкин), памятник градостроит. иск-ва и дворцово-парковый ансамбль 18 - нач. 20 вв. Ядро ансамбля - усадьба имп. Екатерины I Сарская мыза (осн. в 1710). К С. от Екатерининского дворца - Знаменская ц. (1734-46, арх. М. Я. Бланк, М. Г. Земцов). В 1752-53 вдоль сев. ограды Екатерининского парка сформировался ансамбль "кавалерских домов" (Садовая ул., 4, 6, 10, 12; арх. С. И. Чевакинский), к к-рому примыкают Нижние конюшни (д. 18, 20; 1756-62, арх. Ф. Растрелли, Чевакинский), Оранжереи (д. 14; 1750-е гг., арх. Растрелли; перестроены в 1820-28, арх. В. П. Стасов), Дежурные конюшни (д. 8; 1822-24, арх. Стасов). Застройка сер. 18 в. продолжена по Лицейскому пер. (д. 5 - певческий флигель, 1752-53) и Средней ул.(д. 1 и 3 - дома Дворцового правления, 1744) - все Чевакинский. Формирование дворцовой слободы прервано в 1783, когда к Ю.-В. от Екатерининского парка было отведено место для нового города София, план к-рого (арх. Ч. Камерон) предполагалось использовать как образцовый для всех уездных городов Рос. империи. Однако полностью этот замысел реализовать не удалось и в 1808 город был упразднен (сохр. Софийский собор и Казанское кладбище), а терр. позднее занята казармами, в к-рых квартировали л.-гв. Гусарский, Стрелковый, Кирасирский полки и арт. школа. План Ц. С. имеет регулярную планировку с перпендикулярными улицами. В центре - прямоуг. Соборная пл. (1808, арх. В. И. Гесте), на к-рую выходят фасады Гор. управления и Пожарной части (Леонтьевская ул., 28, 32; 1821, арх. В. И. Гесте, В. П. Стасов) и Гостиного двора (Московская ул., 25; 1863-66, арх. Н. С. Никитин). Екатерининский собор (1835-40, арх. К. А. Тон) снесен в 1939. До нач. 20 в. застройка ограничивалась Бульварной ул. (ныне Октябрьский бул.). Значит. часть Ц. С. занимают Екатерининский парк, Александровский парк, Баболовский парк, Отдельный парк с Колонистским прудом (вдоль Павловского ш., разбит в 1824-25, арх. А. А. Менелас; 1839-47, мастера Ф. Ф. Лямин, И. Ф. Пипер; частично перепланирован в сер. 19 в., арх. А. Ф. Видов и в нач. 20 в., арх. С. А. Данини), а также Лицейский сад (1819, арх. А. А. Менелас, перепланирован в 1849, арх. Д. Е. Ефимов) с пам. А. С. Пушкину (1900, скульп. Р. П. Бах), дача М. В. Кочубей (Запасной, или Владимирский дворец) на Садовой ул., 22 (1817-18, арх. Стасов); дача З. И. Юсуповой (Павловское ш., 10-12; 1856-59, арх. И. А. Монигетти), дача вел. князя Бориса Владимировича (Московское ш., 11; 1896-97, англ. фирма "Мэпл"; 1899, арх. А. И. фон Гоген). В нач. 20 в. в сев. части Ц. С. (Академический просп.) создан ансамбль, включающий Феодоровский городок; имп. гаражи (1906-07, арх. С. А. Данини, 1913-15, арх. А. К. Миняев); казармы Собств. Е. И. В. конвоя (1916, арх. В. Н. Максимов); вокзальный Царский павильон (1912, арх. В. А. Покровский). В годы Вел. Отеч. войны 1941-45 ансамбль Ц. С. сильно пострадал. В ходе послевоен. восстановит. работ сохранены осн. составляющие элементы и доминанты дорев. застройки. Лит.: Ласточкин С. Я., Рубежанский Ю. Ф. Царское Село - резиденция российских монархов: Архит. и воен.-ист. очерк. 2-е изд., доп. и перераб. СПб., 2000. Ю. М. Пирютко. Персоны Бланк Иван (Иоганн) Яковлевич Екатерина I, императрица Земцов Михаил Григорьевич Камерон Чарлз Растрелли Франческо де Стасов Василий Петрович Чевакинский Савва Иванович Адреса Академический пр./Пушкин г. Леонтьевская ул./Пушкин г., д. 32 Леонтьевская ул./Пушкин г., д. 28 Лицейский пер./Пушкин г., д. 5 Московская ул./Пушкин г., д. 25 Московское шоссе/Пушкин г., д. 11 Октябрьский бульв./Пушкин г. Павловское шоссе/Пушкин г. Павловское шоссе/Пушкин г., д. 10 Павловское шоссе/Пушкин г., д. 12 Пушкин г. Садовая ул./Пушкин г., д. 22 Садовая ул./Пушкин г., д. 6 Садовая ул./Пушкин г., д. 4 Садовая ул./Пушкин г., д. 18 Садовая ул./Пушкин г., д. 14 Садовая ул./Пушкин г., д. 12 Садовая ул./Пушкин г., д. 8 Садовая ул./Пушкин г., д. 20 Садовая ул./Пушкин г., д. 10 Средняя ул./Пушкин г., д. 3 Средняя ул./Пушкин г., д. 1
| | | hidden ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ВОДОПРОВОД | ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ВОДОПРОВОД (ЦВ), система водоснабжения г. Царское Село (Детское Село, г. Пушкин) и г. Павловск. Еще в сер. XVIII в. по проекту П. Островского был построен водопровод от Виттелевских ключей для обеспечения императорской резиденции ... | | ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ВОДОПРОВОД (ЦВ), система водоснабжения г. Царское Село (Детское Село, г. Пушкин) и г. Павловск. Еще в сер. XVIII в. по проекту П. Островского был построен водопровод от Виттелевских ключей для обеспечения императорской резиденции. В 1770–80-х постройкой нового ключевого водопровода от Таицких ключей руководил Бауэр Ф. В. Тем не менее, единой системы труб в городе не существовало. Вода проводилась частично открытыми каналами, частично по деревянным трубам; население снабжалось водой из колодцев. Во второй половине XIX в. численность населения стала возрастать, качество поступавших вод из-за несовершенной конструкции водопровода ухудшилось, периодически ощущался недостаток воды. В 1887 по проекту М. И. Алтухова построен первый городской водопровод и две водонапорные башни – Орловская и Певческая. Однако это не решило проблемы, и в 1901-04 был создан отвечающий требованиям времени водопровод с забором воды из Орловских ключей (расположены в 14 км к юго-западу от Царского Села). Вода самотеком по двум трубопроводам подавалась в отстойник, откуда поступала в колодец при водоподъемной (насосной) станции, а затем – в баки водонапорных башен. Из колодца при Орловских воротах шла ветка трубопровода на Павловск. При станции были построены жилой дом, котельная с тремя корнвалийскими котлами и тремя насосами системы Вортингтонг, экономайзерная, машинное отделение, мастерская, контора, баня и прачечная. Все здания освещались посредством электричества. Согласно проведенным анализам, качество воды Орловских ключей было идеальным. Наблюдение за строительством, возложенным на Мин-во путей сообщения, было поручено специальной комиссии под председательством Тимонова В. Е. На реализацию проекта было истрачено 1 640 тыс. руб. Это дало возможность с 1905 обеспечить Царское Село и Павловск необходимым количеством чистой воды. В 1910-14 на месте Орловских ключей построено восемь водозаборных сооружений. В таком виде ЦВ просуществовал вплоть до Великой Отечественной войны, когда в ходе боев и во время оккупации Пушкина и Павловска он был сильно разрушен. Лит.: Дмитриев В.Д. Новый царскосельский водопровод // Строительный рынок. 2007. № 6-7 (101) http://www.ccr.ru/?id=7978 И.В. Меркулов Персоны Алтухов Михаил Иванович Баур Федор Виллимович Островский Петр Тимонов Всеволод Евгеньвич Адреса Павловск г. Пушкин г.
| | | hidden Царскосельский Дворцовый госпиталь | Царскосельский Дворцовый госпиталь включал два благотворительных заведения: больницу и богадельню, содержавшиеся на средства дворцового ведомства еще со времен Екатерины I ... | | Царскосельский Дворцовый госпиталь включал два благотворительных заведения: больницу и богадельню, содержавшиеся на средства дворцового ведомства еще со времен Екатерины I. На этом месте, первоначально выходившем на Торговую площадь у въезда в Царское Село с Московской дороги, госпиталь был размещен согласно повелению Александра I от 23 сентября 1808 г. Одноэтажные деревянные здания больницы со Скорбященской церковью, богадельни, аптеки, сады для мужского и женского отделений, ограду вокруг госпитального комплекса соорудили в 1809–1817 гг. по проекту арх. В. И. Гесте. 21 июля 1844 г. Николай I утвердил проект новых каменных зданий для госпиталя взамен устаревших деревянных, составленный архитектором Д. Е. Ефимовым. Строительные работы велись в 1844–1852 гг. под руководством архитектора Н. С. Никитина. До настоящего времени сохранились возведенные тогда госпитальные корпуса. Главное здание госпиталя и отдельно стоящие богадельню, аптеку, жилой дом для служителей, прачечную, часовню окружал сад, разбитый на основе старых госпитальных садов садовым мастером В. Миллером, и ограда. 28 сентября 1852 г. состоялось освящение госпитальной церкви во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Главным врачом госпиталя работал придворный лейб-хирург Ф. Ф. Жуковско-Волынский (1804–1879 гг.) Значительные работы по модернизации и переоборудованию госпиталя велись в конце XIX–нач. XX вв. по проектам А. Ф. Видова, А. Р. Баха, С. А. Данини, с участием докторов А. Ф. Гаазе, Е. С. Боткина. Здесь работала по воле императрицы Александры Федоровны женщина-хирург княжна В. И. Гедройц. В 1908–1914 гг. по проекту архитектора Данини к главному зданию пристроили амбулаторию и приемный покой, расширили госпитальную Скорбященскую церковь с размещением в новой пристройке пещерного храма Святых Равноапостольных Константина и Елены с отдельным входом. В 1911–1913 гг. Данини был построен в саду госпиталя острозаразный павильон. В нем в годы Первой мировой войны размещалось отделение для офицеров на 30 человек Собственного лазарета № 3, устроенного для раненых на личные средства императрицы. Отделение этого лазарета для нижних чинов на 200 человек занимало верхний этаж в главном здании госпиталя. В этом лазарете до ареста в феврале 1917 г. работали сестры Романовы: императрица Александра Федоровна была операционной сестрой, ассистируя хирургу В. И. Гедройц, и лично делала перевязки. Рядом с матерью трудились старшие великие княжны, Ольга Николаевна и Татьяна Николаевна. В настоящее время здесь находится городская больница № 38 имени Н. А. Семашко Комитета по здравоохранению г. Санкт-Петербурга. Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Александра Федоровна, императрица, 1872-1918 Бах Александр Романович Видов Александр Фомич Гедройц Вера Игнатьевна, кнж. Гесте Василий Иванович (Уильям, Вильям) Данини Сильвио Амвросиевич Екатерина I, императрица Ефимов Дмитрий Егорович Жуковско-Волынский Ф.Ф. Никитин Н.С. Николай I, император Ольга Николаевна, вел. кнж. Татьяна Николаевна, вел. кнж. Адреса Госпитальная ул./Пушкин г., д. 7
| | | hidden Царскосельское Братское кладбище героев Первой мировой войны | Первое Братское кладбище героев мировой войны было основано в сентябре 1914 г. по инициативе императрицы Александры Федоровны. Оно занимало участок у Казанского кладбища и находилось под особым попечительством государыни ... | | Первое Братское кладбище героев мировой войны было основано в сентябре 1914 г. по инициативе императрицы Александры Федоровны. Оно занимало участок у Казанского кладбища и находилось под особым попечительством государыни. Территория была обнесена оградой, вначале деревянной и замененной впоследствии ажурной металлической, с крестами на столбах и зеленой изгородью из елей. От ворот начиналась аллея, обсаженная рядами вечнозеленой туи, по сторонам которой шли ровные ряды могильных холмиков, выложенных дерном и летом обсаженных цветами. Братское кладбище содержалось на средства Ее Величества и находилось в ведении Царскосельского особого эвакуационного пункта, его обслуживала команда солдат. Здесь хоронили офицеров и нижних чинов, погибших на полях сражений и умерших в военных лазаретах Царского Села. Впоследствии было разрешено хоронить также тех, кто служил в лазаретах Царскосельского особого эвакуационного пункта и был известен своим особым попечением о раненых. К октябрю 1917 г. на кладбище было более 1000 индивидуальных могил с резными деревянными крестами. На кладбище находилась небольшая деревянная церковь, проект которой, одобренный императрицей 3 июля 1915 г., составил арх. С. Ю. Сидорчук в традициях северного русского зодчества. Материалом для строительства послужили деревья, весной 1914 г. поваленные ураганом в Царскосельских парках. Храм соорудили в кратчайшие сроки: 18 августа состоялась закладка, а 4 октября 1915 г. – освящение во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в присутствии императрицы с великими княжнами. Первым настоятелем храма был иеромонах Досифей (Разумов), тогда – священник 131 эвакуационного госпиталя. На Пасху 19 апреля 1916 г. здесь торжественно отслужили панихиду по павшим на поле брани воинам. На богослужении присутствовали Николай II и Александра Федоровна с наследником цесаревичем Алексеем Николаевичем и дочерьми, великими княжнами Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией, а также другие члены императорской семьи: королева эллинов Ольга Константиновна, великие княгини Елизавета Федоровна и Елизавета Маврикиевна. В 1938г. церковь закрыли и разобрали, кладбище разорили. В 2008 г. на бывшей территории кладбища соорудили обелиск из гранита, посвященный памяти героев, павших в Первой мировой войне 1914–1918 гг. Г. В. Семенова Персоны Александра Федоровна, императрица, 1872-1918 Елизавета Федоровна, вел. кн. Николай II, император Ольга Николаевна, вел. кнж. Сидорчук С.Ю. Татьяна Николаевна, вел. кнж.
| | | hidden Царскосельское Дворцовое правление | Протяженное здание служит композиционным акцентом в планировочной структуре императорской усадьбы и центральной части города, занимая полностью участок между Певческим (ныне – Лицейским) переулком и Леонтьевской улицей ... | | Протяженное здание служит композиционным акцентом в планировочной структуре императорской усадьбы и центральной части города, занимая полностью участок между Певческим (ныне – Лицейским) переулком и Леонтьевской улицей. Это одно из старейших в Царском Селе зданий. Здание было построено в 1744 г. по проекту архитектора С. И. Чевакинского. Тогда здесь помещались вотчинная контора и контора строения Села Царского, дворцовые погреба с ледниками, квартиры придворнослужителей, гардмейстерские палаты и кладовые. Его фасад закрепил направление Средней улицы. В дальнейшем, при прокладке Леонтьевской улицы по проекту В. И. Гесте, часть конторского корпуса разобрали. В 1810 г. В. И. Гесте частично перестроил юго-восточное крыло конторских палат и возвел портик с фронтоном на главном фасаде, принадлежащем к лучшим образцам творчества архитектора. Композиция близка типовым проектам правительственных и административных зданий эпохи Александровского классицизма. Тимпан фронтона украсил барельеф с гербом Царского Села, а архитрав – металлическая доска с выгравированной надписью «Дворцовое правление». Над входом в глубине портика поместили барельеф с датой «1817», означающей время организации Канцелярии Главноуправляющего дворцовыми правлениями и города Царского Села. Контора дворцового правления находилась здесь до 1917 г. Северо-западный корпус со стороны Певческого переулка арх. В. П. Стасов перепланировал в 1825 г. для нужд архива, экзерцирзала для хранения амуниции, выполнил ремонт погребов с ледниками. Впоследствии это крыло надстроили вторым этажом, причем в архитектуре фасада было повторено решение С. И. Чевакинского. В результате перестроек единое здание воспринимается как состоящее из трех примыкающих друг к другу корпусов. До 1917 г. в конторе дворцового правления выдавались билеты для осмотра Царскосельского дворца и парков. После национализации императорского имущества в 1918 г. Царскосельское правление было ликвидировано, его архив передали в государственное хранилище, Российский государственный исторический архив. Конторские и архивные помещения, расширенные со стороны двора, заняла городская библиотека, остальные части здания продолжали использоваться под жилье и типографию. Герб Царского Села во фронтоне сбили. В настоящее время помещения используются многочисленными организациями. Г. В. Семенова Персоны Гесте Василий Иванович (Уильям, Вильям) Стасов Василий Петрович Чевакинский Савва Иванович Адреса Леонтьевская ул./Пушкин г. Лицейский пер./Пушкин г. Средняя ул./Пушкин г.
| | | hidden Царскосельское реальное училище (с садом и оградой) | На месте, где в 1902 г. по проекту А. Н. Иосса, архитектора Санкт-Петербургского учебного округа, возвели здание Реального училища, находилась Торговая площадь Царского Села, распланированная В. И. Гесте ... | | На месте, где в 1902 г. по проекту А. Н. Иосса, архитектора Санкт-Петербургского учебного округа, возвели здание Реального училища, находилась Торговая площадь Царского Села, распланированная В. И. Гесте. Почти 100 лет на ней существовала торговля сеном и дровами с возов, на которую съезжались крестьяне из окрестных деревень. По преданию, здесь же в прежние времена публично наказывали преступников. В связи со строительством учебного здания, по условиям того времени требовавшего устройства сада для занятий и прогулок воспитанников, торговлю здесь ликвидировали. Всю площадь занял сад, в котором в 1902 г. посадили деревья и декоративные кустарники. Проект кованой ограды сада, звенья которой сходятся к центральному подъезду училища, выделяя перед ним полукруглую площадку, составил арх. С. А. Данини. Торжественная церемония закладки уже частично построенного здания состоялась 6 мая 1901 г. в присутствии императора и императрицы, а 16 сентября 1902 г. Училище было открыто. Работы по сооружению фундамента должны были начаться, предположительно, не позднее строительного сезона 1900 г., чтобы в такие короткие сроки полностью закончить строительство. Горожане придавали большое значение этому долгожданному учебному заведению, и по их просьбе государь принял его под свое покровительство с наименованием «Царскосельское Реальное училище императора Николая II». На пожертвованные им средства по проекту Данини была устроена на верхнем этаже училищная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, отмеченная крестом над крышей со стороны садового фасада и небольшой колокольней. Торжественное освящение церкви и всего здания состоялось 16 марта 1903 г. митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием в сослужении протоиерея Иоанна Сергиева (ныне – Святой Праведный Иоанн Кронштадский). Несмотря на физико-математическую и техническую направленность училища, многие его воспитанники стали видными деятелями гуманитарной сферы культуры. Здесь в разные годы учились: знаменитый уроженец Царского Села Э. Ф. Голлербах, художественный деятель и искусствовед, композитор В. Дешевов, актер Н. Царёв, режиссер В. Москвин, художник О. Клевер. Преподавал и был директором Э. П. Цытович, учитель физики детей Императора Николая II, видный деятель скаутского движения. Оснащение кабинета физики в училище находилось на высоком уровне, и сюда на уроки к своему учителю приезжали старшие великие княжны Ольга и Татьяна. Г. В. Семенова Персоны Гесте Василий Иванович (Уильям, Вильям) Голлербах Эрих Федорович Данини Сильвио Амвросиевич Иосса Андрей Николаевич Ольга Николаевна, вел. кнж. Сергиев (Кронштадтский) Иоанн Ильич, св. и прав. Татьяна Николаевна, вел. кнж. Адреса Госпитальная ул./Пушкин г., д. 24
| | | hidden Царскосельское училище для девиц духовного звания | Царскосельское женское училище Санкт-Петербургского епархиального ведомства было основано по Высочайшему указу великой княжной Ольгой Николаевной, впоследствии королевой Вюртембергской. Открытие училища состоялось 22 октября 1843 г ... | | Царскосельское женское училище Санкт-Петербургского епархиального ведомства было основано по Высочайшему указу великой княжной Ольгой Николаевной, впоследствии королевой Вюртембергской. Открытие училища состоялось 22 октября 1843 г. в присутствии всей царской семьи в первоначально наемном каменном доме действительного статского советника Оболенского (построен в 1820-е гг. по проекту В. П. Стасова или В. И. Гесте). Училище было задумано как образцовое и состояло под покровительством императрицы Александры Федоровны и попечительством великой княжны Ольги Николаевны. По его образцу основали впоследствии десятки женских духовных училищ в разных местах Российской империи. В 1846 г. училищу был Высочайше пожалован участок дворцовой земли в 4 десятины – сад Школьного садового заведения у Кузьминских ворот. До 1917 г. он использовался под огород и луг, а также как место для прогулок воспитанниц, получив название «пепиньер» (ныне – сад у памятника А.С. Пушкину). Бывший дом Оболенского, приобретенный в собственность училища, в 1847–1851 гг. был расширен и перестроен по проекту архитектора Д. Е. Ефимова под учебные цели. В здании с восточной стороны соорудили домовую церковь, освященную в 1849 г. в честь Покрова Пресвятой Богородицы митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским Никанором. На углу со стороны Александровского парка устроили сад, обнесенный оградой на каменном фундаменте с массивными столбами. В 1881–1883 гг. в связи с увеличением штатов училища здание было надстроено третьим этажом и расширено в сторону двора по проекту и под наблюдением А. Ф. Видова. Инженерное оборудование выполнил завод Сан-Галли. Вся царская семья часто проводила время среди воспитанниц, присутствовала на богослужениях в домовой церкви, посещала училищный огород-«пепиньер». Последней августейшей попечительницей с 1879 г. была цесаревна, а потом императрица Мария Федоровна, здесь часто бывал Александр III. В честь 300-летия Дома Романовых епархиальное ведомство предполагало преобразовать училище в духовно-педагогический институт. С этой целью в 1916 г. гражданским инженером А. Павловым был составлен проект расширения здания до Церковной улицы, где на углу находился двухэтажный дом, купленный у А. П. Мердер, начальницы училища. В 1916–1917 гг. училищный сад-«пепиньер» предполагалось отвести под постройку института экспериментальной хирургии по проекту С. А. Данини. Однако эти проекты не успели осуществить в связи с событиями 1917 г. После 1918 г. училище и церковь ликвидировали, здание до настоящего времени используется под школу. Г. В. Семенова Персоны Александр III, император Александра Федоровна, императрица, 1798-1860 Видов Александр Фомич Гесте Василий Иванович (Уильям, Вильям) Данини Сильвио Амвросиевич Ефимов Дмитрий Егорович Мария Федоровна, императрица, супруга Александра III Стасов Василий Петрович Адреса Дворцовая ул./Пушкин г., д. 13 Московская ул./Пушкин г., д. 2
| | | hidden Центральный корпус городской полиции | Для возведения зданий Царскосельской Градской полиции (Городового полицейского управления, Управления полицмейстера и Пожарной части) использовали проект В. И. Гесте, разработанный в 1809 г. и предназначавшийся для Присутственных мест ... | | Для возведения зданий Царскосельской Градской полиции (Городового полицейского управления, Управления полицмейстера и Пожарной части) использовали проект В. И. Гесте, разработанный в 1809 г. и предназначавшийся для Присутственных мест. Строительство осуществили в 1820-е–1830-е гг. по проекту, частично измененному в отношении центрального корпуса В. П. Стасовым, дополнившим его пожарной каланчой. Руководил работами архитектор В. И. Гесте. При этом замысел по закреплению углов этого квартала симметричными домами, вместо которых возвели каменную глухую ограду, остался неосуществленным. Это изменение первоначального плана было вызвано тем, что переведенная из Софии Городовая ратуша, главное учреждение Присутственных мест, была устроена в новом каменном доме на Московской улице (ныне – Московская ул., 33). Прилегающая к домам территория использовалась под материальный двор Градской полиции, где соорудили сад и каретник, сохранившийся, хотя и в перестроенном виде, но продолжающий использоваться доныне по первоначальному назначению – в качестве гаража Пушкинской пожарной части. В самом начале XX в. в этих зданиях находились городское полицейское управление, городской судья, управление полицмейстера города, адресный стол, 1-й участок полиции, пожарная часть. Главный корпус Городового полицейского управления надстроен в 1908 г. арх. С. А. Данини со стороны двора полуэтажом со световым фонарем над парадной лестницей. Над задуманной Гесте элегантной лоджией с двухколонным портиком тосканского ордера и полуциркульным окном первоначально возвышалась пожарная каланча. По сторонам его фланкируют симметричные корпуса Управления полицмейстера (Леонтьевская ул., 22), в котором в 1853–1861 гг. была квартира городского полицмейстера Николая Ивановича Цылова, известного составителя атласов Царского Села и Санкт-Петербурга, и Пожарной части (Леонтьевская ул., 32). Между ними размещены одинаково оформленные проезды во двор с каменными устоями для ворот и глухая каменная ограда. Великолепные пышные кроны деревьев, среди которых роскошный старый дуб, возвышаются над каменной оградой со стороны Московской улицы, напоминая о некогда существовавшем здесь саду. С 1920-х гг. в этих домах находились Детскосельский (Пушкинский) городской Совет рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов и исполнительные органы власти. В настоящее время бывшее здание Городового полицейского управления используется под муниципальный историко-литературный музей. В домах Управления полицмейстера и Пожарной части находится управление районного военкомата. По первоначальному назначению используются исторические дворовые флигели пожарной команды (Леонтьевская ул., 24, 26). Г. В. Семенова Персоны Гесте Василий Иванович (Уильям, Вильям) Данини Сильвио Амвросиевич Стасов Василий Петрович Цылов Николай Иванович Адреса Леонтьевская ул./Пушкин г., д. 32
| | | hidden Церковь Святого Иулиана Тарсийского (Лейб-гвардии Кирасирского Его Императорского Величества полка) | В 1896–1899 гг. на углу Кадетского бульвара и Кирасирской улицы построили полковую церковь по проекту архитектора В. Н. Курицына. Отделку выполнил архитектор С. А. Данини. Строительство велось на средства коммерции советника И. К ... | | В 1896–1899 гг. на углу Кадетского бульвара и Кирасирской улицы построили полковую церковь по проекту архитектора В. Н. Курицына. Отделку выполнил архитектор С. А. Данини. Строительство велось на средства коммерции советника И. К. Савинкова в стиле древнерусских церквей в память бракосочетания Их Императорских Величеств Николая II и Александры Федоровны. 19 декабря 1899 г. состоялось освящение верхнего храма в честь Святого Иулиана Тарсийского протопресвитером военного духовенства о. А. Желобовским в сослужении протопресвитера о. Иоанна (Сергиева) Кронштадтского и представителей царскосельского духовенства в присутствии Их Императорских Величеств. В верхнем приделе интересен был витражный иконостас, сделанный весь из разноцветного стекла в пайке, с мозаичными иконами в обрамлении орнаментов. Иконы исполнены в Мюнхене по картонам профессора Н. Кошелева, написавшего также две колоссальные картины на стенах средней части храма «Брак в Канне Галилейской» и «Чудо святого Иулиана Тарсийского». В нижнем храме находился стильный мраморный иконостас и мраморные надгробия Савинкова и его супруги. Иконы и роспись исполнил художник Волков. Г. В. Семенова Персоны Александра Федоровна, императрица, 1872-1918 Данини Сильвио Амвросиевич Курицын Владимир Николаевич Николай II, император Сергиев (Кронштадтский) Иоанн Ильич, св. и прав. Адреса Кадетский бульв./Пушкин г., д. 7
| | | hidden Церковь соборная Воскресения Христова в Екатерининском дворце | В царскосельском дворце царицы Екатерины Алексеевны первоначально находилась походная комнатная церковь во имя святой великомученицы Екатерины, достопримечательностью которой был резной иконостас синего цвета ... | | В царскосельском дворце царицы Екатерины Алексеевны первоначально находилась походная комнатная церковь во имя святой великомученицы Екатерины, достопримечательностью которой был резной иконостас синего цвета. Строительство ныне существующего дворцового храма началось весной 1746 г. по проекту и под руководством С. И. Чевакинского. Торжественная закладка храма в честь Воскресения Христова преосвященным Феодосием архиепископом Санкт-Петербургским и Шлиссельбургским состоялась 8 августа того же года в присутствии императрицы Елизаветы, наследника цесаревича Петра Федоровича и его супруги Екатерины Алексеевны. В процессе строительства Елизавета Петровна распорядилась переделать часть осуществленных работ и продолжать строительство по показанию обер-архитектора Ф.-Б. Растрелли. К написанию икон по данной росписи были привлечены придворные живописцы Г.-К. Грот, Л. Каравак, Б. Тарсиа, И. Я. Вишняков, А. Перезинотти. Всего в церкви находилось 114 икон, из них 59 написали и 14 исправили известные иконописцы Федот и Мина Колокольниковы. Живописный плафон с изображением Вознесения Господня написал художник-декоратор Дж. Валериани с подмастерьями. Резные работы выполнял И. Ф. Дункер. Отделку интерьера завершили в 1756 г., и 30 июля преосвященный Сильвестр архиепископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский освятил храм во имя Светоносного Воскресения Христова. Богослужения в дворцовом соборе Воскресения Христова совершались придворным духовенством во время пребывания императорского двора в Царском Селе. На них присутствовали императорская свита, министры, представители дипломатического корпуса, придворные, офицеры гвардейских полков. По воскресным и праздничным дням на литургии рядом с Александром I можно было увидеть лицеистов. Среди посетителей храма был историк Карамзин с семейством. Здесь производилось бракосочетание членов императорской семьи, придворных, происходило крещение младенцев императорского дома, родившихся в Царском Селе, среди которых были будущие императоры Николай I и Николай II. Приход церкви составляли постоянно проживавшие в Царском Селе дворцовые чиновники и служащие. В 1917 г. богослужения были прекращены, а интерьер храма включен в музейную экспозицию. Интерьеры церкви имели роскошный облик в стиле елизаветинского барокко, не подвергавшийся существенным изменениям, хотя зданию пришлось пережить пожары в 1820 и 1863 гг. После первого пожара утраченный плафон возобновил художник В. К. Шебуев, церковные главы восстанавливали по проекту архитектора В. П. Стасова с изменением их силуэта. Реставрация первоначального вида глав в стиле барокко была произведена архитектором А. Ф. Видовым после второго пожара. Во время Великой Отечественной войны внутреннее убранство было разграблено и получило значительные повреждения, 97 икон похищены, от плафона сохранились лишь фрагменты. Послевоенный реставрационный ремонт фасадов проведен в 1957–1963 гг. по проекту архитектора А. А. Кедринского, но интерьеры дворцовой церкви в полном объеме еще не восстановлены. Г. В. Семенова Персоны Александр I, император Валериани Джузеппе Видов Александр Фомич Грот Г.-К. Дункер Иоганн Франц Екатерина II, императрица Елизавета Петровна, императрица Карамзин Николай Михайлович Квасов Андрей Васильевич Кедринский Александр Александрович Николай I, император Николай II, император Петр III, император Растрелли Франческо де Стасов Василий Петрович Тарсиа Б. Чевакинский Савва Иванович
| | | hidden Часовня Святого Благоверного князя Игоря Черниговского | Часовня святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского сооружена в память погибших в годы войны жителей г. Царского Села-Пушкина. Она находится на месте сгоревшего в войну дома на углу Московской и Конюшенной улиц ... | | Часовня святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского сооружена в память погибших в годы войны жителей г. Царского Села-Пушкина. Она находится на месте сгоревшего в войну дома на углу Московской и Конюшенной улиц, где проводились массовые казни людей во время фашистской оккупации города. Строительство велось в 1997–1998 гг. на средства Балтийской строительной компании и некоторых других фирм, при поддержке ряда петербургских организаций. Над проектом работали архитекторы В. Б. Бухаев и Е. Л. Светлова. Торжественное освящение часовни митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром состоялось 2 июля 1998 г. в сослужении большого числа духовенства Царскосельского благочиния. На церемонии присутствовали губернатор Санкт-Петербурга В. Яковлев и глава администрации Пушкинского района Ю. Никифоров. Г. В. Семенова Персоны Никифоров Юрий Парфенович Светлова Елена Леонидовна Адреса Конюшенная ул./Пушкин г. Московская ул./Пушкин г.
| | | hidden Чесменская колонна, памятник | г. Пушкин. Екатерининский парк, Большой прудАрхитектор: Ринальди Антонио (1709-1794).Скульптор: Шварц И.Сооружена в 1771-1778 гг.Материалы: олонецкий мрамор: бело-розовый – ствол с рострами; серый – пьедестал ... | | г. Пушкин. Екатерининский парк, Большой пруд Архитектор: Ринальди Антонио (1709-1794). Скульптор: Шварц И. Сооружена в 1771-1778 гг. Материалы: олонецкий мрамор: бело-розовый – ствол с рострами; серый – пьедестал, красный – база; сердобольский гранит – постамент; бронза – орел, трофеи, барельефы; латунь - литеры. Надписи Накладными литерами на доске с южной стороны постамента: "В память морских побед, одержанных в Архипелаге между Асиею и островомъ Хио, 24 июня 1770 года предводительством генерала графа Алексия Орлова и адмирала Григорья Спиридова десять российских военных кораблей и седьмь фрегатов разбили и обратили в бегство турецкаго капитан-пашу Жефиря Бея с шестнадцатью линейными кораблями. Фрегатов, галер, бригантин и мелкихъ судов было более ста. Того ж июня 26 числа сожжен весь сей флот в Чесменском порте контр-адмиралом Грейгом отряженною эскадрою победительнаго флота ноября от 2 до 4 1770 года а присутствии российских в Средиземном море войск вождя генерала графа Орлова по высажении войск на остров Митилину по обращении в бегство неприятеля по овладении предместием, адмиралтейством и окрестными местами, сожжен был остаток морских сил турецких два линейные корабля седмидесяти пушечные и хранилища разных припасов и снастей морских”. Памятник посвящен победам русского флота в войне с турками 1768-1774 гг., при Хиосе, Митилине и особенно знаменитой - сожжению турецкого флота в Чесменской бухте 25-26 июня 1770 г. Эпизоды Чесменского боя запечатлены художником Ф. Гаккертом в цикле полотен, заказанных ему Екатериной II для Большого Петергофского дворца. Чесменским был назван путевой дворец под Петербургом. В Гатчине, поместье Г.Г. Орлова, брата Чесменского героя, был поставлен Чесменский обелиск, а во дворце устроена Чесменская галерея. Постройка постамента под колонну, воздвигнутую посреди Большого пруда в Царском Селе, велась под руководством архитектора А. Ф. Виста. Для этого вода в пруду была спущена. Скульптурные детали памятника изваяны из бронзы по модели скульптора И. Шварца. Колонна попарно украшена шестью мраморными рострами – символом морских побед. Памятник увенчан бронзовым изваянием орла – символа быстроты, силы и отваги. На постаменте памятника литые бронзовые горельефы изображают Хиосское сражение - на восточной стороне, Чесменское - на северной, и на западной – бой при острове Митилены.Чесменская колонна воспета А. С. Пушкиным: Над твердой, мшистою скалой Вознесся памятник. Ширяяся крылами, Над ним сидит орел младой. И цепи тяжкие, и стрелы громовые Вкруг грозного ствола трикратно обвились, Кругом подножия, шумя, валы седые В блестящей пене улеглись. В годы Великой Отечественной войны горельефы с постамента колонны были утрачены. Воссозданы при реставрации памятника в 1990-е гг. Высота памятника — 14 м. Персоны Вист Александр Францевич Екатерина II, императрица Орлов Григорий Григорьевич, граф Пушкин Александр Сергеевич Ринальди Антонио Адреса Екатерининский парк/Пушкин г. Большой пруд Большой пруд
| | | hidden Школа нянь императрицы Александры Федоровны в Баболовском парке | В 1903 г. императрица Александра Федоровна для строительства основанной ею Школы нянь пожертвовала участок, находившийся в Баболовском парке между Гатчинским шоссе и Баурским каналом ... | | В 1903 г. императрица Александра Федоровна для строительства основанной ею Школы нянь пожертвовала участок, находившийся в Баболовском парке между Гатчинским шоссе и Баурским каналом. Государыня придавала большое значение этому учебно-воспитательному благотворительному заведению, содержавшемуся на ее собственные средства. В организации и работе Школы нянь активное участие принимал известный врач-педиатр К. А. Раухфус. В школе, при которой имелся приют для детей неимущих родителей и сирот, обучали нянь для ухода за детьми младенческого возраста. Здание построили в 1904 г. по проекту архитектора С. А. Данини. Императрица часто посещала школу вместе с великими княжнами, где они могли обучаться приемам по уходу за детьми. Вокруг школы разбили сад на основе находившегося здесь ранее питомника Школьного садового заведения. Для надобностей постоянно увеличивавшегося числа воспитанников и персонала здание неоднократно перестраивалось. В 1910-е гг. его расширили пристройкой с западной стороны, также по проекту Данини. В начале Первой мировой войны императрица организовала здесь один из своих Царскосельских лазаретов для раненых, для этого пришлось надстроить еще один этаж. После 1917 г. здание занимает общеобразовательная школа, находящаяся здесь до настоящего времени. Г. В. Семенова Персоны Александра Федоровна, императрица, 1872-1918 Данини Сильвио Амвросиевич Раухфус Карл Андреевич
| | | hidden «Эрмитаж», павильон (ансамбль Екатерининского парка) | Скрытый в зеленых кущах рощи павильон «Эрмитаж» с обрамлявшим его Эрмитажным каналом построили в 1744–1746 гг. по проекту архитектора М.Г. Земцова вчерне. Завершено оформление в 1749—1754 гг. Ф.-Б. Растрелли. Скульптурное убранство выполнили И ... | | Скрытый в зеленых кущах рощи павильон «Эрмитаж» с обрамлявшим его Эрмитажным каналом построили в 1744–1746 гг. по проекту архитектора М.Г. Земцова вчерне. Завершено оформление в 1749—1754 гг. Ф.-Б. Растрелли. Скульптурное убранство выполнили И. Дункер, лепные мастера Д.Б. Джани и Г.Ф. Партир. Богатая резьба по дереву в обрамлениях дверей, окон и зеркал исполнена резчиками П. Валюхиным, Д. Сакулисным, И. Канаевым. Плафон большого зала « Пир на Олимпе» и 8 живописных десюдепортов были написаны художником Д. Валериани и его помощником А. И. Бельским, живописные плафоны в боковых кабинетах и галереях исполнены А. Перезинотти. Два деревянных моста на Эрмитажном канале соорудил шлюзный мастер И.Шмит. Внезапно открывавшаяся взору изысканная архитектура Эрмитажа, купол которого венчала группа «Похищение Прозерпины», снаружи богато украшенного позолоченной скульптурой, внутри — живописью, характерна для увеселительных затей в садах барокко. Чудеса ожидали посетителя и в интерьерах, где подъемные столы со специальными сервировочными механизмами позволяли невидимо делать из столовой танцевальный зал и обходиться без прислуги наверху. Здесь устраивали обеды знатным иностранцам, торжества для придворных и детские праздники для внуков императрицы. Интерьеры и исторические подъемные механизмы павильона сохранились и доступны для обозрения в результате реставрации, завершенной в 2010 г. к 300-летию Царского Села. Г. В. Семенова Персоны Бельский Алексей Иванович Валериани Джузеппе Валюхин П. Дункер Иоганн Франц Земцов Михаил Григорьевич Канаев И. Партир Г.-Ф. Растрелли Франческо де Сакулисный Д. Шмит И.
| | | hidden | ЯНТАРНАЯ КОМНАТА, один из уникальных интерьеров Б. Царскосельского дворца, памятник декорат.-прикладного иск-ва 18 в. Стены Я. к. отделаны панелями из янтаря (единств. пример использования янтаря в рус. архитектуре) ... | | ЯНТАРНАЯ КОМНАТА, один из уникальных интерьеров Б. Царскосельского дворца, памятник декорат.-прикладного иск-ва 18 в. Стены Я. к. отделаны панелями из янтаря (единств. пример использования янтаря в рус. архитектуре). В 1716 Петр I, находясь в Габельберге (близ Берлина), получил в подарок от прус. короля Фридриха Вильгельма I янтарный кабинет, но установить его сразу не удалось. Впервые в СПб. Я. к. была устроена для будущей имп. Елизаветы Петровны в 3-м Зимнем дворце. В 1745 взошедший на прус. престол Фридрих II подарил имп. Елизавете Петровне четвертую янтарную раму, выполненную по его заказу в Кенигсберге (в дополнение к трем, подаренным Петру I). В эти же годы Ф. Растрелли, перестраивавший Б. Царскосельский дворец, включил Я. к. в число парадных помещений. Панели и рамы, хранившиеся в Летнем дворце Петра I в СПб. из предосторожности были перенесены в Царское Село на руках. Для устройства Я. к. помещение пл. 96 м2 оказалось слишком просторным. Растрелли предложил 3-ярусную композицию отделки, поместив имевшиеся панели и рамы в среднем ярусе. Выше и ниже стены были затянуты холстом и расписаны худ. И. И. Бельским под янтарь. В 1758 прус. мастер янтарного дела Ф. Роггенбук возглавил изготовление новых янтарных изделий в созданной на месте мастерской. В течение четырех лет было изготовлено восемь щитов нижнего яруса и восемь филенок (израсходовано 450 кг янтаря). Флорентийские мозаики исполнены в Италии в мастерской "Петродуру" по картонам худ. Д. Дзокки. Во время Вел. Отеч. войны убранство Я. к. было вывезено герм. властями в Кенигсберг, с 1944 его следы теряются. В 1990-х гг. в Германии обнаружены два предмета из Я. к., к-рые были переданы Музею-заповеднику "Царское Село". Работы по восстановлению Я. к. начались в 1986 (рук. - арх. А. А. Кедринский). Возрожденная Я. к. торжественно открыта в мае 2003. Лит.: Овсянов А. П. Янтарная комната: Возрождение шедевра. Калининград, 2002; Янтарная комната: Три века истории / И. П. Саутов, А. А. Кедринский, Л. В. Бардовская, Н. С. Григорович. СПб., 2003. О. А. Чеканова. Персоны Бельский Иван Иванович Дзокки Джузеппе Елизавета Петровна, императрица Петр I, император Растрелли Франческо де Роггенбук Ф. Фридрих II, король Фридрих Вильгельм, герцог
| | | | |